Технологическая карта внеклассного мероприятия
реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)
в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)
Внеклассное мероприятие
3 курс
Автор: Бутикова Юлия Николаевна преподаватель информатики, классный руководитель группы 2ПК22 ГАПОУ СО «ЭМТК»;
Тема внеклассного мероприятия: «Актуализация семейных отношений в современное время».
Тип: По соотношению структурных звеньев - Урок изучения нового материала,
По ведущему методу - Практикум в сочетании с эвристической беседой.
По характеру деятельности - Проблемный, исследовательский урок
Цели внеклассного мероприятия: формирование уважения к старшему поколению;
мотивация бережного отношения к семейным традициям;
формирование чувства ответственности за свои поступки;
воспитание уважительного отношения к семье и понимания старшего поколения;
развитие духовно-нравственных и моральных ценностей.
Задачи: Воспитательные:
-воспитать интерес и любовь к общению с семьей;
-способствовать возникновению интереса к совместному семейному отдыху;
-воспитать уважение к семейным ценностям и моральным нормам;
-научить бережно относиться к родителям, старшему поколению.
Развивающие:
-расширить кругозор, развить любознательность и творческие способности студентов;
-раскрыть навыки работы в группе;
-научить планировать семейный отдых.
Образовательные:
-расширение и углубление знаний студентов об истории своей семьи;
-мотивация к исследовательской деятельности.
Основные понятия: семья, счастье, любовь, нравственность, взаимопомощь и поддержка, воспитание
Материалы к уроку: мультимедийная установка, компьютер, презентации, видеофильмы, пакеты документально - методических комплексов на столах студентов
·Фундаментальные образовательные объекты: 1) семья; 2) моделирования семейных отношений; 3)нравственные ценности (доброта, забота, взаимопонимание, любовь, уважение).
Главная проблема урока:
·обучать осознанному пониманию термина «семья», её значении в жизни каждого человека, стимулировать размышления о семейных ролях, семейных ценностях и их значимости в каждой семье;
·воспитывать ответственное отношение к своей семье, активизировать семейные нравственные ценности (доброта, забота, взаимопонимание, любовь, уважение).
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||
Этап I. Стадия вызова. |
|||||||
Слово учителя: Здравствуйте, уважаемые студенты! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии «Актуализация семейных отношений». Сегодня мы поговорим о самых важных семейных ценностях и традициях, обсудим проблемы, возникающие в семье, попробуем найти способы решения конфликтных ситуаций, узнает, почему совместный семейный отдых благоприятно влияет на отношения всех членов семьи.
|
Самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.
УУД: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение)
|
Обучающиеся представляют свои версии ответа.
УУД: формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать |
Создать ситуацию диалога
УУД: ориентация на моральные нормы и их выполнение |
||||
Начать наше мероприятие я хочу с вопроса. Скажите мне, что для вас значит семья?
Студенты по очереди дают ответы, преподаватель обобщает полученную информацию.
Я вижу, что у каждого из вас существует свое представление о семье. Давайте посмотрим, какие ассоциации у вас вызывают слова, связанные с семьей и семейными ценностями. Я буду называть слово, а вы говорить, какая ассоциация с ним возникает у вас. Итак, начнем.
Преподаватель называет слова по очереди, студенты предлагают ассоциации. Слова дублируются на экране: дом, любовь, праздник, родственники, уважение, семейный обед, мораль, семейный отдых, традиция, терпение, брат/сестра, мама, папа, подарок, гости. Преподаватель обобщает полученную информацию.
Очень интересные ассоциации у вас получились. Как мы видим, семья – это очень сложное и интересное понятие. А сможете ли вы дать полноценное определение термину «семья»? Давайте попробуем.
Желающие поднимают руку и высказывают свое мнение.
Как мы можем увидеть, для каждого из вас слово «семья» имеет свое определенное значение. Как же этот термин определяется различными людьм и словарями? Давайте рассмотрим несколько определений: 1. Словарь Ожегова С.И.: «Семья – группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. 2. Большой энциклопедический словарь: «Семья́ – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». 3. Произведение писателя Юрия Куранова «Тепло родного очага»: «Семья» – семь-я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях». Как мы видим, существует много определений семью, но все они сходятся в том, что семья – это общность, группа близких людей, проживающих вместе. Я предлагаю перейти в следующему важному термину – «ценности». Кто и вас желает дать определение данному понятию? Вы знаете, что такое ценности
|
Этап II. Этап усвоения |
|
|
||||
Студенты предлагают варианты ответа, преподаватель обобщает все варианты ответов.
Молодцы! Ваши ответы очень информативны и точны. Давайте сравним наши ответы с мнением ведущих психологов. Ученые выделяют следующие семейные ценности: · ценность родительства; · ценность родства; · ценность супружества; · ценность здоровья; · обычаи и традиции;
Студенты сравнивают свои варианты ответа с мнением психологов.
Отлично! Сейчас, я предлагаю вам более подробно рассмотреть сущность семейных ценностей. Я прочитаю вам несколько притч о семье. Ваша задача – внимательно слушать и выделить главную мысль в каждой притче. Преподаватель зачитывает притчи о семье вслух. Текст дублируется на экране.
1. Семейное счастье. В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу: – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо. Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?», – думает сосед. Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу: – Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила. – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья. …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему: – Ну что ты так долго? Посмотрел? – Да! – Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
2. Ладная семья. Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», – говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». -И все? -Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, – и подумав, добавил: «И мира тоже».
3. О ветре и цветке. Однажды Ветер встретил прекраснейший Цветок и влюбился в него. Пока Ветер нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось этого мало, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то он одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но уже был бессилен что-либо сделать. Тогда ветер утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер: - Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил! Но Цветок ничего не ответил Ветру. Он умер.
Итак, сейчас, я предлагаю обсудить суть каждой притчи. В чем заключается главная мысль каждой истории? Актуальны ли сегодня ценности, описанные в притчах?
Студенты выражают свое мнение, преподаватель обобщает информацию.
Молодцы! А вы знали, что в России существует праздник под названием «День семьи, любви и верности»? кто знает, когда мы отмечаем этот праздник? Вы правы мы отмечаем день семьи 26 марта. Этот праздник совсем молодой – он появился в 2008 году. Вы знаете, какой цветок является символом данного праздника? (ромашка). Верно! А сейчас, я хочу вам прочитать еще одну легенду под названием «Как появилась дружная семья». Слушаем внимательно!
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств. Как вы думаете, о каких качествах идет речь?
Студенты составляют список возможных качеств.
Превосходно! Мы с вами подробно обсудили, что такое семья и ценности. Теперь, я хочу услышать, какое значение для благоприятного климата в семье имеют семейные традиции и семейный отдых. Расскажите о своих семейных традициях и о том, как вы проводите время со своей семьей.
Желающие рассказывают о своей семье, традициях и ценностях, присущих их семье.
Очень хорошо! Вы были очень искренны и информативны. Я рада, что в ваших семьях существуют такие интересные традиции!
|
Просматривают видеоролик
УУД: действие смыслообразования.
Учебная дискуссия
УУД: поиск и выделение необходимой информации
Обучающийся выходит к доске
УУД: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Учебная дискуссия
УУД: поиск и выделение проблемы
Учебная дискуссия.
Обучающиеся работают в коллективе. Обучающиеся зачитывают свои варианты.
УУД: формирование обобщающих выводов по материалу.
|
Обучающиеся высказывают предположения.
УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем
|
УУД: прогнозирование, Коррекция.
УУД: прогнозирование, коррекция |
||||
Этап III. Рефлексия |
|||||||
V. Итоги урока. Рефлексия
– Сколько поколений живет в вашей семье? – Кто такие родственники? – Кто является членом семьи? - Какой вопрос мы рассматривали в начале урока? - Смогли ли мы на него ответить? |
Обобщение
Ребята расставляют приоритеты жизненных ценностей
УУД: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение)
|
Слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем
УУД: умение выражать свои чувства через цвет, символ, слово
|
Поведение итогов |
||||
На уроке осуществлялся деятельностный подход,
приобщение к семейным ценностям и семейным отношениям, что является главной
ценностью в жизни человека.
В ходе урока были приняты две основные формы обучения:
1. фронтальная - предполагает совместные действия всех обучающихся под руководством учителя.
2. групповая - учащиеся работают в группах.
Методы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.