Урок ….
Тема: Установление империи
Дата: ____________
Педагогические |
Содействовать развитию умения выделять факторы, способствующие утверждению единоличной власти Октавиана Августа; способствовать формированию представлений об особенностях императорской власти Октавиана Августа |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые |
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные |
Мотивирование своих действий; выражение готовности в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др. |
Метапредметные |
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии |
Утверждение императорской власти Октавиана. Правление Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Титулы Октавиана. Рождение империи. Расцвет литературы при Августе. Гражданская война, император, империя, преторианцы, меценат. Марк Антоний, Октавиан Август, Клеопатра, Цицерон, Меценат, Гораций. Сражение у мыса Акций (31 г. до н. э.) |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Карта «Гражданские войны в Риме». Диск «История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика
|
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Работа |
Индивидуальная. Практический. Хронологические задачи |
Организует работу с хронологией, решение задач (см. Приложение 1) |
Называют даты исторических событий, работают с «линией времени» |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи |
Хронологические задачи |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия |
Беседа |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Поражение сторонников республики |
Фронтальная. Словесный, практический. Работа с текстом, беседа |
Предлагает прочитать п. 1 § 53, ответить на вопросы: – С какой целью Антоний и Октавиан заключили между собой союз? – Как Антоний и Октавиан поделили власть после победы над республиканцами? |
В ходе комментированного чтения находят в тексте ответ на вопрос |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Работа с текстом, беседа по вопросам |
Борьба Антония и Октавиана за единовластие |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ, работа с картой, беседа |
Рассказывает о борьбе Антония и Октавиана за единовластие, организует работу с картой |
Читают историческую карту с опорой на легенду; называют дату исторического события |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи |
Работа с картой |
Единовластие Октавиана Августа (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.) |
Фронтальная. Словесный. Рассказ, беседа |
Знакомит с единовластием Октавиана Августа. – Какие должности в Риме занимал Октавиан Август? |
Воспринимают |
Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
Беседа по вопросам |
Расцвет литературы при Августе |
Групповая. Словесный, проблемный, практический. Работа с документом, беседа |
Организует работу с документами. – Кому принадлежат имена Меценат, Гораций, Вергилий? Чем прославились эти римляне? |
Анализируют документы. Определяют роль римлян |
Познавательные: владеют умением смыслового восприятия познавательного текста; осуществляют анализ, синтез |
Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний |
Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа, кроссворд |
Организует обсуждение проблемных вопросов (см. Приложение 2). Предлагает заполнить половину кроссворда (задание 70 в рабочей тетради) |
Анализируют события, оценивают поступки ис- торических деятелей; излагают суждения |
Коммуникативные: допускают |
Беседа по вопросам, кроссворд |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Карточки (компакт-диск) по теме «Гражданские войны в Риме» |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Карточки |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
1. Подсчитайте, сколько лет продолжалось восстание Спартака. Начертите «линию времени», отметьте на ней даты начала и окончания восстания.
В каком веке произошло восстание Спартака? В первой или во второй половине века? В каком году по римскому летосчислению погиб Спартак?
2. Подсчитайте, сколько лет прошло от установления республики до захвата Цезарем власти в Риме, от гибели Спартака до убийства Цезаря в сенате. Начертите «линию времени», отметьте на ней необходимые даты.
Приложение 2
1. Однажды, когда рабы несли Августа на носилках, вдруг ударила молния и убила рабов. Август остался жив. Это было истолковано как признак непогрешимости Августа перед Богом. Подумайте, кому было выгодно такое толкование происшедшего?
2. Римский историк Светоний рассказывал, что Август в сенате председательствовал в панцире и с мечом за поясом. Вокруг его кресла стояли десятки самых сильных сенаторов из числа его друзей. К нему допускались сенаторы только поодиночке и после обыска. Объясните, чем была вызвана такая предосторожность?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.