Технологическая карта урока "СССР в 1991 году. Распад или развал?"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "СССР в 1991 году. Распад или развал?"

Оценка 4.7
docx
10.03.2020
Технологическая карта урока "СССР в 1991 году. Распад или развал?"
СССР В 1991 ГОДУ.docx

Технологическая карта урока

«СССР в 1991 году. Распад или развал?»

 

Завгородняя Наталья Михайловна, учитель истории и обществознания

                                                                                                                                              МБОУ УДСОШ №2, участник                                                                                                                                                   конкурса «Учитель года - 2019»

 

 

Пояснительная записка

Данная технологическая карта разработана для проведения урока истории в 11 классе. К планируемому уроку учащиеся уже хорошо знакомы с послевоенной историей СССР, особенностями внешней и внутренней политики государства. Это позволяет сократить время на актуализацию опорных знаний и больше внимания уделить изучению нового материала.

Основной технологией, используемой на уроке, является технология продуктивного обучения как наиболее соответствующая целям и задачам уро-

ка. Кроме технологии продуктивного обучения использованы элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, развивающего обучения. Организация работы в  парах осуществляется таким образом, чтобы учащиеся перемещались по классу, осуществляли двигательную активность, в соответствии с требованиями здоровьесбережения. Воспитательный аспект реализуется как при формулировании цели и задач урока, так и на протяжении всего урока через формы работы и содержательный компонент урока.  На уроке используется индивидуальная, парная и фронтальная формы работы. Выбор именно этих форм работы обусловлен стремлением в максимальной степени развивать предметные, метапредметные, личностные и коммуникативные УУД. Преимущественной формой работы является работа в парах и фронтальная работа. 

Для работы учащихся разработаны задания и бланки для их выполнения. Задания максимально детализированы и требуют предельно сжатых и кор-

ректных формулировок.   

С целью реализации воспитательного потенциала урока используется метод образно-эмоционального восприятия.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока истории

Класс 11 Предмет: история

Тема урока: ««СССР в 1991 году. Распад или развал?»

 Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый 

 

Формы обучения:  индивидуальные, работа в парах,  коллективные методов работы

  

 

 

Тема

«СССР в 1991 году. Распад или развал?»

 

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

-             формирование    у    учащихся  ценностно - смысловой    компетентности, гражданской позиции к оценке явлений  и событий истории нашего государства  (цель учителя);

-             оценка событий 1991 г. с точки зрения их исторической закономерности и значимости для дальнейшей истории России (цель для учащихся)

Задачи урока

1)      раскрыть основные причины и предпосылки  распада (развала) СССР;

2)      оценить с позиции нравственности и государственности события 1991 года;

3)      совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, с картой, историческими документами и понятиями;

 

Планируемый результат

 

Предметные умения

Формируемые компетентности

Уметь определять разницу между понятия развал и раскол, выделять причины и последствия развала (распада) СССР. Знать понятия, владеть лентой времени. уметь самостоятельно оценивать исторические события. Умение установить вза-

имосвязь событиями внешней и внутренней понятия.

 

 

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; оценивать свои и чужие поступки

Предметные: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные: находить достоверную информацию в разных источниках; анализировать (выделять главное); определять понятия; обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия

Коммуникативные: развивать у учащихся умение работать индивидуально и в парах; излагать своё мнение, аргументируя его; продуктивно взаимодействовать со своими партнерами; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

 

 

Обязательный минимум содержания

ГКЧП, перестройка, Президент СССР, путч, федерация, конфедерация.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Оборудование урока (ресурсы)

география, обществознание,

информатика; 

экономика

Развитие мануфактур  

В парах, индивидуальная, самостоятельная

Мультимедийный проектор компьютер  интерактивная доска, доска,  учебник,  раздаточный материал

 

 

 

                                                                                                              

 

Этапы урока

Цели и задачи этапа урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт этапа

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Формируемые и осуществляемые способы деятельности

Формируемые и осуществляемые способы деятельности

Формируемые и осуществляемые способы деятельности

Организационный этап.

 

Организовать деятельность учащихся.  Направить деятельность учащихся на формули рование темы урока

Учитель приветствует учащихся

Слушание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулирована тема урока и записана в рабочем листе.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовать деятельность учащихся по постановке целей и задач урока.

Организовывает дея тельность учащихся по постановке цели и задач. Видео в начале урока. Опрос.

Учащиеся настраиваются на урок, слушают информацию о том, что будут делать на уроке.

 

Взаимодействие с учителем при формулировке  цели урока, осуществляемое во фронтальном режиме

 

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Сформулированы цель и задачи урока. Записаны в рабочий лист

 

Формулирование проблемы. «СССР. Распад или  развал?»

Организовать деятельность учащихся по постановке проблемы

Организовывает дея тельность учащихся по постановке проблемного вопроса. Понимание различного значения слов распад и развал.

Учащиеся анализируют и сравнивают термины распад и развал. Выявляют ключевое различие в них .

 

Взаимодействие с учителем при формулировке  проблемы урока, осуществляемое во фронтальном режиме

 

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Поставлен проблемный вопрос

Актуализация знаний

 

Направить учебную  деятельность учащихся по изучению новой темы

Проведение мозговой атаки «+» и «-» распада (развала) СССР. Чего больше? Больше «+». Почему тогда государство прекратило свое существование? Переход к причинам распада (развала СССР)

Формируется представление о многообразии исторического процесса и многосторонности любого события

Излагают своё мнение, аргументируя его.

 

 

Учитывают другие мнения

 

 

Умение действовать согласно целевым установкам

Сформирована мотивация к деятельности на следующем этапе урока

Первичное усвоение новых знаний.

Составление опорного конспекта по заданной теме

Организация деятельности учащихся по работе с раздаточным материалом. Работа в парах. У каждого ряда свой тематический блок.

1 ряд- экономические причины;

2 ряд – политические причины;

3ряд – национальные причины

По предложенному раздаточному материалу  выполняют задания, составляя опорный конспект согласно заданию для группы.

 

Договариваться и приходить к общему мнению и решению

 

Учитывать другие мнения

 

Умение слушать в соответствии с целевой установкой и контролировать правильность  ответов обучающихся

 

Составлен фрагмент опорного конспекта по теме урока

Первичная проверка понимания

Представление результатов работы пар.

 Регулирует деятельность учащихся по представлению работы пар

Один представитель пары представляет с результат работы пары

 

 

 

Представлять результаты парной  работы. Аргументировать свою точку зрения

 

 

.

Умение излагать исторический материал, слушать и принимать чужое мнение

Составлен фрагмент опорного конспекта урока по

теме

 

 

Учащимися сделан вывод о наличии существенных причин к распаду (развалу СССР). 

Первичное усвоение новых знаний.

Анализ картографической  и графической информации  по итогам референдума 17 марта 1991 года

 

 

 

 

 

 

Анализ статей Конституций СССР

Организация деятельности учащихся по работе с раздаточным материалом. Индивидуальная работа. Заполнение пропусков в тексте в рабочем листе.

 

Организация работы по анализу ст. Конституции. Подведение к выводу о сущности права на самоопределении республик

По предложенному раздаточному материалу  выполняют задания, составляя опорный конспект согласно заданию.

 

 

 

 

 

 

Делают выводы о преемственности Конституций СССР в вопросе права наций на самоопредееление

Формулирование собственной точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование собственной точки зрения

 

 

 

 

 

 

Умение слушать в соответствии с целевой установкой и контролировать правильность  ответов обучающихся

 

Составлен фрагмент опорного конспекта по теме урока

Первичная проверка понимания

Формулирование вывода  о сущности права на самоопределении республик.

Дает возможность высказать свое мнение

Высказывают собственное мнение по вопросу

 

 

 

Аргументировать свою точку зрения

 

 

.

Умение излагать исторический материал, слушать и принимать чужое мнение

Сделан вывод о провокационной формулировке статей о праве республик на самоопределение.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 Составление кластера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возврат к проблеме и задачам урока

 

 

Проверка усвоения знаний по теме урока

Организация деятельности учащихся по составлению кластера «От ГКЧП к Беловежским соглашениям»

 

 

 

 

 

 

 

 

Можем ли мы ответить на проблемный вопрос?

 

 

Организация проведения тестирования

 Умение дать четкий ответ на поставленный  вопрос

 

Способность устанавливать причинно-следственные связи

 

 

 

Записывают окончательные выводы

 

 

 

Дают ответ на проблемный вопрос

 

 

Выполняют тесты

Договариваться и приходить к общему мнению и решению

 

Учитывать другие мнения

 

Согласовывать действия по решению

учебной задачи

 

Взаимодействие с учителем во время  работы

Учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы

 

 

  

 

 Оценка уровня знаний по новой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение результатов тестирования

 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Четко и доступно сформулировать домашнее задание

 

Умение действовать по инструкции учителя

Взаимодействие с учителем во время  обсуждения  домашнего задания

 

Осознанно принимают информацию о домашнем задании

 

Усвоен механизм выполнения домашнего задания

 

 

  

 


 

Технологическая карта урока «СССР в 1991 году

Технологическая карта урока «СССР в 1991 году

Технологическая карта урока истории

Технологическая карта урока истории

Планируемый результат

Планируемый результат

Этапы урока Цели и задачи этапа урока

Этапы урока Цели и задачи этапа урока

СССР)Формируется представление о многообразии исторического процесса и многосторонности любого событияИзлагают своё мнение, аргументируя его

СССР)Формируется представление о многообразии исторического процесса и многосторонности любого событияИзлагают своё мнение, аргументируя его

Анализ статей Конституций СССР

Анализ статей Конституций СССР

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2020