Технологическая карта урока труда в 1 классе по теме" Орнамент"

  • docx
  • 13.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок труда по теме Орнамент 1 класс.docx

Технологическая карта урока труда(технологии) в 1В классе

Тема урока   «Орнамент». Разновидности композиций. Композиция в полосе.

Цель   Создание условий для развития конструкторских, художественно – творческих способностей, формирование познавательного интереса и практических умений детей через создание декоративной композиции из геометрических фигур;

научиться составлять орнамент из геометрических фигур.

Задачи          

1.Развитие образного мышления, пространственных представлений, творческого потенциала ребёнка.

2. Украсить закладку, подобрать орнамент и выполнить работу.

3. Закрепить полученные знания на практике, выполняя упражнения и практические задания.     

Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер,  демонстрационные образцы

орнаментов.

Планируемые результаты          

Предметные: Познакомить с понятием «композиция» на основе наблюдения и сравнения аппликационных изображений;

—        вместе с детьми подбирать листья, размечать лист основы, составлять композицию, приклеивать её детали;

—        обсудить особенности организации рабочего места для работы с природными материалами;

—        научить рационально располагать материалы и использовать их ;

—        обучать детей работе с опорой на инструкцию

Метапредметные:

Через вопросы, обсуждение и практическую деятельность учить первоклассников умениям:

—        анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель,

—        находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

—        открывать новые знания и практические умения через пробные упражнения ;

—        отбирать необходимые материалы для композиции;

—        изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

—        оценивать результат своей деятельности (качество изделия);

—        осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.

Межпредметные связи      Математика, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир

Оборудование: Образцы центровых композиций из листьев, семян или других природных материалов. Образец аппликации с хаотичным расположением листьев.

Для учеников: заготовка для закладки геометрические фигуры для составления орнамента, клей, салфетки, ножницы , линейка.

 

 

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся и

предполагаемые ответы

Формирование УУД

I. Организационный момент. (Содействовать воспитанию мотивации к учению)

 Учитель определяет готовность учащихся к проведению урока, мотивирует к деятельности.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

 

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

Личностные УУД:

- осознанность учения

II. Формулирование темы урока, постановка цели 1.Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.

 

 

- Ребята, вы умеете читать?

  - Прочтите тему сегодняшнего урока

 - Напишите  в  рабочем листе. ( нарисуйте смайлик)

  - Найдите в этом слове опасное место, отметьте точкой. Молодцы!

 

 

 

 

 

 - Какую цель поставим  перед собой?

 

 

Да

Слайд

 

          

Совместно с учителем формулируют тему и цель урока

 

Узнать, что такое орнамент

Учиться составлять орнамент

Коммуникативные УУД: речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых

высказываний

Познавательное УУД:

- Умение аргументировать своё

предложение, убеждать и уступать.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения, договариваться, адекватно

использовать речевые средства, строить монологическое

высказывание

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности

 

2.Познакомить с понятием "орнамент"

-В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.

-Перед вами орнамент и 3 определения. Какое из этих определений будет верным?

-Отметьте галочкой свой вариант. Проверьте . ( нарисуйте смайлик)

Слово учителя

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли магический смысл.

КРУГ-солнце, ПРЯМОУГОЛЬНИК-земля. ТРЕУГОЛЬНИК- гора.

Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия.

 

Дети работают в рабочих листах.

Показ презентации

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

III. Физкультур-

ная минутка

Физминутка

Если нравится тебе. То делай так …

 Дети выполняют движения.

Личностные:

- установка на здоровый образ жизни

 

-Орнаменты бывают разные по содержанию: растительные, животные, смешанные

- Назовите фигуры.

-Какая фигура лишняя и почему?

- Как будет называться орнамент из геометрических фигур?

-Правильно, сегодня мы будем учиться составлять геометрический орнамент.

 

Показ презентации

Круг- нет углов.

Геометрический орнамент

 

3.Закрепить навыки анализа конструкции,

планирования работы.

 

-Рассмотрите композиции и найдите среди них орнамент, отметьте галочкой. Давайте проверим.( нарисуйте смайлик)

Запоминаем, что орнамент – это повторяющийся узор.

- У вас на столах лежит конвертик с геометрическими фигурами. Достаньте их и посчитайте, запишите число каждого вида в таблицу в 1 столбик со словом БЫЛО. По окончании работы  посчитаете , сколько осталось и потратили.

-А сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Книжка про книжки»

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки —

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплёты — как мочала,

На листах — каракули.

Книжки горько плакали.

-Ребята, а правильно ли Гриша Скворцов поступает с книгами?

-А знаете ли вы, как надо обращаться с книгами?

- Какой предмет можно использовать для быстрого открывания книги?

Сегодня на уроке мы будем украшать закладку орнаментом из геометрических фигур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают

 

Закладка

Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,

уметь сотрудничать, уважительно относиться композиции другого.

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение(версию) на основе коллективного обсуждения заданий,

IV. Организация рабочего места

Закрепить навыки организации

рабочего места; выявить знания о правилах

работы    с ножницами

и правила гигиены

-     Какие материалы и инструменты нам потребуются.

-   А теперь приготовим и поправим все на рабочем месте.

Вспомните основные правила пользования ножницами

blob:https://web.whatsapp.com/eee69cb5-4197-4261-a8eb-21b0d245e861

 

Дети рассказывают правила

Регулятивные УУД:

 учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для

    выполнения задания.

V. Физминутка

 

Физминутка для глаз ( видео о составлении орнамента)

Дети смотрят видео

 

VI.

Объяснение последовательности выполнения работы.

Практическая работа

Учить составлению

узора из фигур

 

- Вы только что посмотрели , как можно придумать орнамент.

План работы.

1.Правильно расположить предметы на столе;

2.Придумать орнамент;

3.Приклеить выбранные фигурки на основу;

4.Оценить правильность выполнения. ( выбираем звезду для оценивания )

- Готовую аппликацию нужно прикрепить на доске

  - После того, как работа будет закончена прибрать рабочее место

 

 Дети определяют порядок работы.

Регулятивные УУД: учиться проговаривать последоват ельность действий на уроке

;выполнять практическую работу по плану;

предлагать свои конструкторско- технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий; осуществлять контроль точности выполнения

технологических операций

VII. Подведение итога урока. Рефлексия.

Обобщить полученные школьниками предметные

знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности

На доске делается выставка из получившихся работ.

- Для чего можно использовать эти закладки?

Подведем итог урока.

-   Чему вы научились сегодня на уроке?

-   Где вам пригодятся эти умения?

Рефлексия.

-   За что вы можете себя похвалить ?

 

 

Демонстрируют свои

работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности

 

Ответы детей

 

 

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать Эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.