Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)
Оценка 4.9

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
биология
11 кл
30.09.2018
Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)
Технологическая карта учебного занятия элективного курса. ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ГЕМОДИНАМИКА. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ССД.( для профильных химико-биологических классов). даааное занятие направлено на формирование понятия об основных параметрах ССС. Технологическая карта включает основные этапы занятия с учетом требований ФГОС и предполагает как дейстие учителя. так и действия обучающихся.
Силкина Гемодинамика.docx
Технологическая карта учебного занятия элективного курса Учитель: Силкина Галина Михайловна Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №65\23 г. Пенза Учебный предмет: биология. Класс: 10 ­11 (химики­биологического профиля) ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ГЕМОДИНАМИКА. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ССД. Цель: сформировать понятия об основных параметрах ССС Задачи: Метапредметные:   формировать умения синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы,   развивать конструктивное,  творческого мышления,  Развивать умения постановки цели и задач эксперимента,    развитие   умений   сравнивать,   делать   выводы,   переносить   ранее   полученные   знания   на   новый   учебный   материал   работы   с   различными источниками информации. Предметные:        Сформировать знания об основных параметрах ССС;  Освоить методики пальпаторного и инструментального измерения ЧСС;  Освоить методики измерения АД аускультативным методом с регистрацией тонов Короткова и методики   определения АД с помощью различных типов тонометров;  Освоить расчетный  метод определения  СОК, МОК  Освоить методики оценки основных показателей ССС методом сопоставления с табличными значениями. Личностные:   развивать умения самостоятельно добывать знания  развивать умения работать в группе  . Формировать культуру общения,   позитивное отношение к исследовательской деятельности в процессе проведения биологических экспериментов и наблюдений за организмом,  Учиться слушать и анализировать ответы, оценивать себя и давать оценку другим обучающимся. Тип занятия: получение нового знания  Вид урока: занятие­практикум. Методы: алгоритмический, групповой, исследовательский, эвристической беседы. Дидактические   средства:         компьютер,   проектор,   датчики AFS ТМ  (УИОД;   ПО   LabQuest   App;   датчик   ………………;)     тонометры, фонендоскоп, секундомер,   Инструктивные карточки с лабораторными работами, технологическая карта занятия  Этап урока Действия ученика Действие учителя Результаты Ф.контр оля Группов ой  Фронтал ь­ный, инди­ виду­ аль­ный 1. Организационный этап. Цель: проверить готовность учащихся к занятию;   объяснить   учащимся   принцип работы в группах на уроке, настроить на продуктивную работу 2. Постановка цели и задач. Цель:  обеспечить мотивацию  учения и актуализация   субъективного   опыта учащимися    1 слайд Формировани е УУД: Р/ролевая саморегуляци я Формировани е УУД: К/умение выражать свои   мысли, умение слушать партнера. П/умение анализировать ,   сравнивать, обобщать. Приветствует   учащихся.   Проверяет готовность   к   уроку.   Рассказывает   о принципах работы – работа в группах. Приветствуют учителя. Проверяют   свою   готовность   к уроку.       однократной Задает проблемные вопросы: 1.  Больной К., 58 лет, главный инженер завода,   пришел   на     прием   к   врачу   с жалобой   на   сильные   головные   боли   в затылочной   области   пульсирующего сопровождающиеся характера, тошнотой, рвотой, головокружением,   появлением   “cетки” перед   глазами.   Головные   боли   бывали раньше,   чаще   по   утрам   или   после эмоционального   За медицинской   помощью   не   обращался. Последний приступ болей возник внезапно удовлетворительного на   фоне самочувствия.   Перед   этим   был   в командировке, напряженно работал.   напряжения.     ?   Как   вы   думаете,   какова причина   такого   самочувствия человека,   что   в   первую   очередь сделает   врач   при   осмотре больного. Выслушивает  и корректирует ответы.  Предлагают   ответы   на   вопрос, делятся   своим   жизненным опытом, слушают собеседника. Предполагаемые ответы:   и    Тошнота рвота­ отравление;  Послестрессовое состояние  Подскочило давление  Врач   измеряет температуру и давление  Назначит   дополнительные   кровь,   возможно   УЗИ анализы: моча, сердца и сосудов   ЭКГ, 2 слайд 3 слайд 3. Актуализация знаний. Цель: актуализировать представление о основных показателях ССС человека. 4 слайд   Беспорно,   Баевского   У:   врач   предполагает проблемы   с   ССС   и   назначит дополнительное обследование.  ССС   является   по Конечно, , определению   Р.М. индикатором   состояния     всего организма,   ее   параметры   являются ведущими  для оценки состояния всего организма. И   так   наше   занятие   будет   посвящено ГЕМОДИНАМИКЕ.   Попробуйте определить  тему и цель  нашего занятия   Обучающиеся формулируют тему урока цель и задачи.  Записывают тему  и  цель урока в «Лист исследования ». ТЕМА:   ГЕМОДИНАМИКА, ИЗУЧЕНИЕ   ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ССД.  Цель: параметры  ССС   основные  изучить   Учитель предлагает выполнить   Задание   №1:   С   каким   процессом, изученным   в   курсе   физики   у   вас ассоциируется слово гемодинамика?   В   чем   сходство   и   отличия   этих процессов?    У: Какие факторы обеспечивают  движение крови в организме? Гемодинамика Часть гидродинамики;  изучает движение   крови по сосудам Гидродинамика Раздел гидромеханики; Изучает   движение несжимаемых жидкостей     и   их взаимодействие   с твердыми телами Записываю на доске: факторы обеспечивают движение Формировани е УУД: Р/ролевая саморегуляци я   в   ситуации затруднения; К/умение выражать свои   мысли, Фронтал ь­ный, инди­ виду­ аль­ный Для того чтобы выделить основные  факторы обеспечивающие движение  крови , учитель предлагает выполнить  Задания   №2.  Поработав   с   текстом (используя   методику   «Инсерт») выделите и обсудите в группе, а затем запишите на доске,   пояснив,   факторы обеспечивают   движение   крови   в организме   умение слушать партнера. П/умение анализировать ,   сравнивать, обобщать. крови в организме:      сокращение сердца;  эластичность сосудистой стенки  и работа  аортальной  компрессорной помпы;  сокращение скелетных  мышц («венозная  помпа»);  сокращение мышц  брюшного пресса  диафрагмальный насос­ при вдохе диафрагма и  мышцы живота  сдавливают органы  брюшной полости ,  увеличивая давление  в  брюшной полости  и кровь перемещается в вены  грудной полости,  наличие клапанов в  У:  Таким   образом,   чтобы   оценить гемодинамику конкретного   какими   показателями человека, (параметрами)   мы   можем должны оперировать?   У:   Наиболее   часто   используемые венах Возможные ответы учащихся: Давление   крови,   пульс,   ЧСС, скорость кровотока…  Возможные ответы: (АД,   пульс,   артериальный   пульс линейная   скорость   кровотока, параметры   функционального   состояния сердечно­сосудистой   системы   –   это ЧСС,   давление (систолич6еское,   диастолическое   и пульсовое).   Сегодня   мы   и   займемся определением этих показателей. артериальное общее сопротивление сосудов.)    периферическое 4. Первичное усвоение новых знаний. Цель:   на   основе   лабораторных исследований   определить     основные параметры   функционального   состояния сердечно­сосудистой системы. Прежде   чем   изучить   основные параметры   ССД   вспомним   фазы сердечного цикла. Обучающиеся   работают   с дополнительными   источниками информации   и   выступают   с полученной информацией: 5 слайд            Просмотр видеоролика    А затем,     на основе уже имеющихся знаний     и   дополнительных   источников информации   учитель   предлагает учащимся     выступить   с     основными характеристиками параметров функционального   состояния   сердечно­ сосудистой системы Учитель слушает выступления учащихся и   Задает продуктивные вопросы. корректирует их.       6 слайд 1 группа: ЧСС 2 группа:    АД 3 группа   4 группа:  пульс  :     САД, ПАД, ДАД     1 группа: ЧСС Важная   характеристика.   А многосоставная   компонента,   ее динамика   позволяет   судить   об адаптации системы кровообращения к потребностям организма.   ЧСС   зависит   от возраста, индивидуальных особенностей, типа  регуляции ( у людей преобладанием симпатической   регуляции   имеет место тенденция к высокой ЧСС (тахикардия),   при   преобладании парасимпатической   регуляции­ редкой   ЧСС   (брадикардия), состояния   здоровья   и   других факторов. каждом сокращении   сердца   в   артерии   При с       Груп­ повой     в Формировани е УУД: К/Умение работать группе, планировать сотрудничест во со сверстниками. П/умение ставить опыты и представлять результаты исследования. Р/ролевая саморегуляци я   в   ситуации затруднения. Л/оценивание усваиваемого содержания крови       крови­ определенное   СО выбрасывается количество   (систолдический объем крови) 2 группа:    АД АД­важнейший   энергетический параметр   сердчно­сосудистой системы, отражающий деятельность   сердца   (сердечный выброс)   –   давление   развиваемое кровью  в  артериальных   сосудах. Сердце   выбрасывает   кровь   в аорту во время систолы, создает в них давление, необходимое для продвижения по кровяному   руслу.     Величина кровяного   давления   зависит   от систолического   объема   крови   и диаметра   сосудов.   В   свою очередь   систолический   объем крови   зависит   от   силы сокращения сердца: чем сильнее сокращение,   тем   выше   и давление. Также,  чем уже сосуды , тем также выше давление. Чем дальше сосуд от сердца тем ниже давление крови в нем.   В полых венах   иногда   давление   крови становится ниже атмосферного.  3 группа   Давление в артериях неодинаково в разные фазы сердечного цикла. Оно   наибольшее   во   время систолы,   е   в   момент поступления   крови   из   сердца   в  :     СД   т. сердечного   аорту ­ это СД – систолическое или   максимальное   давление.   В состоянии покоя оно измеряется у взрослого человека в плечевой артерии. 3 группа:  ДД Наименьшая величина кровяного давления в сосудах­ДД, которое наблюдается во время диастолы. (фазы   цикла, связанного   с   расширением полостей   сердца,   расслаблением мышечной стенки,   наступающее вслед за сокращением).  3 группа ПД Разница между систолдическим и диастллическим давлением ­ ПД­ пульсовое   Оно является   важным   показателем состояния ССС и вычисляется по формуле ПД = СД­ДД   давление. 4 группа: Пульс Приборами – тонометрами. Просматривают   и   прослушивают видео/аудио материал У: Какими   способами можно измерить АД? История изучения АД: ( Выступление учащегося.) У   Сегодня   мы   и   будем   использовать метод   измерения   АД   с   регистрацией тонов   Короткова.   Но   для   начала 7 слайд Фронтал ь­ный, инди­ виду­ аль­ный Формировани е УУД: Р/ролевая саморегуляци я   в   ситуации затруднения; К/умение выражать свои   мысли, умение слушать партнера. П/умение анализировать ,   сравнивать, обобщать. 8 слайд 5. Первичное закрепление знаний   и   разберемся   в   Которые звуков.   вновь   появляются   тоны прослушает происхождении   выделял Н.С. Коротков. Просмотр и разбор аудио  записи. Н.С. Коротков выделил 5 фаз звуков при постепенном уменьшении   давления в сдавливающей плечо манжете: 1 ф.: как только давление приближается к   систолическому,   появляются   тоны   , нарастающие по громкости. 2   ф.:   при   дальнейшем   снижении давления   в   манжете   появляются шуршащие звуки. 3   ф.: нарастающие в интенсивности 4 ф.6 громкие тоны внезапно переходят в тихие. 5 ф.: тихие тоны полностью исчезают Появление   первого   тона   (1ф)­САД, момент   перехода   громких   тонов   в тихие   (4ф)     или   в   момент исчезнеовения тихих тонов (5ф) –ДАД. Несмотря на то, что в дальнейшем были  разработаны и другие методы  бескровного измерения АД, например  электронные процессорные тонометры,  основанные на анализе осциляторных  колебаний артерий, метод Короткова  является единственным методом  измерения АД, который утвержден  ВОЗ и рекомендован для  применения врачами всего мира. Учитель   знакомит   с   правилами выполнения практической части. Делают   записи   в   «Листах исследования» Выполняют практическую часть. Формулируют выводы по оценке Формировани е УУД: Индивид у­аль­ Цель: понимания основных терминов темы.  установить   правильность 9 слайд 11  слайд 12 слайд 1. Пульс.   Оценка   основных характеристик. Измерение ЧСС.   ( Просмотр видео). Обсуждение результатов . 2. Измерение   АД. (просмотра видео). Обсуждение результатов.  Задает   вопрос   классу:   Какие   факторы могут влиять на повышение АД?    состояния СС испытуемых.   Слушают   ответы   учащихся, корректируют ответы. ный опрос П/Определяю т   ключевые понятия темы. Л/оценивание усваиваемого содержания Отвечают   на   вопрос   учителя, аргументируют свои ответы. 6. Применение знаний и умений в  новой ситуации Цель: проверить способность применять знания в нестандартных ситуациях . 12 слайд Предлагает   применить   полученные знания в ……….. Слушают   учителя.   Предлагают варианты конструкции. Распределяют роли в группе.   7. Домашнее задание Цель: обеспечить понимание учащимися содержания   и   способов   выполнения домашнего задания. Объясняет содержание ДЗ Провести   мониторинг   АД   в   течение недели   в   разное   время   суток,   после различных   деятельности. Разработать систему фиксации и оценки результатов.   причины, влияющие на изменение АД.    Выявить видов     Определяют средства результатов эксперимента. дидактические   для   достижения Индивид у­аль­ ный,  группов ой Группов ой   в Формировани е УУД: К/Умение работать группе. Р/ролевая саморегуляци я   в   ситуации затруднения. Л/оценивание усваиваемого содержания. Формировани е УУД: Р/Понимают постановку домашнего задания и   способов   его выполнения. своей конечный Формулируют работы. результат   Высказываются   о   том,   что получилось и что не получилось.   Объясняют   плюсы   и   минусы автоматических   и   механических тонометров.. Индивид у­аль­ ный, фронтал ь­ный   К/планируют сотрудничест во на следующем уроке. Формировани е УУД: Л/оценивание содержания. Р/ролевая саморегуляци я П/оценка процессов   и результата деятельности К/ продуктивное сотрудничест во 8. Рефлексия Цель:  интенсифицировать   у учащихся психо­эмоциональное состояние, направленное   на   взаимодействие   с учителем и одноклассниками; развивать у   детей   самооценку   и   самоконтроль   в учебной деятельности. 14 слайд   Акцентирует   внимание   на   конечных результатах деятельности. У:   А   что   на   занятии   для   Вас     было важным?  У: Где могут пригодиться знания,  полученные сегодня? У: Какой бы тип тонометра вы выбрали для домашнего пользования? Почему?  У  Расула Гамзатова есть замечательные стихи: Тебя я помучил немало, Как вспомню, ни ночи, ни дня Со мной ты покоя не знало, Прости, мое сердце, меня. Как плетью, ах, будь я неладен, Твое подгонял колотье. За то, что я был беспощаден, Прости меня, сердце мое. За то, что железным ты мнилось, И мог подставлять под копье Тебя я, безумью на милость, Прости меня, сердце мое. Кружит, как над полем сраженья Порой над тобой воронье. За подвиги долготерпенья Прости меня, сердце мое.         И я желаю вам всем иметь не только горячее, доброе, храброе, но самое главное ­ здоровое сердце.  Приложение:  Справочная информация. История изучения и измерения АД. 1. 1733 Стивен Гейлз. Во введенной в артерию лошади стеклянной трубке он зафиксировал подъем крови на 8 футов и 3 дюйма выше уровня левого желудочка сердца.  Должно было пройти около 100 лет, чтобы эксперимент St. Hales нашел применение в практической медицине. 2. Жан Пуазейль  в 1828 году для прямого измерения давления в артерии животного применил ртутный монометр,  3. 1847 г. Карл Людвиг изобрел кимограф ­  соединил его с движущимся барабаном, впервые записал пульсирующую кривую артериального давления (сфигмограмму).  4. 15 декабря 1896 г. Рив­Роччи  нашел  оригинальный метод неинвазивного измерения артериального давления . В велосипедную шину, опоясывающую верхнюю треть плеча и соединенную с ртутным сфигмоманометром, резиновой грушей, нагнетался воздух. Фиксировалось давление, при котором прекращалась пульсация, что  соответствовало систолическому  давлению. Затем из шины давление  постепенно  стравливалось. Первые  появления пульсации соответствовали диастолическому давлению. Узкая шина создавала много неудобств и нередко извращала результаты исследования. 5. Метод Рива­Роччи в 1906 г. усовершенствовал F.D. Recklinghausen. Он заменил узкую шину на манжету шириной от 5 до 13 см, а ртутный манометр — на пружинный. В остальном методика Рива­Роччи осталась неизмененной. 6.  Следующий весьма важный этап в развитии неинвазивных методов измерения артериального давления относится к 1905 году. Военный врач из С.­ Петербурга   Н.С.Коротков,   используя   сфигмоманометр   Рива­Роччи,   предложил   аускультативный   метод   определения   уровня   систолического   и диастолического   давления.   Метод   основан   на   выслушивании   шумов,   возникающих   при   постепенном   стравливании   воздуха   из   раздутой   манжеты. Давление в манжете, зафиксированное при появление первого шума, соответствовало систолическому давлению, давление, зафиксированное при прекращении   шумов   —   диастолическому   давлению.   Метод   Н.С.   Короткова   и   в   настоящее   время,   спустя   100   лет,   является   основным   методом мониторинга артериального давления в клинической медицине, широко используемым во всех странах и является единственным методом который утвержден   ВОЗ... Более того, он является эталоном, по которому тестируются другие приборы (протоколы AAMI/ANSI Американской ассоциация за Совершенствование Медицинской Аппаратуры и BHS Британского Общества Гипертензии).  Используемая литература: 1. Практикум по возрастной физиологии (для студентов физической культуры и спорта) , Ижевск, 2018, стр.60­66 2. Практикум по нормальной физиологии (для студентов медико­диагностического факультета специальности «сестринское дело»), Гродно, ГрГМУ, 2011, стр. 77­86

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)

Технологическая карта учебного занятия элективного курса по биологии ( 10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2018