Технологическая карту урока по математике в 4 классе на тему:"Алгоритмы решения учебных и практических задач"
Оценка 5

Технологическая карту урока по математике в 4 классе на тему:"Алгоритмы решения учебных и практических задач"

Оценка 5
doc
03.11.2022
Технологическая карту урока по математике в 4 классе на тему:"Алгоритмы решения учебных и практических задач"
Конспект урока _Решение задач с применением алгоритмов_.doc

Учебное занятие по математике в 4 классе

Тема   «Решение задач с применением алгоритмов»

 

Цель  : сформировать у учащихся умение применять общий алгоритм  для решения любой задачи и алгоритм при решении конкретной задачи.

 

Образовательные задачи:

-закрепить умение решать составные задачи, анализируя их состав;

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к математическим знаниям;

-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.

 

Развивающие задачи (УУД).

Регулятивные УУД:

- уметь организовывать свою деятельность;

-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;

-строить логические рассуждения;

-планировать свои действия.

Познавательные УУД:

-учиться  применять алгоритм при решении задач.

Коммуникативные УУД:

-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.

 

Тип занятия: Урок рефлексии  (комбинированный)

Методы: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.

Медиапродукт: презентация к уроку.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, карточки – алгоритмы , карточки – самооценка.

 

 Ход занятия

1.     Мотивационный этап.

- Я рада всех вас видеть на нашем уроке. Я желаю вам хорошего настроения и отличных ответов. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте взаимной удачи.

Начнём занятие  с девиза:  

«Мы сможем, мы сумеем, и у нас всё получится!» (слайд 2)

У каждого из вас на столе лежит конверт. В нём есть карточка – самооценка. В конце урока подведёте  итог своей работы и оцените себя.

2. Актуализация прежних знаний.

      А сейчас небольшая разминка перед серьёзной работой.   (слайд 3)

Положите перед собой индивидуальные досточки, возьмите маркер и настройтесь на работу. Я буду произносить математические выражения, а вы, в качестве ответа, будете записывать только знак действия. (Ответ показывают учителю)

На слайде: 1. Диаграмма, в которую я буду заносить результаты ваших ответов. Она поможет увидеть ошибочные ответы и сделать вывод: в чём вы ещё затрудняетесь, и что надо будет повторить на следующих уроках. 

2. Математические выражения, которые я буду называть. Они нам нужны будут при подведении  итога  этой работы.  (слайд 4)

 

                     1. Увеличение числа в несколько раз

                     2. Нахождение целого

                     3. Уменьшение на несколько единиц

                     4. Приведение к единице

                     5. Нахождение части от числа

                     6. Нахождение числа по его части

                     7. Разностное сравнение

                     8. Уменьшение числа в несколько раз

                     9. Нахождение остатка

                    10.Кратное сравнение

 

Во время работы учитель отмечает на слайде маркером точку, обозначающую количество детей, у которых была допущена ошибка,  напротив номера задания.

 

Проверим работу. По диаграмме мы видим, что больше всего ошибок на 5-е и 6-е задание. Какой вывод сделаем? (…) Правильно, надо ликвидировать пробелы путём повторения.

                                    

А что мы вспомнили, выполняя эту работу?  (Дети: мы повторили виды простых задач) Правильно. А если объединить несколько простых задач, то, что получится? (Дети: получится составная задача).  Можно сказать, что мы закрепляли умения определять знаки действий при решении простых задач?  (Дети: да)

Вспомните, что мы используем при решении составной задачи? (Дети: алгоритм).

Вы можете сказать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?  (Дети: решать составные задачи с применением алгоритма).

Тема нашего занятия: «Решение задач с применением алгоритма».  Мы уже умеем применять алгоритм для решения задачи, т.е. основной и обязательный алгоритм для решения любой задачи. А сегодня мы продолжим работу по применению алгоритмов более глубоко.

Задачи: продолжить учиться применять алгоритм для решения любой  задачи, а так же учиться составлять алгоритм при подготовке к конкретному виду задач.

Ребята, а что такое АЛГОРИТМ?  (Дети:    Алгоритм это последовательность действий   или план  достижения цели.  Алгоритм  состоит из отдельных шагов.  Каждый  шаг содержит одну  команду.)  

Как вы считаете, только ли  на математике применяется алгоритм? (Дети: нет. Алгоритм  можно применять на любом уроке. И не только на уроках, но и в жизненных ситуациях. )  Приведите примеры из жизни. (Учащиеся приводят примеры). Например:  подготовка домашнего задания;  утренние сборы в школу; заваривание чая, кофе; строительство дома и т. д.

Вывод:  Алгоритм – это универсальное действие. (слайд 5)

А теперь приступим к решению задачи.  Но сначала повторим главный алгоритм для решения любой задачи (слайд  6)

         Алгоритм работы над задачей

1.     Читаю условие задачи.    Читаю вопрос.

2.     Представляю ситуацию, описанную в задаче.

3.     Нахожу данные задачи, выделяю опорные слова.

4.     Определяю искомое задачи (конечная цель).

5.     Определяю состав задачи.

              Простая                                           Составная

1.      Моделирую задачу.                  1. Моделирую задачу.

2.      Записываю решение .               2. Определяю кол-во простых.

3.      Записываю ответ.                      3. Указываю  действия.

4.      ________________                    4. Записываю решение.

5.      ________________                    5. Записываю ответ.

6.      ________________                    6. Записываю выражение. 

Задача 1.     В школьном саду посадили 30 яблонь, слив в 2 раза меньше, а вишен на 12 деревьев больше, чем слив.     Сколько всего деревьев посадили в школьном саду?

Работаем по алгоритму

Дети:  сначала мы прочитаем условие задачи, вопрос. Затем представим, о чем идёт речь в задаче.  (В школьном саду высаживают деревья: яблони, вишни   и сливы.) Находим опорные слова: (яблони, вишни, сливы). Называем  что известно, а что не известно. (Известно,  сколько яблонь - их  30.  Не известно -  сколько вишен и груш). Искомое задачи – главный вопрос задачи. Определяем состав задачи. (Задача составная. Состоит из трёх простых)

Моделируем задачу. Выбираем словесную модель. (Можно  также использовать чертёж, рисунок,  …)  Определим,  сколько в ней простых  задач (их три). Указываем действия каждой простой задачи  ( : ,  +,  +)      (слайд 7)

Яблонь – 30 (д.)

Вишен  - ?,  в 2 раза меньше, чем яблонь  (:)

Груш  - ?,  на 12 д. больше, чем вишен (+)

Всего деревьев - ? (+)                                                            

Записываем решение задачи:

1).  30 : 2 = 15 (д.) – вишнёвых.

2). 1 5 + 12 = 27 (д.) – грушевых.

3).  30 + 15 + 27 = 72 (д.) – всего деревьев.

Записываем  ответ: 72 дерева посадили школьники.

Составляем и записываем выражение к задаче:

30 + 30 : 2 + (30 : 2 + 12) =72 (д.)

Задача решена с помощью алгоритма. А в жизни  процесс посадки деревьев проходит в строгой последовательности или действия посадки можно менять? ( Дети: действия посадки деревьев тоже проходят в определённой последовательности. )

Посмотрите как это происходит.   (слайд 8)

Чтобы решить следующую задачу, давайте кое- что вспомним.

На   (слайде 9) появляется  запись:   мм  см  дм  м  км    Что это?   Дети: (единицы измерения длины).  Далее появляется:    мм²  см²  дм²   м²  км²   А это что?  (единицы измерения площади.  Как связаны между собой  эти   единицы измерения? (единицы площади зависят от линейных размеров)

Вот вам задание: выразите  6 км²  в  м². Можно ли и в этом случае применить алгоритм?   Дети: да, можно.    1). 1км = 1000м  

                                                       2). (1000 х 1000=1000 000)

                                                       2). 1км² = 1000 000 м²

                                                       3). 6км² = 6 000 000 м²

Эти знания нам нужны для решения задачи на нахождение площади.

Решим простую задачу.  Текст задачи на  (слайде 10)      ( Работа в паре)                                                                                                                 

      Задача.  На участке, длина которого 400м, а ширина 300 м  посадили яблони.      

                      На какой площади были посажены яблони?  

  Ребята, для решения этой задачи  (нахождение площади прямоугольника), кроме основного алгоритма для решения задач, применяется алгоритм конкретно для данной задачи.  Поработайте в парах , составьте алгоритм и приготовьтесь презентовать задачу).

Дети должны составить алгоритм для решения данной   задачи (на нахождение площади прямоугольника).    По истечении времени пара выходит к доске и презентует задачу по составленному алгоритму. Алгоритм должен быть таким:

1.      Вспомним определение площади.

2.      Запишем формулу нахождения площади прямоугольника.

3.      Запишем решение задачи.

4.      Запишем ответ задачи.

400 х 300 = 12000(м²)

Какую работу ещё можно выполнить в данном случае?  (Дети: перевести в гектары)

Применяя алгоритм, переведите в   га.

-  1га это квадрат со стороной 100 м

100 х 100 = 10 000м²,    т.е.    1 га = 10000 м²

12 000 : 10 000 + 12 (га) -  площадь равна 12 га

Подведём итог нашей работы.

Какую цель ставили в начале урока? (ответы детей)

 -Кому был полезен этот урок?

 -В чём испытывали затруднения?

-На что ещё надо обратить внимание?

Заполните карточку – самооценку.

Урок окончен. Спасибо всем за работу.


Учебное занятие по математике в 4 классе

Учебное занятие по математике в 4 классе

На слайде : 1. Диаграмма , в которую я буду заносить результаты ваших ответов

На слайде : 1. Диаграмма , в которую я буду заносить результаты ваших ответов

А сегодня мы продолжим работу по применению алгоритмов более глубоко

А сегодня мы продолжим работу по применению алгоритмов более глубоко

Моделируем задачу. Выбираем словесную модель

Моделируем задачу. Выбираем словесную модель

Эти знания нам нужны для решения задачи на нахождение площади

Эти знания нам нужны для решения задачи на нахождение площади
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2022