технологическая карта Задачи на построение 7 кл

  • docx
  • 07.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта Задачи на построение 7 кл.docx

Технологическая карта урока по геометрии, 7 кл

Тема: Задачи на построение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать представление о задачах на построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки без масштабных делений

Задачи:

образовательная:  научить учащихся выполнять построение треугольника при помощи циркуля и линейки

развивающая: развитие творческого и логического мышления, пространственных представлений, умения анализировать;

воспитательная: воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, привитие интереса к предмету

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формировать навыки решения задач на построение. Учащиеся вспомнят: как строить отрезок, равный данному; угол, равный данному, научатся строить треугольник по заданному условию; формировать умение определять способы  действий в рамках предложных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Личностные: воспитывать понимание математического образования как составной части общей культуры человека; воспитывать умение осуществлять самоконтроль, рационально планировать свою работу,

Метапредметные: показать значимость построения фигур, с помощью циркуля и линейки, для других образовательных областей (труд, физика)

Термины и понятия: окружность, центр, радиус, перпендикуляр, отрезок, угол

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудоване: учебник «Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.»;  мультимедийный проектор; экран;  презентация;  раздаточный материал; листы самооценивания.

 

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся.

Формирование УУД

Организационный момент (3 мин)

Учитель приветствует обучающихся. Настраивает на плодотворную работу.

- Вы готовы поработать? (Да)

- Вы готовы отвечать? (Да)

- Вы готовы, если надо, что-то вспомнить и узнать? (Да)

- Ну, а главное – готовы Вы сегодня рассуждать? (Да)

Сегодня мы отправимся учениками в конструкторское бюро. И напутствием пусть будут для вас слова Конфуция:

«Услышишь – забудешь,

Увидишь – запомнишь,

Построишь – поймешь!»

Желаю вам успеха, будущие архитекторы!

Ребята, у каждого из вас есть лист самооценки, не забывайте его заполнять по ходу урока.

Подготавливаются к работе на уроке, включаются в работу. Записывают в тетрадях число, вид работы.

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

организация своей учебной деятельности.

Личностные УУД:

 мотивация учения.

Актуализация знаний (7 мин)

Сегодня мы будем изучать, узнавать новое. Но, чтобы все получилось, давайте вспомним то, что вы уже знаете.

1.Вспомним, какие геометрические фигуры мы изучали, и что использовали для построения этих фигур. Дайте определение каждой фигуре.

 

2.На экране перечень основных задач на построение (слайд 3)

         Задача 1. На данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному.

      Задача 2. Отложить от данного луча угол, равный данному.

      Задача 3. Построить биссектрису данного угла.

      Задача 4. Построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к прямой, на которой лежит данная точка.

      Задача 5. Построить середину данного отрезка.

      Задача 6. Построить прямую, проходящую через точку, не лежащую на данной прямой, перпендикулярную этой прямой.

 

Какие инструменты необходимы при выполнении этих заданий?

 

 

 

 

Называют фигуры, инструменты для их построения. Дают определения геометрическим фигурам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

 

Познавательные УУД:

 уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

 

Личностные УУД:

уважать мнение одноклассника. способность к адекватной самооценке

Определение темы урока. Постановка целей урока. (7 мин)

У каждого из вас лист с заданиями.

Данное задание вы выполняете в паре со своим соседом. Выберите себе задание, обсудите его выполнение и расскажите.

Задание 1. Постройте отрезок ВС = 5 см и равный ему отрезок В1 С1 = ВС.

 

 

 

Задание 2. Постройте ˪ВАС = 55о и равный ему ˪ДОК.

 

 

Задание 3. Как построить треугольник АВС, если известно, что АВ = 7см, АС = 5см, ˪ВАС = 45о? Какими инструментами воспользуетесь?

 

Но есть ещё один способ. Что это за способ мы узнаем сегодня на уроке.

 

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Правильно. Задачи на построение.

Какие цель, задачи поставим на урок?

(слайд 4 – 5)

Групповая  работа.

 

 

 

 

 

 

 

Выбор задачи, обсуждение, решение.

 

 

 

 

Ребята отвечают: при помощи линейки и транспортира.

 

 

 

Формулируют тему урока и цель и задачиурока.

Записывают  тему урока в тетради.

 

 

Личностные УУД: способность к адекватной самооценке

 

 

 

Регулятивные УУД:

целеполагание.

 

Познавательные УУД: постановка и формулировка проблемы

 

 

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

 

Физкультминутка. (1 -2 мин)

Попробуйте глазами нарисовать знак «бесконечности», следуя за стрелкой.

Выполните 4-5 круговых движения глазами в левую сторону, затем в правую.

Закройте глаза, и попробуйте дотронуться пальцами до кончика носа, левой рукой до правого уха, а правой рукой – до левого.

Молодцы!! Продолжим наш урок.

Ребята выполняют физминутку.

 

Формирование новых знаний. (10мин)

В задачах, которые мы будем сегодня рассматривать, так же как и в основных задачах на построение ставится условие: выполните построение при помощи циркуля и линейки.

 

Вернёмся к задаче №3.

Задача 3. Как построить треугольник АВС, если известно, что АВ = 7см, АС = 5см, ˪ВАС = 45о? Какими инструментами воспользуетесь?

 

Изменим  формулировку условия задачи:

При помощи циркуля и линейки постройте треугольник АВС, если известно, что АВ = 7см, АС = 5см, ˪ВАС = 45о. (слайд  6)

 

-Получим новую задачу, которая решается при помощи циркуля и линейки.

-Что запишем в дано? (Напоминает, что в дано – отрезки, угол.)

-Какое задание? Что нужно выполнить?

 

Учитель записывает решение задачи, но предварительно вопрос классу:

-Ребята, обсудите в парах возможный ход решения. Кто, основываясь на уже имеющихся знаниях, попробует построить треугольник по данному условию? Или:

Разбирает совместно с ребятами решение задачи. Проводят анализ.

-Можно ли доказать , что построенный треугольник – искомый?

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают условие, задание.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Проводят анализ, доказательство верности решения.

Познавательные УУД: формирование интереса к данной теме

 

 

 

Личностные УУД: формирование  готовности к самообразованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Этап закрепления изученного материала. (8 мин)

Практическая работа.

Построить Δ АВС, если известно, что АВ = 4см, АС = 5см, ˪ВАС – прямой.

Ребята выполняют задание.

Если есть желающие, то решение – на доске.

Проверяем по готовому решению.

 

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Обобщение и систематизация. Подведение итогов учебного занятия

(3 мин)

Подведём итоги урока.

«Сегодня я узнал..»

«Трудным для меня было…»

«Понравилось..»

«Хотел бы научиться….»

«Я бы поставил себе оценку…»

«Можно ли построить фигуру, отличную от треугольника с помощью циркуля и линейки?»

Ребята, не забываем заполнить лист самооценки и сдать его учителю.

Анализируют свою работу на уроке

Коммуникативные УУД: Умение  слушать одноклассников, вступать в диалог.

Личностные УУД: умение делать выводы.

Домашнее задание

П. 39, задание на выбор:

1.Разобрать задачу 2 из п. 39, уметь объяснить построение треугольника,

№ 292 (б)

2. Творческое задание.

Выполнить чертеж  дома (корпус – прямоугольник, крыша – треугольник) на листе А4, с описанием построения.