Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)
Оценка 4.6

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание +2
10 кл
09.05.2019
Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)
Метапредметное занятие "План текста" посвящено обучению старшеклассников способам и приемам информационной переработки текста. Будет интересно учителям русского языка и литературы, учителям обществознания в связи с востребованностью на этих уроках составления сложного плана. Рассчитано на 10 класс. В ходе занятия идет работа по составлению сложного плана по тексту "О художественном мастерстве Л. Н. Толстого".
Технологическая карта метапредметного занятия План текста.docx
Технологическая карта метапредметного занятия «План текста» Чтобы выполнить большой и важный труд,  необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время. Элберт Хаббард Авторы:  Вихляева   Марина   Михайловна,   учитель   русского   языка   и   литературы   высшей   квалификационной   категории МАОУ СОШ № 10 (НОЦ); Новосельцева   Кристина   Александровна,   учитель   обществознания   первой   квалификационной   категории МАОУ СОШ № 10 (НОЦ). 1 Дата, время:  Место:  Аудитория:  29.10.2015 г., 9.00­10.30 (2 урока по 45 минут) Новый образовательный центр, каб. № 3 обучающиеся 10 класса Нового образовательного центра Цель занятия: обучение способам информационной переработки текста. Задачи: 1. Сформировать   навыки   составления   тезисного   плана   по   алгоритму,   выделять   тезисы,   иллюстрации,   ранжировать широкие и узкие тезисы, передавать содержание текста, используя план; 2. Подвести обучающихся к пониманию типичных ошибок при составлении плана текста; 3. Сформировать навык составления связного устного выступления по клишированному тексту реферата. Ожидаемые результаты и продукты: 1. Обучающиеся освоят алгоритм работы с текстом и составления плана;  2. Обучающиеся освоят способ составления устного выступления по клишированному тексту реферата; 3. Обучающиеся приобретут опыт устного выступления; 4. Обучающиеся приобретут опыт аналитического, рефлексивного отношения к своей деятельности; 2 5. Продуктами деятельности станут составленный тезисный план и реферат, передающие содержание статьи. Оборудование и материалы:  1. типовой кабинет,  2. персональный компьютер, оборудованный колонками,  3. проектор,  4. экран, 5. презентация Microsoft PowerPoint «План текста»,  6. раздаточный материал (фрагмент статьи о романе Л. Н. Толстого, клише реферата) по количеству участников занятия,  7. бумага для записи,  8. музыкальный фрагмент В. А. Моцарта «Серенада»,  9. два воздушных шарика,  10.табличка с надписью «Эксперт»,  11.стикеры. Ход занятия: Время Мотивационный этап (обращение к участникам занятия) Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание 9.00 – 9.03 3 минуты занятий. Обучающиеся слушают, реагируют на   вопросы,   думают,   включаются   в деятельность на занятии. Презентация   Microsoft   PowerPoint «План   текста»;   слайд   1   (тема занятия) Слово учителя: Добрый  день!  Сегодня  особенный  день  –  день   Что   означает метапредметных   «метапредметный»? Ответы обучающихся. «Мета» ­ иноязычный элемент; означает "над", «сверх».   Есть   такие   знания,   умения   и   навыки, которые востребованы на всех учебных предметах. Более того, они востребованы жизнью за стенами   Вспомните   Открытый   университет школы.   Чем   вы   занимались   на старшеклассников. факультетах   и   лабораториях?  Ответы 9.03­9.06 3 минуты Индуктор 9.06­9.07 1 минута обучающихся. Испытания   по   аргументации,   публичному выступлению,   смысловому   чтению,   аннотации, схематизации. Это всё – метапредметные умения. Наше занятие посвящено плану. Каждый из вас не   единожды   составлял   план.   Какие   ассоциации возникают   у   вас   к   слову   «план»?  Ответы обучающихся. От себя добавлю, что составление плана – это тоже метапредметное умение. Мы   не   сомневались,   что   вы   имеете представление о плане, поэтому – сразу задание.  Перед вами текст – фрагмент статьи о романе   Л.   Н.   Толстого   «Война   и   мир».   Ваша   задача   – передать   содержание   статьи,   используя   план.   На составление   плана   вам   отпущено   15   минут,   вы можете работать как индивидуально, так и в парах. 3 Реагируют   на   вопросы   учителя, подбирают   ассоциации   к   слову «план»:   алгоритм,   порядок,   цепочка действий, последовательность и т.д. Учитель   фиксирует   на   доске ассоциации. Слушают задание. Презентация   Microsoft   PowerPoint «План текста»; слайд 2 (задание) Содержательный этап (создание творческого продукта на основе деконструкции текста) 9.07­9.22 15 минут 9.22­9.25 3 минуты Итак,   сейчас   один   из   нас   выйдет   к   доске   и попробует передать содержание статьи, используя свой   план.   Еще   один   участник   исполнит   роль эксперта.  Есть желающие? Ответ обучающихся. Мы так и предполагали. Поэтому, кому выйти к доске, пусть решит судьба! Счастливцами будут те, у   кого   в   руках   окажутся   шарики   во   время остановки музыки. Обучающиеся   работают   со статьей,   составляют   план,   который передает содержание статьи. Обучающиеся   под   музыку передают два шарика. Подготовить   по   количеству обучающихся раздаточный материал   –   фрагменты   статьи   о романе   Л.   Н.   Толстого,   листы бумаги для записи. Музыкальный   фрагмент   В.   А. Моцарта   два воздушных шарика. «Серенада», Этап социализации (реконструкция текста) 9.25­9.26 1 минута 9.26­9.36 10 минут 9.36­9.39 3 минуты 9.39­9.45 6 минут Итак,   мы   предлагаем   передать   содержание статьи. Спасибо.   Теперь   хотелось   бы   услышать   передать   Удалось заключение   эксперта. содержание статьи или нет? Может   быть   у   кого­то   принципиально   другой план? В   чем   проблема?   Почему   план,   который   вы составили,   не   позволяет   выполнить   задачу? Предположения обучающихся. Может   быть   стоит   вспомнить   алгоритм составления плана? 4 Двое   обучающихся   выходят   к доске,   определяются,   кто   будет передавать содержание статьи, а кто будет экспертом. Табличка «Эксперт»   Один участник содержание   статьи, составленный план.   передает   используя Эксперт   слушает,   анализирует, удалось   ли   передать   содержание предложенной статьи. Остальные   участники   слушают, соотносят со своими планами.  Выступление эксперта. Обучающиеся анализируют, почему не удалось выполнить задачу. алгоритм Вспоминают     составления плана. Презентация   Microsoft   PowerPoint «План текста»; слайд 3 (алгоритм составления плана) 1. Чтение текста; 2. Выделение   темы, соотнесение с названием; 3. Выделение тезисов; 4. Вычленение   тезиса, связанного с темой;   главного напрямую 5. Определение   примеров, относящихся   к   каждому тезису; 6. Ранжирование   широких   и узких   тезисов,   выделение подпунктов. Содержательный этап (реконструкция текста с использованием алгоритма составления плана) Совместно с учителем работают с Совместная   работа   с   текстом   статьи   с текстом статьи по алгоритму. Составляют тезисный план. 9.45­10.01 16 минут использованием алгоритма. 1. Читаем текст. 2. Выделяем   общую   тему,   соотносим   ее   с названием. 3. Выделяем тезисы. Пункты плана могут быть тезисами (тезисный план) или микротемами. Если   задача   –   передать   содержание,   то тезисный план предпочтительнее. 4. Тезисы   равнозначны?   Выделите   главный, вбирающий в себя все остальные, напрямую связанный с темой. 5. Что обеспечивает раскрытие этих тезисов в тексте?   –   Многочисленные   примеры. Определите   примеры,   относящиеся   к каждому тезису. 6. Есть   ли   возможность   конкретизировать отдельные   тезисы?   Каким   образом?   – Выделяем подпункты. План должен выглядеть примерно так. Учитель комментирует «эталонный план» на слайдах. Аналитический этап Сопоставляют составленный совместно   с   учителем   план   с эталонным планом на слайдах.   10.01­10.06 5 минут Давайте проанализируем, почему такой план не получился у вас изначально? Что не учли? Какие ошибки допустили?  Ответы обучающихся:  Злоупотребление   линейным   планом Обучающиеся   анализируют   свою деятельность   в   начале   урока, сопоставляют   с   тем,   что   делали совместно   с   учителем,   выделяют ошибки. (прочитал абзац ­ озаглавил);  Не   разграничили   тезисы   и 5 Презентация   Microsoft   PowerPoint «План   текста»;   слайды   4­11 (тезисный план). Презентация   Microsoft   PowerPoint «План текста»; слайд 12 (типичные ошибки при составлении плана) иллюстрации;  Не   ранжировали   широкие   и   узкие тезисы и др. Содержательный этап (создание творческого продукта на основе деконструкции текста) 10.06­10.16 10 минут Согласитесь, с таким планом уже намного легче передать содержание статьи.  Есть   еще   один   способ,   грамотно   изложить   после содержание   статьи. составления плана, используют реферат – краткое изложение содержания статьи или книги.   С   этой   целью, Хотелось   бы   предложить   вам   клише   по составлению реферата.  Передайте содержание статьи, адаптируя клише реферата под данный текст. Этап социализации (реконструкция текста) 10.16­10.21 5 минут Рефлексивный этап 10.21­10.22 1 минута 10.22­10.27 5 минут Вот   так,   согласитесь,   порой   очень   непросто выполнить, кажущееся на первый взгляд простым, задание   –   передать   содержание   статьи.   Тексты бывают   очень   разными.   Передавать   содержание текстов   предпочтительнее,   используя   тезисный план и реферат.  Организует рефлексию. Давайте   восстановим   всё   то,   что   мы   делали сегодня на занятии. Сейчас   мы   предлагаем   вам   каждому индивидуально   подумать   над   следующими вопросами и зафиксировать ответы на стикерах. 6 Подготовить   по   количеству обучающихся   –   участников занятия   клише   реферата,   раздать обучающимся. Слушают, знакомятся еще с одним информационной способом переработки текста – рефератом.   Передают   содержание   статьи, используя клише реферата.     Один участник передает содержание статьи, подготовленное с помощью клише реферата. Остальные обучающиеся слушают, соотносят со своим рефератом. Обучающиеся   восстанавливают последовательность   действий   на занятии. Отвечают на стикерах на вопросы рефлексии. Презентация   Microsoft   PowerPoint «План текста»; слайд 13 (вопросы для рефлексии) Стикеры. 10.27­10.30 3 минуты Зачитывают   ответы   на   вопросы желанию), рефлексии прикрепляют стикеры на доску.     (по 7

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)

Технологическая карта метапредметного занятия "План текста" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2019