Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе
Тема: Сказки А.С.Пушкина
Цель урока: познакомить с творчеством и произведениями А.С. Пушкина
Задачи урока:
обучающие: формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения;
закреплять литературоведческие понятия «авторская сказка» и «народная сказка»;
воспитывающие: – воспитывать самостоятельность;
– творческую активность;
– эстетическое восприятие произведений искусства;
– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке
развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность, творческие способности.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
6.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, музыка
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Дидактический материал: карточки для работы в парах и группах, рисунки
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
1.Организационный момент |
Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Будем
отвечать активно, Чтобы
гости захотели, |
Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя, выполняют задание |
Л:положительный настрой на урок
|
2.Речевая разминка.
|
ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой. ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель. АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).
|
|
К : Выполнять принятые нормы речевого поведения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность |
3.Актуализация знаний.
|
На прошлых уроках мы говорили и читали различные произведения. У вас на партах задания: прочитать текст и сказать к какому жанру относятся прочитанные отрывки Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок. Как по полю, полю мышка бежит, У дверей остановилась и пищит: - Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Кто , кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Кто в тереме живёт? |
|
П:риентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
|
4.Самоопреде ление к деятельности.
|
Музыка – « Песенка о сказке» -Кто зовёт нас в гости? -Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? - Вы любите сказки? -Кто знает, какие бывают сказки? Сказки можно разделить на две группы. Сказки народные и авторские -Почему они называются народными? -Приведите примеры таких сказок. («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»…) -Почему называются авторскими? -Какие авторские сказки вы читали? ( «Теремок» Е.Чарушин, Гаршин «Лягушка путешественница» -Сегодня мы отправимся в путешествие по морю и познакомимся еще с одним автором сказок. Посмотрите внимательно отрывок. Может кто- то из вас узнает эту сказку. Видеоролик. Ветер по морю гуляет. -Отрывок из какой сказки вы посмотрели? -Кто автор этой сказки? Послушайте ещё один отрывок. -Отрывок из какой сказки вы послушали? - Сегодня на уроке мы будем учиться читать отрывки из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»и «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». А ещё мы будем думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить. |
Слушают Сказки Сказкам Да
Сочинил народ
Сочинили авторы,писатели
Смотрят видеоролик
Сказка о царе Салтане А.С.Пушкин
Читает ученик
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях |
П:Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Р:Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; К:Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
|
5. Работа по теме урока
|
-А что вы знаете о Пушкине? Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя) -А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. Родился он в 1799 году в Москве. В этом году 6 июня ему бы исполнилось 220 лет. Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.
|
|
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
|
6.Физкультминутка.
|
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше…
|
|
|
7. Работа по теме урока
|
Словарная работа. Игра «Переводчик» Могучий – очень сильный Волнуешь – приводить в тревожное, беспокойное состояние Веешь-дует слабый ветер Простор-свобода, ничто не мешает, Богатырь - защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством. Раздутых - увеличить, надув воздухом Изумруд – драгоценный камень
Работа по учебнику, с. 52 – 53 Рассмотрите иллюстрации на с.52-53. -Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.) -Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина. (текст с. 52-53 читает учитель, дети следят по учебнику). Самостоятельная работа. Выразительное чтение. - Найди в учебнике и прочитай выразительно четверостишие к иллюстрации. Назови название сказки и автора. Найдите в тексте и прочтите: что делал кораблик в море? Что необычного в орехах, которые грызёт белка? От чего во дворе топот стоял? Что делает ветер? Кого боится ветер?
Работа в парах. Отгадайте сказку по словам. Изба, старуха, корыто. Орешки, белка, хрустальный дом. Бочка, море, князь. Петушок, Поп. Работа в группах. -В сказках всегда происходит волшебство. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников. Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам. Нужно помочь сказочным героям, соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки. Собери мозаику (в конверте) -Обратите внимание, у нас оформлена выставка посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкину. Вы можете потом ознакомиться с ней |
|
П:Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учител
П: Осознавать познавательную информацию; Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
Понимать информацию, представленную в: изобразительной форме, переводить её в словесную форму;
К:Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
К:Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
Р:адекватно оценивать свои достижения;
|
8.Рефлексия
|
– Сейчас вы должны доказать, что вы знаете сказки Пушкина. (работа на инт. доске) Сделай соответствие . Из какой сказки герои? Золотая
рыбка
«Сказка о попе…»
|
|
|
9.Итог урока
|
С каким автором мы сегодня познакомились? -Отрывки, из каких сказок читали? -Что пробовали сами? - Что вам понравилось в сегодняшнем уроке? -Чему учит сказка? - Оцените свою работу на уроке. У меня на столе сундучок. Ребята, которые все поняли и хорошо работали на уроке положите в сундук золотые орешки, а если у кого-то возникли трудности и вам есть над чем поработать положите серебренные орешки. |
А.С.Пушкиным О царе Салтане, о мертвой царевне
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.