Технологическая карта урока
«СССР в 1991 году. Распад или развал?»
Завгородняя Наталья Михайловна, учитель истории и обществознания
МБОУ УДСОШ №2, участник конкурса «Учитель года - 2019»
Пояснительная записка
Данная технологическая карта разработана для проведения урока истории в 11 классе. К планируемому уроку учащиеся уже хорошо знакомы с послевоенной историей СССР, особенностями внешней и внутренней политики государства. Это позволяет сократить время на актуализацию опорных знаний и больше внимания уделить изучению нового материала.
Основной технологией, используемой на уроке, является технология продуктивного обучения как наиболее соответствующая целям и задачам уро-
ка. Кроме технологии продуктивного обучения использованы элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, развивающего обучения. Организация работы в парах осуществляется таким образом, чтобы учащиеся перемещались по классу, осуществляли двигательную активность, в соответствии с требованиями здоровьесбережения. Воспитательный аспект реализуется как при формулировании цели и задач урока, так и на протяжении всего урока через формы работы и содержательный компонент урока. На уроке используется индивидуальная, парная и фронтальная формы работы. Выбор именно этих форм работы обусловлен стремлением в максимальной степени развивать предметные, метапредметные, личностные и коммуникативные УУД. Преимущественной формой работы является работа в парах и фронтальная работа.
Для работы учащихся разработаны задания и бланки для их выполнения. Задания максимально детализированы и требуют предельно сжатых и кор-
ректных формулировок.
С целью реализации воспитательного потенциала урока используется метод образно-эмоционального восприятия.
Технологическая карта урока истории
Класс 11 Предмет: история
Тема урока: ««СССР в 1991 году. Распад или развал?»
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый
Формы обучения: индивидуальные, работа в парах, коллективные методов работы
Тема |
«СССР в 1991 году. Распад или развал?»
|
|||
Тип урока |
Комбинированный |
|||
Цель урока |
- формирование у учащихся ценностно - смысловой компетентности, гражданской позиции к оценке явлений и событий истории нашего государства (цель учителя); - оценка событий 1991 г. с точки зрения их исторической закономерности и значимости для дальнейшей истории России (цель для учащихся) |
|||
Задачи урока |
1) раскрыть основные причины и предпосылки распада (развала) СССР; 2) оценить с позиции нравственности и государственности события 1991 года; 3) совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, с картой, историческими документами и понятиями;
|
|||
Планируемый результат
|
Предметные умения |
Формируемые компетентности |
||
Уметь определять разницу между понятия развал и раскол, выделять причины и последствия развала (распада) СССР. Знать понятия, владеть лентой времени. уметь самостоятельно оценивать исторические события. Умение установить вза- имосвязь событиями внешней и внутренней понятия.
|
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; оценивать свои и чужие поступки Предметные: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные: находить достоверную информацию в разных источниках; анализировать (выделять главное); определять понятия; обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия Коммуникативные: развивать у учащихся умение работать индивидуально и в парах; излагать своё мнение, аргументируя его; продуктивно взаимодействовать со своими партнерами; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
|||
|
|
|||
Обязательный минимум содержания |
ГКЧП, перестройка, Президент СССР, путч, федерация, конфедерация. |
|||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Оборудование урока (ресурсы) |
||
география, обществознание, информатика; экономика Развитие мануфактур |
В парах, индивидуальная, самостоятельная |
Мультимедийный проектор компьютер интерактивная доска, доска, учебник, раздаточный материал
|
||
Этапы урока |
Цели и задачи этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Продукт этапа
|
||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Формируемые и осуществляемые способы деятельности |
Формируемые и осуществляемые способы деятельности |
Формируемые и осуществляемые способы деятельности |
||||
Организационный этап.
|
Организовать деятельность учащихся. Направить деятельность учащихся на формули рование темы урока |
Учитель приветствует учащихся |
Слушание
|
|
|
Сформулирована тема урока и записана в рабочем листе. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Организовать деятельность учащихся по постановке целей и задач урока. |
Организовывает дея тельность учащихся по постановке цели и задач. Видео в начале урока. Опрос. |
Учащиеся настраиваются на урок, слушают информацию о том, что будут делать на уроке.
|
Взаимодействие с учителем при формулировке цели урока, осуществляемое во фронтальном режиме
|
Умение слушать в соответствии с целевой установкой |
Сформулированы цель и задачи урока. Записаны в рабочий лист
|
Формулирование проблемы. «СССР. Распад или развал?» |
Организовать деятельность учащихся по постановке проблемы |
Организовывает дея тельность учащихся по постановке проблемного вопроса. Понимание различного значения слов распад и развал. |
Учащиеся анализируют и сравнивают термины распад и развал. Выявляют ключевое различие в них .
|
Взаимодействие с учителем при формулировке проблемы урока, осуществляемое во фронтальном режиме
|
Умение слушать в соответствии с целевой установкой |
Поставлен проблемный вопрос |
Актуализация знаний
|
Направить учебную деятельность учащихся по изучению новой темы |
Проведение мозговой атаки «+» и «-» распада (развала) СССР. Чего больше? Больше «+». Почему тогда государство прекратило свое существование? Переход к причинам распада (развала СССР) |
Формируется представление о многообразии исторического процесса и многосторонности любого события |
Излагают своё мнение, аргументируя его.
Учитывают другие мнения
|
Умение действовать согласно целевым установкам |
Сформирована мотивация к деятельности на следующем этапе урока |
Первичное усвоение новых знаний. |
Составление опорного конспекта по заданной теме |
Организация деятельности учащихся по работе с раздаточным материалом. Работа в парах. У каждого ряда свой тематический блок. 1 ряд- экономические причины; 2 ряд – политические причины; 3ряд – национальные причины |
По предложенному раздаточному материалу выполняют задания, составляя опорный конспект согласно заданию для группы.
|
Договариваться и приходить к общему мнению и решению
Учитывать другие мнения
|
Умение слушать в соответствии с целевой установкой и контролировать правильность ответов обучающихся
|
Составлен фрагмент опорного конспекта по теме урока |
Первичная проверка понимания |
Представление результатов работы пар. |
Регулирует деятельность учащихся по представлению работы пар |
Один представитель пары представляет с результат работы пары
|
Представлять результаты парной работы. Аргументировать свою точку зрения
. |
Умение излагать исторический материал, слушать и принимать чужое мнение |
Составлен фрагмент опорного конспекта урока по теме
Учащимися сделан вывод о наличии существенных причин к распаду (развалу СССР). |
Первичное усвоение новых знаний. |
Анализ картографической и графической информации по итогам референдума 17 марта 1991 года
Анализ статей Конституций СССР |
Организация деятельности учащихся по работе с раздаточным материалом. Индивидуальная работа. Заполнение пропусков в тексте в рабочем листе.
Организация работы по анализу ст. Конституции. Подведение к выводу о сущности права на самоопределении республик |
По предложенному раздаточному материалу выполняют задания, составляя опорный конспект согласно заданию.
Делают выводы о преемственности Конституций СССР в вопросе права наций на самоопредееление |
Формулирование собственной точки зрения.
Формулирование собственной точки зрения
|
Умение слушать в соответствии с целевой установкой и контролировать правильность ответов обучающихся
|
Составлен фрагмент опорного конспекта по теме урока |
Первичная проверка понимания |
Формулирование вывода о сущности права на самоопределении республик. |
Дает возможность высказать свое мнение |
Высказывают собственное мнение по вопросу
|
Аргументировать свою точку зрения
. |
Умение излагать исторический материал, слушать и принимать чужое мнение |
Сделан вывод о провокационной формулировке статей о праве республик на самоопределение. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Составление кластера.
Возврат к проблеме и задачам урока
Проверка усвоения знаний по теме урока |
Организация деятельности учащихся по составлению кластера «От ГКЧП к Беловежским соглашениям»
Можем ли мы ответить на проблемный вопрос?
Организация проведения тестирования |
Умение дать четкий ответ на поставленный вопрос
Способность устанавливать причинно-следственные связи
Записывают окончательные выводы
Дают ответ на проблемный вопрос
Выполняют тесты |
Договариваться и приходить к общему мнению и решению
Учитывать другие мнения
Согласовывать действия по решению учебной задачи
Взаимодействие с учителем во время работы |
Учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы
|
Оценка уровня знаний по новой теме.
Подведение результатов тестирования |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Четко и доступно сформулировать домашнее задание |
|
Умение действовать по инструкции учителя |
Взаимодействие с учителем во время обсуждения домашнего задания
|
Осознанно принимают информацию о домашнем задании
|
Усвоен механизм выполнения домашнего задания |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.