Технологическая карта урока закрепления знаний и способов действий
1. Класс: 4
2. Предмет: окружающий мир
3. Тема урока: «Экскурсия в природные сообщества края»
4. УМК: Школа России. Плешаков А. А.
Цель: создать условия для систематизации знаний обучающихся о природных сообществах родного края.
Задачи:
1. Образовательные: актуализировать знания учащихся о родном крае; показать взаимную приспособленность живых организмов к окружающей среде;
2. Развивающие: развивать первоначальные навыки наблюдения; умение сотрудничать с учителем и друг с другом, развивать логическое мышление, речь, творческое воображение;
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным и растениям родного края.
Этап урока |
Время, мин. |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||||
1. Организационный момент
|
1 |
Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу. |
- |
Словесные |
- |
1) Учитель приветствует учащихся 2) создает эмоциональный настрой на работу( чтение стихотворения) 3) фиксация отсутствующих |
1) учащиеся приветствуют учителя 2) внимательно слушают и успокаиваются
3) дежурный помогает учителю в определении отсутствующих |
|||||||||||
2. Актуализация знаний и определение темы и целей урока
|
5 |
Актуализация субъектного опыта учащихся. Обеспечить принятие цели урока. |
Распечатанные билеты на экскурсионный автобус |
Беседа |
Ф |
Ребята, сегодня мы вместе с вами, отправимся на экскурсию по природным сообществам родного края. Ведь природа – это целый сказочный мир. Он полон загадок и тайн. Мы увидим с вами приют зверей и птиц, лягушек, жуков и бабочек. Познакомимся с растительным миром нашей местности. Сама природа приглашает нас полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый воздух. Чтобы природа долго жила и радовала нас своими дарами, мы должны бережно относиться к ней.
- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в путешествие по родному краю?
- Ну, тогда нам нужно получить билеты на экскурсионный автобус и мы незамедлительно сможем с вами отправиться на экскурсию. Для получения билетов, вы должны отгадать загадки: Золотой и молодой За неделю стал седой А денечка через два Облысела голова. У меня длинней иголки, чем у елки Очень прямо я росту – в высоту Если я не на опушке, Ветки только на макушке. Волосата, зелена В листьях прячется она Хоть и много ножек Бегать все равно не может. Что за зверь лесной Встал как столбик, под сосной И стоит среди травы Уши больше головы. Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием, теперь пришло время отправиться на экскурсии |
Внимательно слушают учителя
Да
Одуванчик
Сосна
Гусеница
Заяц |
|||||||||||
3. Первичное закрепление |
||||||||||||||||||
А. В знакомой ситуации (типовые) |
3 |
Создание условий для организации успешной работы детей |
Загадки, презентация |
Отгадывание загадок, беседа |
Ф. И |
Ребята, давайте с вами вспомним, что такое природное сообщество?
С какими природными сообществами мы с вами уже знакомы?
Конечно, каждое природное сообщество имеет свои особенности, поэтому и животные и растения, обитающие в их пределах, имеют определённые приспособления, для существования в таких условиях. Вот сейчас, мы с вами поговорим о растениях и проведём растительную разминку:
Назови дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные. Шишки мелкие, округлые.
Словно синий огонёк Кто-то вдруг во ржи зажёг. Яркий полевой цветок. Что же это?
Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт.
Ребят, на какие природные сообщества мы можем разделить эти растения? |
Природное сообщество – это совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. Лес, луг, река.
Слушают учителя
Сосна
Василёк
Кувшинка
Лесные растения, растения луга и реки. |
|||||||||||
Б. В изменённой ситуации |
12 |
Обеспечит восприятие, осмысление и усвоение обучающимися изучаемого материала |
Гербарии с растениями нашей местности |
Работа с гербарием, таблицей ярусов леса, беседа |
П. Ф |
У каждого на парте лежит гербарий с растениями нашей местности, я вам предлагаю распределить растения на природные сообщества, в которых они растут
Вы разделили растения, каждое, по отношению к своему природному сообществу, а теперь давайте с вами попробуем назвать, какими особенностями и различиями по отношению друг другу, они обладают. Давайте рассмотрим таблицу расположения ярусов.
Чем отличаются растения луга, от растений леса?
Какие растения произрастают в воде?
|
Распределяют гербарные растения на сообщества растений луга, леса и реки
Растения леса – это в первую очередь деревья, к ним относятся: клён, берёза, дуб. Так же там произрастают растения, которые приспособились расти в тени: ландыш, купена. Для леса характерно ярусное расположение. Работают с таблицей и определяют растения по ярусам. Растения луга – это разнообразные травы, такие как: одуванчик, ромашка, клевер. Растения луга отличаются от растений леса тем, что они светолюбивые, хорошо растут на открытых, хорошо освещаемых местах, среди них не так выражены ярусы как среди растений леса, даже самым низким растениям достаётся всё равно достаточное количество света.
Растения поймы реки – это растения, произрастающие в местах с избытком влаги, водолюбивые растения. Это рогоз, камыш, стрелолист и т.д. Лилия белая, кубышка жёлтая, водоросли – сине-зелёные и т.д. |
|||||||||||
4. Физминутка |
4 |
Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения |
Презентация |
Повторение движений |
Ф |
Ребята, давайте отдохнём, все вставайте из-за парт и слушайте внимательно, что вам говорит панда, и повторяйте за ним |
Обучающиеся встают из-за парт и выполняют движения за пандой
|
|||||||||||
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации |
12 |
Содействовать умению выполнять задания и доносить информацию о нём слушателям |
Пазлы |
Собирание пазла, беседа, просмотр презентации |
Г. Ф |
Ребят, объединитесь в небольшие группы, каждая из вас, получит конверт с пазлом, когда вы его соберёте, у вас получится животное, которое обитает в одном из природных сообществ, после чего вы составите о нём небольшой рассказ, и поделитесь с ним со всем классом. А теперь давайте с вами поговорим о том, какими особенностями обладают животные и птицы, живущие в разных природных сообществах |
Собирают пазлы в группах, составляют небольшой рассказ и представляют его.
Смотрят презентацию и в ходе просмотра ведут беседу |
|||||||||||
6. Рефлексия: |
||||||||||||||||||
А. Деятельностная
Б. Эмоциональная |
1
1 |
Развивать умение дать самооценку своей деятельности на уроке |
Развивать умение дать самооценку своей деятельности на уроке.
Смайлики |
Словесный
Словесный |
И
И |
Наш урок подходит концу, скажите какую тему мы изучали сегодня на уроке?
Что новое для себя узнали?
Вам понравилось, как вы работали на уроке? С каким настроением вы покинете урок? Для этого возьмите смайлик соответствующий вашему настроению и покажите его |
Природные сообщества нашего края
Познакомились с ярусами леса, с некоторыми растениями и животными сообществ нашего края
Показывают смайлики
|
|||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.