Пояснительная записка
Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа. Ялуторовск большой и малый» является первым уроком темы, построенным в рамках технологии смешанного обучения* по модели «Смена рабочих зон». Для введения темы использован элемент опережающего обучения (Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации). С теоретическим материалом учащиеся познакомились самостоятельно, используя ресурсы электронной образовательной платформы ЯКласс.
Цель урока (для учителя): создание условий для закрепления понятийного и практического аппаратов темы в процессе деятельности учащихся на уроке.
Задачи урока (УУД): 1) Предметно-дидактические: формирование у учащихся умений/навыков записи чисел в стандартном виде, и обратного действия, сравнения чисел в стандартном виде.
2) Метапредметные: создать условия для формирования на уроке умений работать с информацией, высказывать свое мнение, вести диалог, мыслить логически и творчески, самостоятельно планировать деятельность, оценивать ее результативность.
3) Личностные: формирование положительной мотивации к обучению, гражданственности, интереса к жизни города в целом, осознания роли своей семьи в жизни города, чувства причастности к ней, чувства гордости за свою малую родину.
Тип урока: первичное закрепление изученного материала
Формы организации деятельности учащихся: 1) индивидуальная (IT-станция) - направлена на формирование базовых навыков - записи числа в стандартном виде. Содержит задания рецептивного и интерпретационного характера.
2) групповая (станция работы в группах) – направлена на решение проблемно-исследовательской задачи, требующей применения знаний в измененных, необычных условиях. Создаёт условия для формирования регулятивных, коммуникативных УУД.
*Технология смешанного обучения-это технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения классно-урочной системы с электронным обучением, базирующееся на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и ЭОР.(Википедия).
3) фронтальная (станция работы с учителем) – направлена на совершенствование предметных УУД, создание условий для пред коррекции возможных затруднений у учащихся в понимании и усвоении материала.
Соответственно, деление учащихся на группы рабочих станций производится исходя из их индивидуальных учебных возможностей и дорожной карты развития отдельных обучающихся.
В ходе работы на уроке учащиеся осуществляют рефлексию, оценку и самооценку своей деятельности, опираясь на инструкции, изложенные в рабочей тетради урока. Рабочая тетрадь урока составлена в трёх вариантах, учитывавших смену рабочих станций каждой группы учеников. Первичное оценивание производится в процентах, с итоговым переводом среднего значения заработанных процентов в оценку.
Данная модель урока реализует основные принципы обучения, сформулированные ещё в начале прошлого века ведущими российскими педагогами: принцип здоровье сбережения, так как работа с ИКТ не превышает установленных СанПиН 20 минут за урок, и в ходе урока дважды учащиеся переходят от статичности к активному движению при смене рабочих зон (неявная физкультминутка); принцип смены видов деятельности, что способствует снижению утомляемости у учащихся, повышению их работоспособности на уроке, повышению мотивации к учёбе, принцип само- и взаимного обучения учащимися на уроке, благодаря которому происходит многократное повторение и закрепление изученного материала.
Технологическая карта урока.
Этап урока |
Время, мин. |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Вызов |
3-4 |
Мотивация к деятельности, создание условий для формулирования учащимися темы и задач урока.
|
Демонстрирует ролик «Ялуторовск большой и малый», задаёт классу задание к ролику перед просмотром. |
Просматривают ролик, заполняют таблицу в рабочих тетрадях, формулируют тему урока, задачи урока. Записывают в рабочую тетрадь. |
|||
Станция работы с учителем |
|||||||
Работа с учителем |
9-10 |
Разрешение возможных затруднений учащихся терминологического и/или практического характера, возникшие в ходе выполнения домашнего задания. Формирование умений сравнивать числа в стандартном виде. |
Ведёт фронтальную беседу с группой, отвечает на вопросы группы, организует выполнение типовых заданий учащимися группы. |
Участвуют в беседе с учителем, выполняют фронтально задания учителя, заполняют оценочный лист этапа. |
|||
Станция работы в группах |
|||||||
Работа в группах |
9-10 |
Решение проблемно-исследовательской задачи, требующей применения знаний в измененных, необычных условиях. Создаёт условия для формирования регулятивных, коммуникативных УУД.
|
Консультативная, по запросу учащихся. |
По инструкции, приведённой в рабочей тетради, выполняют лабораторную работу, делают необходимые расчёты и выводы. Проводят предварительную самооценку деятельности, заполняя оценочный лист.
|
|||
IT-станция |
|||||||
Работа с компьютером |
9-10 |
Формирование базовых навыков – записи числа в стандартном виде. |
Тьюторская деятельность, техподдержка |
Выполняют задания работы «Стандартный вид числа» на компьютере. Вносят результат работы в оценочный лист. |
|||
Подведение итогов урока |
3-4 |
Формирование УУД, по ретроспективной оценке, своей деятельности учащимися. Рефлексия. |
Тьютор Задаёт обобщающие вопросы: что на уроке повторили? Чему новому научились? Какой этап урока более запомнился и почему? |
Вычисляют итоговый процент работы, переводят его в оценку. Отвечают на вопросы учителя. |
|||
Домашнее задание |
2 |
Планирование самостоятельной деятельности учащихся дома. Консультирование по вопросам д/з. |
П. 39, закрепить определение стандартного вида числа и его элементов. Выполнить письменно задание «Стандартный вид числа», размещённое на платформе ЯКласс, вкладка «Проверочные работы» |
Записывают домашнее задание, задают вопросы по д/з. |
|||
Схема смены рабочих станций
группа |
IT-станция |
Станция работы в группах |
Станция работы с учителем |
Синие |
3 |
1 |
2 |
Красные |
1 |
2 |
3 |
Жёлтые |
2 |
3 |
1 |
Содержание этапов урока
Станция работы с учителем
Инструкция к работе.
1. Оценивай 10% каждый верный свой ответ на вопрос учителя.
2. За работу у доски добавь к своим заслугам ещё 10%.
3. Соблюдай культуру общения.
Вопросы учителя:
1. Дайте определение стандартного вида числа.
2. Как называют a в записи стандартного вида числа? (называют мантиссой числа)
3. О чём даёт представление порядок числа n в записи стандартного вида числа? (даёт представление о том, насколько велико или мало данное число)
Задание №1.
Переведите данные о городе Ялуторовске Таблицы 1 из обычного вида в стандартный вид. (до 30%)
1) 360=3,6· 2) 1591=1,591· 3) 79=7,9· 4) 19=1,9·10ⁱ 5) 42000=4,2·
6) 4 ч 30 мин=4ч = 4 ·ч 7) 781000000=7,81·
Задание №2. (по 10% за правильный ответ)
Как вы полагаете, верно ли выполнено сравнение? Поясните ответ.
а) 1,4· ц ˃ 2 · т б) 79 га ˂ 4,2 · м²
в) 8,5· ˂ 6,6 ·
Объясните, как можно сравнить числа в стандартном виде (до 20% за правильный ответ)
Решение:
Чтобы сравнить два числа, записанных в стандартном виде, можно привести каждое число к обычному виду, после чего выполнить сравнение по уже известному правилу.
а) 1,4· ц =1,4·1000·100кг =1,4·100000 кг =140000 кг и 2 · т = 2·100·1000 кг = 200000 кг 1,4· ц 2 · т
б) 79 га = 79·10000 м² = 7,9· м² ; 7,9· м² 4,2 · м², так как и мантисса, и порядок первого числа больше, чем мантисса и порядок второго числа.
в) 8,5· 6,6 · так как при равных порядках чисел, мантисса первого числа больше, чем мантисса второго числа.
Оценка за этап: __________%
Станция работы в группах
Лабораторная работа: «Вычисление средней длины рисового зерна»
Цель: вычислить на практике среднюю длину рисового зерна в мм, см, дм, представив результаты в стандартном виде.
Указание к работе: Старший в группе ученик под №3. Работайте в парах. Распределите роли: кто проводит измерение и подсчёт, кто записывает результаты. Сравните результаты в парах. Найдите среднее значение. Все результаты записывает в тетрадь каждый член группы.
Ход работы:
1. С помощью линейки найдите количество рисовых зёрен, которыми можно выложить отрезок длиной 10 см=____мм. Это количество обозначьте буквой n.
2. Вычислите длину одного зерна риса L в мм, в см, в дм.
3. Переведите результаты в стандартный вид.
Вывод: средняя длина рисового зерна в стандартном виде равна:
__________________мм или ____________________см, или
__________________ дм
Оценка работы в группе в % (от 0% до 100%): _______%
IT – станция
Инструкция к работе.
1. Зайдите в свою учётную запись на платформе «ЯКласс».
2. В разделе «Проверочные работы» найдите задание «Стандартный вид числа. Ялуторовск большой и малый».
3. Выполните задание «Стандартный вид числа. Ялуторовск большой и малый».
4. При необходимости, обратитесь к разделу «Теория» по данной теме на с.6. рабочей тетради.
5. Выпишите количество заработанных процентов в оценочный лист.
Место для вычислений:
Содержание работы (4 из 6 заданий разработаны и запрограммированы самим учителем):
Образцы задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.