Данная разработка направлена на то, чтобы дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас учащихся;
закрепить навык осознанного письма; научить применять данное правило в устной и письменной речи.
            
        
        
        
                    
                
                    Правописание гласных и согласных в приставках.
Учебный предмет
Класс
Тема урока
Тип урока
Цель урока
Основные термины
и понятия
Образовательные
ресурсы
Русский язык
5
Правописание гласных и согласных в приставках.
Комбинированный урок
Образовательная: дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках; развивать умения различать близкие по 
звучанию, но разные по значению и написанию слова; обогащать словарный запас учащихся;
закрепить навык осознанного письма; научить применять данное правило в устной и письменной речи.
Развивающая: развивать мыслительные процессы для нахождения  правильного решения и связную монологическую 
речи; развивать орфографическую зоркость;
Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать 
трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.
Орфограммабуква, приставка
учебник «Русский язык» для 5 класса  авт. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2013)
Предметные результаты
Знать правило написания гласных и
согласных в приставках, кроме приставок
ПРЕ и ПРИ и приставок на –З (С); способ
проверки гласных и согласных в приставках
по сильной позиции; уметь находить и
правильно писать слова с изученной
орфограммой; графически обозначать
условия выбора правильных написаний;
применять способ проверки гласных и
согласных в приставках; пользоваться
орфографическим словарем.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Применение приобретенных знаний, умений и
навыков в повседневной жизни; знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений
Понимание русского языка как одной из
основных национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного
на межпредметном уровне. 
языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образованияОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Основные виды деятельности учителя. 
Методы и приемы обучения
Формирование
конкретного
образовательно
го результата
Этап 1. Организация урока – 2 мин.
Способность
формулировани
я цели и задач
урока. Умение
организовать
свою
деятельность.
Приветствие детей, проверка готовности к уроку,
эмоциональный настрой детей на урок.
 Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть ваши
лица,   ваши   глаза.   И   думаю,   что   сегодняшний   урок
принесёт нам всем радость общения друг с другом. А
для   того   чтобы   все   сегодня   получили   пятёрки,   мы
должны зарядиться только положительной энергией.
Этап 2. Актуализация знаний – 18 мин.
Виды и формы организации
деятельности учащихся
Формируемые УУД
Приветствуют учителя, товарищей по
парте, настраиваются на урок. Создание
атмосферы сотрудничества
Личностные:
формирование внутренней
позиции школьника
Способность
участвовать в
общении,
правильно
излагать свои
мысли в устной
форме, владеть
приёмами
анализа и
систематизации
материала.
   Для   того,   чтобы   приступить   к   изучению   нового
материала, мы должны повторить то, что изучали ранее. 
Марха скажи: Как называется значимая часть слова?
Злата: Какие морфемы ты знаешь?
Самира: назови главную значимую часть слова. 
Вика: Зачем нужны окончания в словах?
Алена  назови части слов которые служат для образования
новых слов
Кирилл  какая часть слова стоит перед корнем?
Морфема
Корень,   основа,   приставка,   суффикс,
окончание
Для связки слов в предложении
Суффикс и приставка
На   прошлом   уроке   мы   с   вами   познакомились   с
морфемным разбором слова
Проведем   небольшую   самостоятельную   работу.
Откройте тетради запишите число, классная работа
В лес пришла    зима. Снег укрыл пни и
кусты, толстый лёд  сковал быстрый ручей. По
стволам и сучьям толстых деревьев постукивал
мороз. Пушистый  шарф лежал на ветках дуба.
Познавательные:
Владеть приёмами анализа
и
систематизации
материала.
Познавательные:
 
Самостоятельно делать
выводы, выбирать
решение, обосновывать
выбор.(на листочках обучающие выполняют работу)
                       Самостоятельная работа.
В   лес   пришла2  зима.   Сне...   укрыл   пни   и   кусты,
толстый лё…  сковал быстрый ручей.4  По ств..лам и сучьям
толстых деревьев постукивал2 моро.. . Пуш…стый2 шарф л…
жал на ветках2 дуба. Всё было как во сне.
1) Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.
2) Сделай морфемный разбор слов. ( 2 ).
4*) Сделай синтаксический разбор предложения. ( 4 )
Сне... укрыл пни и кусты, толстый лё…  ск…вал быстрый
ручей. 
Всё было как во сне.
3) Вставь   пропущенные   буквы,   объясни
орфограммы.
4) Сделай морфемный разбор слов. ( 2 )
Пришла, ручей, постукивал, (на) ветках
о морфемном
разборе слова;
Достаточный
объем
словарного
запаса;
Свободное
выражение
мысли в
ситуациях
речевого
общения.
Этап 3. Объяснение нового материала – 10 мин.
Усвоение знаний
Игра с приставками
 Ребята, давайте с вами поиграем. Представьте себе, что вы
сидите   перед   телевизором.   Представили.   У   вас   в   руках
пульт.     Я   вам   скажу:   «В!»   Что   вы   сделаете?      Включим
телевизор. 
 А если я скажу: «Пере!»?
  А если я скажу: «Вы»?
 Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на
стульях   на   некотором   расстоянии   друг   от   друга.   Что   вы
сделаете, если я скажу: «Подо»? 
 А если я скажу: «Ото»?  Тогда отодвинемся.
  Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод прямо
таки напрашивается: каждая приставка несёт смысл.
 Вот как об этом сказал К.И Чуковский: 
Приставки   придают   русской   речи   столько   богатейших
оттенков!   Чудесная   выразительность   речи   в   значительной
мере   зависит   от   них.   В   разнообразии   приставок   таится
разнообразие смысла.
-Ребята, как вы думаете, много ли на свете приставок?
Сколько же их?
Вот мы и проверили, хорошая ли у вас память? Если
вам   пришло   в   голову   приставок   тридцать,   значит   –
хорошая. А если больше сорока – просто превосходная!
Включим телевизор.
 Переключим на другую программу.
 Значит, надо выключить!
 Пододвинемся друг к другу со стульями.
 Тогда отодвинемся
Вывод прямотаки напрашивается: каждая 
приставка несёт смысл
Познавательные:
Применение методов 
информационного поиска.
Определение основной и 
второстепенной 
информации
Регулятивные:
Высказывать 
предположения на основе 
наблюдений.
Осуществлять 
познавательную и 
личностную рефлексию.Если   же   меньше   –   не   огорчайтесь,   вы   ещё   разовьёте
свою память.   
  Вообщето в русском языка около 50 приставок и их
вариантов.
 Давайте назовем хотя бы некоторые из них
Теперь   надо   раскрыть   секреты   правописания
приставок. Оказывается, что разные приставки пишутся
по   разным   правилам.   В   зависимости   от   того   они
разделяются на три группы. 
 В зависимости от того, какие проблемы возникают при 
написании приставок, все приставки можно разделить 
на следующие группы.
Первая группа – самая беспроблемная. Это приставки, 
которые пишутся всегда одинаково: в; во; взо; вы; до;
за; изо; на; недо; о; об; от; па; пере; по; под; 
подо; пра; пред; предо; раза; с; со; су; у и другие. 
Придумайте по три  слова с этими приставками 
Вторая группа – это приставки, которые пишутся, 
“подлаживаясь” к идущим за ними буквам. Это без — 
бес; вз — вс; воз — вос; из — ис; низ — нис; раз —
рас; роз — рос; через черес.
Придумайте по три  слова с этими приставками 
Подробнее об этих приставках мы будем говорить на 
следующем уроке
Третья группа – приставки, правописание которых 
зависит от смысла. Это при и пре.
Придумайте по три  слова с этими приставками 
Подробнее об этих приставках мы будем говорить на 
следующем уроке
Итак, три группы приставок. можно  объединить в 
таблицу:
Ребята по очереди называют приставки
Дети записывают схему в справочную
тетрадь.
Ребята придумывают слова
Марха у доски
Ребята придумывают слова
Вика у доски
Ребята придумывают слова
Злата у доскиНа каждой парте есть такая таблица 
Работа с таблицей
Давайте   откроем   учебник   на   стр.   28   и   прочитаем
правило. 
В конце приставок может быть беглый гласный
 Гласная на конце приставок появляется, 
если за ней следуют два согласных.
о: 
Приставка
Над (надо)
Под (подо)
С (со)
В (во)
Об (обо)
Пред (предо)
От (ото)
Примеры
Надкусить, надорвать
Подбежать, подобраться
Сверить, собрать
Втереть, вогнать
Обзор, обозрение
Предложение, 
предоставить
Отбор, отозвать
Этап 4. Закрепление – 10 мин.
Обобщение и
систематизация
знаний и
формирование
рациональных
способов
применения их
на практике.
   Давайте   проверим,   насколько   хорошо   вы   усвоили
материал  урока, и проведем небольшую проверочную
работу.   Я   буду   диктовать   вам   слова,   ваша   задача   –
записать только приставки. Если в диктуемом слове нет
приставки – ставьте прочерк.
Слова: подпилить, влить, оборвать, здание, надписать,
прибежать, собрать, сдать, здесь.
.
Под, в, обо, , над, при, со, с, .
Самира у доски
Регулятивные: 
самостоятельное 
планирование 
необходимых действий, 
операций, работа по плану.
Познавательные: 
выполнение учебно
познавательных действий вПодбор своих
примеров,
иллюстрирующи
х природу
изучаемой
проблемы.
Выполнение
разноуровневых
обучающих
упражнений. 
 Выполним упражнение тетрадях. Вам нужно вставить
пропущенные буквы и обозначить орфограммы.
П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома,
по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности,
по...твердить решение, тщательно п...р...работать,
пре...ставить документы, ...держать обещание, , мой
пр...дедушка.
Алена у доски
Посеять рожь, от бросить врага, над
стройка дома, под клеить карту, пред
чувствовать неприятности, подтвердить
решение, тщательно переработать, пред
ставить документы, сдержать обещание, ,
мой прадедушка.
материализированной и 
умственной  форме; 
осуществление для 
решения задач операции 
анаиза, синтеза, сравнения,
классификации, 
формулировка общих 
выводов, обобщения
Этап 5. Итоги. Рефлексия – 5 мин.
Умение
структуировать
знание
  неизменяемые
Итак, подведем итоги. Как вы думаете, ребята, почему
традиционные
  приставки   так
называются?
Как   можно   проверить   гласные   и   согласные   в
приставках?
 Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Дайте   оценку   нашей   работе:   выберите   одну   из
предложенных   на   вашем   столе   карточек   и   покажите.
Урок   понравился   –   карточку   с   улыбающимся   лицом,
урок не понравился – карточку с грустным лицом. 
Проставление оценок.
Домашнее задание: Параграф 82, упр. 436
Познавательные: 
контроль и оценка 
процессов деятельности.
Регулятивные: умение 
реалистично оценивать 
свои образовательные 
достижения