«РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ».
1. Рынок в жизни общества.
2. Рыночная экономика.
3. Закон спроса и предложения.
4. Рыночные структуры.
5. Конкуренция и монополия.
6. Современная рыночная система.
1. Рыночная система - результат разложения НАТУРАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА – хозяйство, в котором товар производится не для продажи, а для собственного употребления. УСЛОВИЯ: общественное разделение труда; множество производителей товаров (спрос-предложение-цена); регулярность обмена.
Первый научный труд о рынке: Адам СМИТ (Англия) «Исследование о природе и причинах богатства народов». СУТЬ: производственные возможности ограничены, а человеческие потребности – нет. Удовлетворяя потребности человек, неосознанно содействует общественной пользе (рост экономики).
2. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА – система, основанная на частной собственности, свободе выбора, конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает влияние правительства на экономику. Рынок гарантирует свободу потребителю (покупаю, что хочу). Главная движущая сила: личный интерес (у потребителя – полезность продукта, у производителя –выгода). Рынок везде развивается по одним законам (универсальность).
3. Спрос – цена - предложение имеют закономерную взаимосвязь.
Ø СПРОС – потребность покупателя в товарах, за которые он готов заплатить. ФАКТОРЫ, влияющие на спрос: ЦЕНА; доходы; вкусы, предпочтения.
Ø ПРЕДЛОЖЕНИЕ – товары, которые производитель готов продать. ФАКТОРЫ, влияющие на предложение: число продавцов; технологии изготовления; цена (высокая цена – стимулирует производство).
Цена – универсальный регулятор между спросом и предложением.
4. СТРУКТУРА РЫНКА – внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов. КЛИССИФИКАЦИИ:
§ По объектам рыночных отношений (сырье, ценные бумаги);
§ По субъектам рынка (продавцы, покупатели);
§ По географическому положению (местный, региональный);
§ По характеру продаж (оптовый, розничный);
§ По соответствию законам (легальный, нелегальный).
ВИДЫ РЫНКОВ: труда; капитала; кредитный; фондовый; ценных бумаг.
АКЦИЯ – свидетельство о доле участия в собственности компании.
ДИВИДЕНД – право на получение части прибыли владельцу акции.
ОБЛИГАЦИЯ – кредитный документ, приносящий ее владельцу процент.
Ценные бумаги торгуются на бирже, цена зависит от спроса и предложения.
5. КОНКУРЕНЦИЯ – борьба между производителями за потребителя.
От конкуренции выигрывает потребитель (лучшее качество за меньшие деньги).
СРЕДСТВО КОНКУРЕНЦИИ: реклама, МАРКЕТИНГ – изучение рынка товаров и услуг, ДЕМПИНГ – продажа товаров по заниженным ценам для вытеснения конкурентов.
ВИДЫ: свободная; чистая; совершенная; несовершенная; ценовая; неценовая.
Конкуренция может привести к появлению МОНОПОЛИЙ – исключительное право на производство чего-либо сосредоточенное в одних руках. СУТЬ: право навязать потребителю высокие цены для получения огромной прибыли. Конкуренция и монополии – сосуществуют в современной экономике.
ОЛИГОПОЛИЯ – рынок, на котором доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен.
Современный рынок - «смешанная экономика» (государство контролирует). СПОСОБЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА: финансовое регулирование; антимонопольное законы; государственные заказы; кредитно-денежная политика; целевые программы; научные исследования (нанотехнологии).
6. Современная рыночная экономика – ориентирована на общество, регулируется рыночными механизмами. ЦЕЛЬ: победа над бедностью; внедрение передовых технологий; государственное стимулирование роста экономики; избавление от коррупции; расширение внутреннего рынка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.