Технологическая карта урока "Святогорский монастырь"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока "Святогорский монастырь"

Оценка 4.8
docx
08.10.2023
Технологическая карта урока "Святогорский монастырь"
тех карта Святогорский монастырь.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Святогорский монастырь. (Один день с А.С.Пушкиным)

Класс: 4

Цель урока: Познакомить с атмосферой Святогорского монастыря, который любил посещать А.С.Пушкин.

Задачи урока:

Дидактические

Познакомить с разными видами звонов колоколов.

Развивающие

Развитие творческого мышления, развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать.

Воспитательные

Воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыкальных произведений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

I этап. Организационный момент.

 

 

Активизация учащихся.

 

Словесный

Возле парты встанем сначала.

Это означает урока начало.

Наши мысли в порядок приведем,

Ведь слово “оживлять” мы начнем.

Подарим улыбку друг другу, для всех!

Только это принесет нам удачу, успех!

Слушают учителя, готовятся к работе.

Ф

 

 

 

Проявление эмоциональной отзывчивости

II этап.

Актуализация знаний.

Повторить тему прошлого урока, подвести к теме нового.

Словесный

Мы продолжаем путешествовать по местам, связанным с Александром Сергеевичем Пушкиным. На прошлом уроке вы знакомились с произведениями  П.И. Чайковского а также с жанрами народной музыки. Какие жанры вы знаете? Перечислите.

Сейчас у меня для вас задание. Будут звучать произведения, вам нужно определить, какое это произведение и его жанр.

1. «Камаринская»  (плясовая)

2. «Девицы, красавицы» (обработка)

3. «Уж как по мосту, мосточку» (обработка)

4. «Во поле берёза стояла» (хороводная)

Молодцы! Всё правильно определили.

В 16 веке по повелению Ивана Грозного на Синичьей горе был основан этот монастырь. С 19 века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С.Пушкина.

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

 

Ф

 

 

П - способность детей к рассуждению, принятию решений.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

III этап.

Работа по теме урока.

Познакомить с атмосферой Святогорскго монастыря.

Словесный, наглядный  

Из Михайловского А. Пушкин любил ходить в Святогорский монастырь, причем, всегда входил в монастырь через восточные ворота, обращенные в сторону села Михайловского (впоследствии они были названы «пушкинскими»). По преданию, ему в монастыре отводилась келья, стены которой он испещрял своими стихами. Поэт часто посещал монастырь – приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой. А.Пушкин часто останавливался у святых ворот монастыря, выходящих на запад к слободе Тобонец, и здесь он прислушивался к пению нищих, распевающих и доселе духовные стихи о Лазаре, об Архангеле Михаиле, о Страшном суде и тому подобные кантаты, а иногда и подпевал им сам.

В храмах всегда есть колокольни, и в Святогорском монастыре была старинная звонница. Гордостью монастыря были 14 колоколов. Звон их можно было слышать за много вёрст.

У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.

Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

Трезвон – церковный звон во все колокола (праздничный)

Благовест – колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии.

Не раз А. Пушкин слушал эти звоны, а может быть, и сам звонил в один из колоколов на Пасху.

Отголоски звонов Святогорского монастыря звучат в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, сочиненной по драме А. Пушкина.

Сейчас я немного расскажу вам об этом композиторе.

М. П. Мусоргский – русский композитор из так называемой «Могучей кучки», автор знаменитых опер на темы русской истории, славянской мифологии а также и на другие национальные темы, в том числе опера Борис Годунов, симфоническая поэма «Ночь на лысой горе» и цикл для фортепиано «Картинки с выставки». Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в селе Карево, Торопецкий уезд Псковской губернии. Его отец происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. Музыкальный кружок Балакирева (основатель кружка «могучая кучка») оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.

Раньше Мусоргский учился игре на фортепиано у Герке и стал хорошим пианистом. Хотя пению Мусоргский и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был неплохим исполнителем вокальной музыки.

Известность Мусоргскому принесла опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 г. И сразу же признанная выдающимся произведением в некоторых музыкальных кружках.. В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет — но уже в редакции, переделанной Н. А. Римским-Корсаковым, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» на своё усмотрение. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г.

Слушают рассказ учителя, работают по презентации, отвечают на вопросы.

Ф

Презентация

 

Р - умение соотносить и анализировать изученный материал и новый.

Умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ.

Физкультминутка.

Физическая и эмоциональная разрядка учащихся.

Словесный, наглядный

Видео фрагмент.

Смотрят видео, повторяют движения.

Ф

Видеофайл  

 

 

 

IV этап.         

Слушательская деятельность.

Организовать прослушивание вступления к опере М. Мусоргского «Борис Годунов», звоны колоколов.

Словесный, наглядный

Достаточно заглянуть в келью Святогорского монастыря, как возникает ощущение, что усердный монах-летописец только что отложил перо:

Ещё одно последнее сказанье –

И летопись окончена моя…

Послушайте вступление к опере М. Мусоргского «Борис Годунов».

(Сюжет оперы рассказать)

М. Мусоргский. Вступление к опере «Борис Годунов»

По сюжету оперы здесь коронация Бориса.

Оркестр очень точно подражает колокольному звону. Раздаются глубокие и длинные басы. Слышится пиццикато струнных, создавая стакатто деревянно-духовых. С очень тихого звук нарастает до мощного, создавая полную иллюзию настоящего колокольного звона.

- как вы думаете, о чем нам могут рассказать колокола?

Правильно. Колокола звучат по- разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках.

- Где и когда происходит действие?

- О чём рассказывается в произведении?

- О какой «минувшей» судьбе родной земли говорится?

М. Мусоргский тонко почувствовал настроение А. Пушкина, навеянное ему Святогорским монастырём.

Слушают рассказа учителя, смотрят отрывок из оперы, участвуют в диалоге с учителем и одноклассниками.

Ф

Презентация, аудиофайлы, видеофайл.

Могут различать звоны колоколов.

П - извлечение из музыкального произведения необходимой информации.

К - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

V этап. Домашнее задание.

Дать инструктаж по выполнению домашнего задания.

Словесный

Записываем домашнее задание: нарисовать рисунок Святогорский монастырь.

Записывают домашнее задание.

Ф

 

 

 

 

VI этап.

Рефлексия деятельности.

Оценить результаты собственной деятельности.

Словесный

Наш урок уже подходит к концу. Итак, подведём итоги нашего урока. Ответьте на несколько вопросов:

Что нового вы узнали на уроке? С какими произведениями познакомились? Какие бывают жанры народной музыки?

Отвечают на вопросы.

Ф

 

 

 

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Слушают учителя, готовятся к работе

Слушают учителя, готовятся к работе

В 16 веке по повелению Ивана Грозного на

В 16 веке по повелению Ивана Грозного на

Поэт часто посещал монастырь – приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после

Поэт часто посещал монастырь – приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после

Гордостью монастыря были 14 колоколов

Гордостью монастыря были 14 колоколов

Борис Годунов» М.П. Мусоргского, сочиненной по драме

Борис Годунов» М.П. Мусоргского, сочиненной по драме

Торопецкий уезд Псковской губернии

Торопецкий уезд Псковской губернии

Герке и стал хорошим пианистом

Герке и стал хорошим пианистом

Н. А. Римским-Корсаковым, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса

Н. А. Римским-Корсаковым, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса

Мусоргского «Борис Годунов», звоны колоколов

Мусоргского «Борис Годунов», звоны колоколов

Правильно. Колокола звучат по- разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках

Правильно. Колокола звучат по- разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках

V этап. Домашнее задание.

V этап. Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023