Технологическая карта урока "Вода.Свойства воды" Окружающий мир. 3 класс
Оценка 4.8

Технологическая карта урока "Вода.Свойства воды" Окружающий мир. 3 класс

Оценка 4.8
docx
24.09.2023
Технологическая карта урока "Вода.Свойства воды" Окружающий мир. 3 класс
Технологическая карта урока Вода.Свойства воды. 3 кл..docx

Технологическая карта урока

 

Данные об учителе: Фандрих Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 24» города Сарапула Удмуртской  Республики

Предмет: Окружающий мир   Класс: 3 класс    Учебник: А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс   УМК: Школа России.                                                       Тема урока: Вода. Свойства воды.                          Тип урока: Урок-исследование

Оборудование:  компьютер,  интерактивная доска, презентация        

Для учащихся: стакан с водой, соком, молоком,  ложка, соль или сахар, мел, колба, пробирка, цветные полоски

 

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

 Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

- познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать  и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости  бережного отношения к ней.                                                                                                                                                                                                                                

- Уметь выделять свойства воды

- Уметь значение воды в жизни человека

Метапредметные

Познавательные УУД

 

С помощью учителя открывать и структурировать знания

умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт 

Регулятивные  УУД

 

С помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний

- формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Коммуникативные УУД

 

Сотрудничать с одноклассниками, учителем

уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других

Личностные Д

Проявлять учебную и коммуникативную активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполне-ние которых приведёт к достиже-нию запланированных результа-тов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1.       Организа-

ционный момент

1 мин.

Организовать внимание и внутреннюю готовность к работе на уроке, формировать  умение сконцентриро-ваться

 

Фронталь-ная

Настраивает учащихся на урок

- Добрый день!

Я рада видеть каждого из вас.

Пусть осень прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Прошу сесть на свои места

·       Руки?

·       Ноги?

·       Локти?

·       Спина?

 

 

Настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассаживаются на свои места и отвечают хором:

  • На месте!
  • На месте!
  • У края!
  • Прямая!

 

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

 

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация знаний.

7 мин

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

 Проверить знания по теме «Воздух».

 

Проверочная работа в форме теста

Самостоя-тельная работа.

 

 

Предлагает ответить на вопросы и выполнить задания.

Чтобы повторить тему прошлого урока мы проведем небольшой тест.

- Я вам буду читать высказывания, вам нужно будет поставить +/-, в зависимости от того согласны ли вы с ним. То есть, если вы согласны, то ставите +, если нет, то -. Поднимите руку, если у кого -то есть какие то вопросы.

1. При нагревании воздух сжимается.

2. Воздух не имеет цвета.

3. При охлаждении воздух сжимается.

4. Воздух голубого цвета.

5. При нагревании воздух расширяется.

6.Воздух прозрачен.

7. При охлаждении воздух расширяется.

8. Воздух не имеет запаха.

 

 

Предлагает-ся в тестовой форме ответить на вопросы

 

Отвечают на вопросы теста.

Учащиеся на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ правильный,

«-», если ответ неверный.

Оценивают с помощью критериев оценки.

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.Постановка учебной задачи.

 

10 мин

Организовать коммуникатив-ное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

 

Декодирование инфор-мации

(крос-сворд)

Эвристи-ческий метод

Фронталь-ная

А для того чтобы узнать тему урока я  предлагаю разгадать кроссворд и ответить на вопрос:

Без чего невозможна жизнь на Земле?

1.Кто он, сказочный герой,
   Жизнь свою связал с водой?

2. Речка бежала,
    Упала с горы.
    Это явление ты назови.

3. В огне не горит
    И в воде не тонет.

4.Без крыльев летит,
    Без ног бежит,
    Без паруса
плывет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Исходя из этого, сформулируйте

 тему урока.

Цель урока: Узнать все о воде.

Что вы представляете себе, когда слышите слово вода?

 

Многим кажется, что они хорошо знают воду.  Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого и определим свойства воды. Какое значение имеет слово свойство?

Чтобы изучить свойства воды,  мы проведём исследование.

Какова цель нашего исследования?

 

Предла-гается разгадать кроссворд и сформулировать тему и цель урока.

Формулируют тему урока. составляют основополагающие вопросы.

 

 

 

 

Водяной.

Водопад.

 

Лед.

Облако.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: вода

 

 

Называют ассоциации к слову.

(выступления детей с сообщениями)

 

 

 

Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)

Узнать свойства воды.

 Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.Физминут-ка

2 мин

 

 

 

 

 

Мама медуза, папа медуз, ребенок медузенок.

 

 

5.Организа-ция исследовательской работы.

Поисково-исследовательский этап.

12 мин

 

Организовать коммуникатив-ное взаимодействие для выведения свойств воды

Практи-ческая работа.

 

Работа в группах

Сейчас работаем в группе. У каждой группы своё задание. Определить свойство воды. Инструкция лежит на столе.

1 группа работает над первым свойством воды-прозрачность.

Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка)

Инструкция по проведению опыта.

Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?

Что вы заметили?

 О каком свойстве воды это говорит?

После каждой группы подводим итог и открываем в таблице строчку.

2 группа работает над вторым свойством воды- цвет.

Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.

Инструкция по проведению опыта.

Сравни цвет воды с цветом полосок.

О каком свойстве воды это говорит?

3 группа работает  над третьим свойством воды – запах.

Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.

Инструкция по проведению опыта.

Понюхай жидкости в стаканах.

Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!

Что вы заметили?

 Работает над свойством – вкус.

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.

Инструкция по проведению опыта.

Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

4 группа работает над свойством- форма.

Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.

Инструкция по проведению опыта.

Рассмотрите кусочек мела.

Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.

Что вы заметили?

5 группа работает над свойством – вода растворитель.

Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.

Инструкция по проведению опыта.

В один стакан брось кусочек сахара, а в другой насыпь ложку соли.

Что ты заметил?

Свойство воды - вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.(работа с электронным диском)

 

Поиск информа-ции, наблюдение сравнение, описание.

 

Ребята разбиваются на 5 рабочих групп.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Когда ложка опускается в воду, то ее видно.

Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.

Вывод: вода прозрачная

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.

Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.

Вывод: вода не имеет запаха.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Сок имеет вкус, а вода нет.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.

Вывод: вода не имеет формы, вода текучая.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.

Вывод-вода растворитель.

Растворяет многие вещества.

Дети наблюдают и делают выводы.

 

 

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникатив-ные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

6.Закрепление нового мате-

риала

 5 мин

 

Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.

беседа

Фронталь-ная

-  Ну, теперь давайте

подведем итог наших

 исследований .

- Какое вещество было

объектом нашего  исследования? 

- Какими свойствами она обладает?

Свойства воды.

Прозрачная

Без запаха

Без вкуса

Нет формы

Растворяет вещества

При нагревании расширяется

При охлаждении сжимается

Вспомните цель нашего исследования. Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.

составление сводной таблицы

Выполняют задания  в рабочей тетради.

 

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

6.Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

8 мин

Зафиксировать новое содержание урока.

Оценить результаты учебной деятельности.

 Согласовать домашнее задание

синквейн

Работа в парах.

Фронталь-ная

Наш урок подходит к концу.

  А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока.

Поднимите синюю капельку те, кому было интересно и легко на уроке и во всем разобрались.

Зелёную капельку-у кого были трудности и остались вопросы по теме.

Домашнее задание:

1.стр

2. Написать мини-сочинение «Путешествие капельки»

3.Нарисовать знаки «Береги воду»

 

Выполняют задание творческого характера.

Отмечают  основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 

Составляют синквейн о воде.

Представляют свои работы.

 

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

 

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

 

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелатель-ность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникатив-ные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Фандрих Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 24» города Сарапула Удмуртской  Республики

Предмет: математика   Класс: 3 класс    Учебник: М.И.Моро, М.А.Бантова. Математика. 3 класс   УМК: Школа России.                                                       Тема урока: Площадь прямоугольника.                          Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Математика» 3 класс, 1 часть М.И.Моро, М.А.Бантова.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

 Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; выведение правила вычисления площади прямоугольника; умение вычислять площадь прямоугольника;

Измерять и вычислять площадь геометрической фигуры;

Решать задачи на нахождение площади;

 

Метапредметные

Познавательные УУД

 

определять порядок вычисления площади прямоугольника и обосновывать свое мнение.

 

умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт 

Регулятивные  УУД

 

выполнять учебное задание в соответствии с планом;

выполнять учебное действие, используя алгоритм.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Коммуникативные УУД

 

адекватно использовать речевые средства для представления результата;использовать речь для регуляции своего действия.

уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других

Личностные Д

Проявлять:

·        интерес к изучению темы;

·        осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

 

 

 

 

 

 

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланирован-ных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсаль-ные учебные действия и предметные действия

1.Мотивирова-ние к учебной деятельности.

(Организационный момент) 1мин

Организовать внимание и внутреннюю готовность к работе на уроке, формировать  умение сконцентриро-ваться

 

Фронталь-ная

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

- Чем мы занимались на прошлом уроке?

- Зачем нам надо уметь находить площадь, периметр?

- Сегодня мы продолжим работу по нахождению площади прямоугольника. Но сначала проведём  мыслительную гимнастику. (Слайд 1)

 

Дети отвечают хором.

 

На уроке не зевать,

Нужно думать и считать.

 

Ответы детей:

- Находили периметр прямоугольника.

- В строительстве, в огороде и т.д.

Дети решают задачу на смекалку.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

8-9 мин.

Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков

Наглядные.

Интерактив.доска

Работа в паре.

1.Какие фигуры изображены на доске? (Слайд 2)

Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор.

2. Задача на нахождение периметра прямоугольника. (Слайды 3,4)

3.Составление выражения при нахождении периметра: (6+4) х 2 = 20 (см)

Сформулируйте вывод: как найти периметр?

Решают задачу на нахождение периметра.

 

Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.

 

Запись в тетрадях:

3 способа вычисления.

Формулировка правила.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познаватель-ные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Выявление причины  затруднения.  

2-3 мин.

Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

 

Работа с учебником

 

Фронталь-ная

Цель: Задача на нахождение площади. (Слайд 5)

- Проблема: как  найти площадь, не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры?

- Сформулируйте тему урока.

Предлагается сформулировать тему урока и основные вопросы, которые будут обсуждаться на уроке

Подсчитывают квадратные сантиметры.

Делают вывод:  S= a•b

Находят S по формуле.

Читают правило в учебнике.

Делают вывод:

- Сегодня мы будем находить площадь.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познаватель-ные: самостоятель-ное выделение – формулиро-вание познавательной цели; логические – формулирова-ние проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

10-11 мин.

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

Объяснение с активным включением учеников в работу.

Работа с учебником

Работа в группах

 

- Что же нужно сделать?

Чтобы узнать площадь, надо знать длину и ширину.Но ширину  надо вычислить.

(Слайд 6)

Сформулируйте вывод: как найти площадь?

Сформулировать правило нахождения площади.

Вспоминаем формулу нахождения площади.

S = длину х ширину.

Вычисляют ширину.

Находят площадь.

Формулировка правила.

 

5. Реализация построенного проекта.

4-5 мин.

Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение.

 

Выполнение задания на месте самостоятельно с последующей  фронтальной проверкой

-выполнение задания у доски с коммен-тариям

Самостоя-тельная работа.

Самооцениание.

Решим задачу:

(Слайд 7)

1) 6 : 2 = 3 (см) ширина.

2) S = 6 х 3 = 18 (см2) площадь.

Ответ: S = 18 см2.

 

Сформулируйте вывод: как найти площадь?

 

 

Решают самостоятельно в тетрадях.

Проверка по эталону на слайде.

 

 

Формулировка правила.

Регулятивные: планирование, прогнозиро-вание;

Познаватель-ные: моделирование

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6.Физкультминутка.

2-3 мин.

Проверим вниматель-ность и ловкость.

 

 

 

 1.Присядем столько раз, сколько углов в кабинете у нас;

2.Наклонимся столько раз, сколько парт стоит у нас;

3. Повороты влево, вправо по столько раз, сколько окошек в классе у нас.

Сформулируйте вывод: для чего необходимо выполнять физкультминутку?

 

Дети выполняют соответствующие движения.

 

 

 

 

Делают вывод: Чтобы отдохнуть и расти здоровыми.

Личностные: самоопределе-ние

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

4-5 мин.

Проверка алгоритма восприятия. Первичное закрепление.

 

Взаимопро-верка

Работа в парах.

Решение задачи

(Слайд 8), сделав чертеж и необходимые расчеты.

Постановка проблемы:

- Как найти длину по известным площади и ширине?

(Слайд 9)

Сформулируйте вывод

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

Делают вывод: чтобы найти длину по известным площади и ширине, нужно площадь разделить на ширину.

Самостоятельно решают.

Взаимопроверка в парах

А = 4 см

В = ? см, в 2 раза больше

Решение:

1)4 х 2= 8 (см) длина

2)8 х 4 = 32 (см2) площадь

Ответ: S = 32 см2

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопреде-ление

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация деятельности  с применением новых знаний.

 

Самопроверка по эталону.

Индиви-дуальная работа

Работа по тетради на печатной основе.

С. 52, №142

Для сильных учащихся:

с.59, №161.

 

Самостоятельное решение в тетради. Взаимопроверка.

Проверка с эталона. (Слайд 10)

Работают по индивидуальным карточкам. (Приложение 1)

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопреде-ление

9. Домашнее задание.

 2-3 мин.

 Закрепить полученные знания на уроке.

 

Работа с учебником

Фронталь-но

 (Слайд 11)

1)Выучить в учебнике правило нахождения площади;

2)Выполнить №145 с. 53 в тетради на печатной основе.

Сформулируйте вывод: для чего необходимо выполнять д/з ?

 

Обсуждение и запись задания в дневник.

 

 

 

 

Делают вывод: чтобы закрепить полученные знания на уроке.

Коммуникатив-ные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познаватель-ные: рефлексия

10. Рефлексия деятельности.

(итог урока).

3-5 мин.

Организация рефлексии. 

 

Самооценка собственной деятель-ности

Фронталь-но

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Чему учились?

 - Как оцениваете свою работу?

 

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

 

Выставление оценок.

 

 

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Фандрих Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 24» города Сарапула Удмуртской  Республики

Предмет: литературное чтение   Класс: 2 класс    Учебник: Литературное чтение Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. 2 класс  

УМК: Школа России.                    Тема урока: Пословицы и поговорки.                          Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: Литературное чтение.  2 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть)

 

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

 Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них.

Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.

Метапредметные

Познавательные УУД

 

С помощью учителя открывать и структурировать знания

формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте

 

Регулятивные  УУД

 

  • выполнять учебное задание в соответствии с планом;
  • выполнять учебное действие, используя алгоритм.

 

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Коммуникативные УУД

 

формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение

уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других

Личностные Д

формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланирован-ных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсаль-ные учебные действия и предметные действия

1. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

 

 

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

Фронталь-ная

Организует эмоциональный настрой на урок.

Уточняет рамки оценивания.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Будем мы сейчас трудиться

Новым знаниям учиться.

- Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.

 

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)

 

- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:

 

(Слайд 2)

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились

 

 

Советы одноклассникам перед началом урока.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

 

Познаватель-ные УУД 

формулирование познавательной цели
Личностные УУД 

Жизненное самоопреде-ление

2.Формулирование темы урока, постановка цели

(4 мин)

 

 

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Расшифровы-вание текста

Групповая

самооценка

Организует формулирование темы урока учащимися

У каждой группы листок с шифровкой.

1 группа: беде, в, друг, познается.

2 группа: считают, осени, по, цыплят.

 Учащимся нужно расшифровать свою запись.

(Слайд 3)

1 группа: Друг познается в беде.

2 группа: Цыплят по осени считают.

 

- Как вы думаете, а что это такое?

(Это пословицы и поговорки)

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Самооценка работы группы

Уметь работать в группе, находить определение понятиям.

 

 

Работают с шифровками. Составляют из слов пословицу и поговорку.

 

 

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

 

 

.

Познаватель-ные УУД 

Составлять предложение из слов

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД

 профессиональ-ное самоопреде-ление

3.Работа по теме. Актуализация знаний.

 (20 мин)

 

- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.

 

Работа со словарем.

Работа с учебником.

Эвристичес-кая беседа

Групповая

Организует работу группы со словарем.

Организует выбор главных и существенных признаков.

Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)

- Они относятся к устному народному творчеству.

- Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?

- Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.

(Слайд 4)

Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.

1 группа находит объяснение понятия – пословица.

2 группа – объяснение понятия – поговорка.

(Слайд 5)

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.

 

- Давайте оформим наши знания в виде схемы:

(Слайд 6)

 

Пословица

Поговорка

Краткость, меткость, мудрость

Образное крылатое выражение

Поучительность,

содержит вывод

Отношение к чему-либо без вывода

Ритм, рифма

               -

- Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали.

 (Самооценка работы группы)

Работа с посовицами.

 Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:

(Слайд 8)

1) Видит око, да зуб неймет - так говорят про ситуацию, когда кто-либо что-то видит (наблюдает), но не может с этим ничего поделать. Дословно - видит, но попробовать на вкус не может.

 (Слайд 9)

2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.

 

Работа по учебнику

- Что сказано о пословице и поговорке в учебнике?

-Объясните, как вы это понимаете.

Пословица - мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.

 

- Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах  и объяснить их смысл.

Работаем на странице учебника (стр.26-27.)

- Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.)

- Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.

1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.

2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.

3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года

 

(Самооценка работы группы)                                 

Электронная физминутка

(Слайд 10- 14)

- Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?

 

(Слайд 15)

За все берется, но не все удается. (русс). -  В любом деле нужно умение.(удм)

 

Кто рано встает,  тому бог подает (русс) – Ранняя пташка ловит червяка. (англ)

 

Терпенье и труд, все перетрут.(русс) –

Терпеливый нашел  и вбил гвоздь в  камень.(татар)

 

Учатся в группе работать с толковым словарями.

 

Знакомятся с творчеством писателя В.И.Даля

 

 

Учатся находить главные и существенные признаки в определении.

 

 

Рассказа о В.И.Дале.  (Слайд 7)

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19веке. Уроженец Луганской губернии, сейчас город Луганск.  Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат.  Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов.

 

 

 

Учатся понимать смысл пословиц и поговорок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по учебнику. Учатся разделять пословицы на темы. Объяснять смысл пословиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку для глаз.

 

 

 

 

 

Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

 

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

 

 

Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения  общих признаков

 

 

 

Коммуникативные УУД учиться работать в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

4.Контролирующее задание

 (8 мин)

.

 

 

- проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки народов мира.

-  организовать работу на компьютере, с целью проверки изученного материала

Работа с классмейтами

Игра «Пословица или поговорка»

 

Индивиду-альная

Организует работу на компьютерах.

Работа с класмейтами.

(Слайд 16)

Соотнесение пословиц русского народа и ненецкого:

Русские:

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Любишь кататься, люби и саночки возить.

3. Лодырь сам ляжет и коня положит.

Ненецкие:

1. Волка бояться – и от белки бежать.

2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

3. Коли пастуху дремать, так и оленей не видать.

(Самооценка работы группы)

 

Игра «Пословица или поговорка»

- Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.

1. Глаза бояться, а руки делают. (пос)

2. Семь пятниц на неделе. (пог)

3. Хлеб всему голова. (пог)

4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. (пос)

5. У Федорки всегда отговорки. (пог)

6. Сам пропадай, а товарища выручай. (пос).

- Оцените свою работу.

Самооценка работы группы.

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Работа на компьютере и ноутбуках

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познаватель-ные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД

Уметь работать в группе.

 

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке

 (3 мин)

 

зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

 

фронтально

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Для чего нужны пословицы и поговорки?

- А кто из вас работал «спустя рукава»?

(Слайд 17)

- Оцените свою деятельность на уроке:

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились

Спасибо за урок!

(Слайд 18)

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Оценивают работу группы

Познаватель-ные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределе-ния, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

6.Домашнее задание (2 мин)

 

 

 

Организует запись д/з. Рабочая тетрадь, стр. 20-21, выполнить по заданию.

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этап урока, время этапа

Этап урока, время этапа

Проверить знания по теме «Воздух»

Проверить знания по теме «Воздух»

Исходя из этого, сформулируйте тему урока

Исходя из этого, сформулируйте тему урока

Поисково-исследовательский этап

Поисково-исследовательский этап

Понюхай жидкости в стаканах.

Понюхай жидкости в стаканах.

В один стакан брось кусочек сахара, а в другой насыпь ложку соли

В один стакан брось кусочек сахара, а в другой насыпь ложку соли

Прозрачная Без запаха

Прозрачная Без запаха

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Технологическая карта урока Данные об учителе :

Технологическая карта урока Данные об учителе :

Этап урока, время этапа Задачи этапа

Этап урока, время этапа Задачи этапа

Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатковНаглядные

Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатковНаглядные

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

Проверим вниматель-ность и ловкость

Проверим вниматель-ность и ловкость

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Технологическая карта урока Данные об учителе :

Технологическая карта урока Данные об учителе :

Этап урока, время этапа Задачи этапа

Этап урока, время этапа Задачи этапа

Красный – справились Зеленый – требуется помощь

Красный – справились Зеленый – требуется помощь

Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю

Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю

Поучительность, содержит вывод

Поучительность, содержит вывод

Работа по учебнику - Что сказано о пословице и поговорке в учебнике? -Объясните, как вы это понимаете

Работа по учебнику - Что сказано о пословице и поговорке в учебнике? -Объясните, как вы это понимаете

Слайд 10- 14) - Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа? (Слайд 15)

Слайд 10- 14) - Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа? (Слайд 15)

Самооценка работы группы) Игра «Пословица или поговорка» -

Самооценка работы группы) Игра «Пословица или поговорка» -

Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности фронтально

Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности фронтально
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2023