Технологическая карта урока в 10 классе по русскому языку: Композиционные и языковые признаки стилей речи
Оценка 4.6

Технологическая карта урока в 10 классе по русскому языку: Композиционные и языковые признаки стилей речи

Оценка 4.6
Карточки-задания +3
docx
русский язык
10 кл—11 кл
12.11.2022
Технологическая карта урока в 10 классе по русскому языку: Композиционные и языковые признаки стилей речи
Урок закрепления по теме Стили речи, актуально при подготовке к ЕГЭ (2 задание)
Технологическая карта урока по теме _Стили речи_.docx

Технологическая карта урока русского языка (10 класс)

Тема урока

Композиционные и языковые признаки стилей речи

Цели урока

- продолжить изучение понятия «стили речи»;

- формировать умение различать стили речи.

Тип урока

Урок закрепления материала

Планируемые образовательные

 результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном, публицистическом, официально-деловом) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания, сфере применения, речевым особенностям.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, листы ватмана для презентации результатов работы групп

Основные понятия

Стили речи, разговорный стиль, художественный стиль, публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль

Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Тема сегодняшнего нашего урока – «Стили речи». На предыдущих уроках мы уже вели разговор о стилях речи, что вам известно? (в ходе опроса на доске появляется табличка «Стили речи»)

Стили речи

С какой целью употребляем?

Где употребляется?

(сфера употребления)

Жанры речи

Языковые средства

Разговорный

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Разговорная лексика

Официально-деловой

Сообщение, информация

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Научный

Сообщение, объяснение научных трудов.

Научно-исследовательская деятельность.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Термины, профессионализмы

Публицисти-ческий

Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении

Агитационно-массовая, общественно-политическая  деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление.

Обращения, слова высокого стиля.

Художественный

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Словесно-художественное творчество

Драма

Проза

поэзия

Все богатства лексики

Вспоминают признаки стилей

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

2. Формулировка задач на урок.

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа, определение задач на уроке

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество

Сегодня на уроке мы будем анализировать тексты, определять стиль по обозначенным ранее признакам. Сформулируйте задачи урока.

1.                                           определить, для чего создан стиль

2.                                           какие языковые особенности присуще стилю

3.                                           где используется стиль

 

- Сколько стилей русского языка мы знаем? (пять). Поделимся на пять групп. Вспомним правила работы в группе (Приложение №1 и №2)

- У вас 15 минут на анализ текста. Оформление результатов работы для защиты перед классом. Время для защиты 3 минуты на одну группу.

 

Обдумывают ответы на вопросы. Планируют свою работу на уроке в виде задач урока.

Фронтальная

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

3. творческая практическая деятельность

 

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов группового задания.

 

Распознавание стилей речи.

Тексты выданы. Признаки разных стилей в раздаточном материале (приложение №3,4,5,6,7)

Задание:

1. Прочитайте текст. Определите сферу общения, цель текста, функцию речи и речевые черты стиля.

2. Оформите на ватмане признаки вашего текста с цитатами из текста.

3. Подготовьте устную презентацию вашей работы.

4. Презентуйте ваши результаты.

5. Будьте готовы ответить на вопросы по вашей работе.

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод,

Групповая

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах,

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

4. Презентация работы группы

Эвристическая беседа, подбор признаков стилей в текстах, составление связных рассказов об изученных нормах

Защита работы по анализу текста у доски.

Приложение №8,9,10,11,12

Распределяют роли в группе, анализируют текст, оформляют презентацию текста

Индивидуальная, групповая

Личностные: закрепляют разные виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы,

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог

урока)

Заключительная  беседа/опрос по вопросам

Моё отношение к информации урока

Да

Не очень

Нет

1. Мне было интересно на уроке

 

 

 

2. Меня заинтересовала тема урока

 

 

 

3. Информация этого урока является для меня нужной

 

 

 

4. Информация этого урока является для меня полезной

 

 

 

5. Мне всё было понятно на уроке

 

 

 

6. Я усвоил(а), что такое худ/науч/публ/разг/офиц. стиль

 

 

 

В процессе работы я…

1. Сам старался(ась) определять цели урока

 

 

 

2. Ждал(а), когда другие сформулируют цели

 

 

 

3. Задавал(а) вопросы, спрашивал(а)

 

 

 

4. Ждал(а), когда ответят мои одноклассники, предпочитал(а) слушать других

 

 

 

5. Внимательно всё слушал(а) на уроке

 

 

 

6. Принимал(а) активное участие в ходе урока

 

 

 

7. Анализировал(а), делал(а) выводы

 

 

 

Определяют свои результаты работы на уроке.

Заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных

на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

 

VI. Домашнее задание.

Проанализировать на предмет средств художественной выразительности текст, закрепленный в ДЗ (эл.дневник Эпос).

Следующим уроком по теме будет работа с системой упражнений и контроль усвоения знаний. Возможно, с использованием формата задания ЕГЭ к первому тексту.

 

Приложение №1

Плакат с правилами:

·         убедись, что в разговоре участвует каждый;

·         говори спокойно и ясно;

·         говори только по делу;

·         позиция «Поймите меня правильно»;

·         истина превыше всего;

·         краткость — сестра таланта;

·         я критикую идеи, а не людей.

·         цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

·         выслушиваем соображения каждого, даже если с ним не согласны.

 

 Приложение №2

Распределение ролей в группе:

- лидер, его задача – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат работы (или он будет делать это сам), назначит того, кто представит итоговый результат учителю.

-  чтец читает вслух;

-  секретарь  записывает что-то от лица группы;

-  докладчик  у доски рассказывает, что решила группа;

- иллюстратор оформляет ответ на листе ватмана;

- хронометрист следит за временем.  

 

приложение №3

 

 

 

приложение №4

 

 

 

приложение №5

 

приложение №6

 

 

 

 

приложение №7

 

 

 

Приложение №8

Приложение №9

Приложение №10

Приложение №11

Приложение №12


 

Технологическая карта урока русского языка (10 класс)

Технологическая карта урока русского языка (10 класс)

Официально-деловой Сообщение, информация

Официально-деловой Сообщение, информация

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности

Распознавание стилей речи. Тексты выданы

Распознавание стилей речи. Тексты выданы

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Приложение №2 Распределение ролей в группе: - лидер, его задача – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат…

Приложение №2 Распределение ролей в группе: - лидер, его задача – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат…

приложение №4

приложение №4

приложение №5

приложение №5

приложение №6

приложение №6

Технологическая карта урока в 10 классе по русскому языку: Композиционные и языковые признаки стилей речи

Технологическая карта урока в 10 классе по русскому языку: Композиционные и языковые признаки стилей речи

приложение №7

приложение №7

Приложение №8 Приложение №9

Приложение №8 Приложение №9

Приложение №10 Приложение №11

Приложение №10 Приложение №11

Приложение №12

Приложение №12
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2022