Технологическая карта урока

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ознакомление с технологической картой урока, как новым видом методической продукции на современном этапе преподавания иностранного языка в школе. Рекомендации по разработке технологической карты. Структура работы над технологической картой. Этапы работы над картой. Образец составления технологической карты для изучения иностранного (украинского) языка.Ознакомление с технологической картой урока, как новым видом методической продукции на современном этапе преподавания иностранного языка в школе. Рекомендации по разработке технологической карты. Структура работы над технологической картой. Этапы работы над картой. Образец составления технологической карты для изучения иностранного (украинского) языка.
Иконка файла материала Технологическая карта урока .doc
Введение На   сегодняшний   день   знание   иностранных   языков   и   компьютерных технологий ­ важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области.   В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных   технологий   в   средней   школе. Это   не   только   новые технические   средства,   но   и   новые   формы   и   методы   преподавания,   новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые   позволили   бы   каждому   ученику   проявить   свою   активность,   своё творчество.   Необходимо   активизировать   познавательную   деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.  Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач,   поставленных   в   рамках   учебной   дисциплины   «Иностранный   язык» обусловлен   потребностью   сформировать   в   учащихся   комплекс общекультурных   компетенций,   необходимых   для   осуществления межличностного   взаимодействия   и   сотрудничества   в   условиях межкультурной   коммуникации,   а   также   обеспечивать   требуемое   качество обучения на всех его этапах. Современные   технологии,   используемые   для   обучения   иностранному языку,   реализуют   личностно   ­   ориентированный   подход   в   обучении, обеспечивают   индивидуализацию   и   дифференциацию   обучения   с   учётом способностей   детей,   их   уровня   обученности,   склонностей   и   т.д.,   а   также способствуют формированию и развитию: а)   поликультурной   языковой   личности, продуктивное общение с носителями других культур;  б)   способностей   учащихся   осуществлять   различные   виды   деятельности, используя иностранный язык;  в) когнитивных способностей учащихся; г) их готовности к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению   творческого   потенциала   личности   к   осуществлению   своих профессиональных обязанностей.   способной   осуществлять Новая   парадигма   образования   ХXI   века   основана   на   вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки   и   универсальные   способы   деятельности:   познавательные, информационно­коммуникативные,   Методологической основой   стандартов   нового   поколения   является   системно­деятельностный подход,   который   нацелен   на   развитие   личности.   Учебный   процесс   должен   рефлексивные.быть   организован   так,   чтобы   обеспечить   школьнику   общекультурное, личностное,   познавательное   развитие,   а   главное,   вооружить   таким   важным умением, как умение учиться. Деятельностный   подход   к   жизни   вообще   и   к   обучению   в   частности, является   значительным   достижением   психологии.   Известный   психолог А.Н. Леонтьев говорил, что человеческая жизнь — это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека —   только   через   собственную   деятельность   каждый   познает   мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают   требовать   выполнять   в   школе,   рождает   актуальную   социальную проблему:   неподготовленность   выпускников   к   самостоятельной   жизни   и работе. Технологическая карта Обучение   с   использованием   технологической   карты   позволяет организовать   эффективный   учебный   процесс,   обеспечить   реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее ­ УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.  Сущность   проектной   педагогической   деятельности   с   применением технологической   карты   заключается   в   использовании   инновационной технологии   работы   с   информацией,   описании   заданий   для   ученика   по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую   карту   отличают:   интерактивность,   структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Технологическая карта урока ­ это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе   и   возможность   достижения   планируемых   результатов   освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Ещё   необходимо   отметить,   что   технологическая   карта   ­   это   способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам (этапы урока, его цели, содержание учебного   материала   и   приемы   организации   учебной   деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся Обучение   с   использованием   технологической   карты   позволяет организовать   эффективный   учебный   процесс,   обеспечить   реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее ­ УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить   время   на   подготовку   учителя   к   уроку.   Сущность   проектной педагогической   деятельности   с   применением   технологической   карты заключается   в   использовании   инновационной   технологии   работы   с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлениипредполагаемых   образовательных   результатов.   Технологическую   карту отличают:   алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.   структурированность,   интерактивность, Структура технологической карты  ­ название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;  ­ цель освоения учебного содержания;  ­ планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно­интеллектуальную компетентность и УУД);  ­ метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);  ­  основные понятия темы;   ­   технологию   изучения   указанной   темы   (на   каждом   этапе   работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на   отработку   материала   и   диагностические   задания   на   проверку   его понимания и усвоения);  ­   контрольное   задание   на   проверку   достижения   планируемых результатов. Карта   позволит   учителю:   определить   УУД,   которые   формируются   в процессе   изучения   конкретной   темы,   всего   учебного   курса;   осмыслить   и спроектировать   последовательность   работы   по   освоению   темы   от   цели   до конечного   результата;   определить   уровень   раскрытия   понятий   на   данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год   посредством   перехода   от   поурочного   планирования   к   проектированию темы; освободить время для творчества (использование готовых разработок по   темам   освобождает   учителя   от   непродуктивной   рутинной   работы); определить   возможности   реализации   межпредметных   знаний   (установить связи   и   зависимости   между   предметами   и   результатами   обучения);   на практике   реализовать   метапредметные   связи   и   обеспечить   согласованные действия всех участников педагогического процесса Возможности   карты:   тщательного   планирования   каждого   этапа деятельности;   максимально   полного   отражения   последовательности   всех осуществляемых   действий   и   операций,   приводящих   к   намеченному результату;   координации   и   синхронизации   действий   всех   субъектов педагогической   деятельности;   введение   самооценки   учащихся   на   каждом этапе урока. Этапы работы над картой 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.  2.   Формулировка   цели   урока   (образовательные,   развивающие, воспитательные).3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.  4. Формулировка цели каждого этапа урока.  5.   Определение   результатов   каждого   этапа   (формируемые   УУД, продукт).  6. Выбор форм работы на уроке.  7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. Рекомендации по разработке технологической карты Вопрос   обязательных   требований   к   разработке,   структуре   и   форме технологической   карты   урока   не   имеет   законодательного   урегулирования. Приведем   несколько   рекомендаций   и   образцы,   которые   предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.  1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты.  Например: Предмет: Украинский язык Тема урока:  Корень слова Тип урока: урок открытия нового знания. Прогнозируемые результаты личностные:   учить проверять себя;  учить давать оценку своим действиям;  учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу; метапредметные:  учить анализировать и выделять общее;  учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий; предметные: вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;   дать уточненное определение термина «корень»;  учить находить корень слова;  учить подбирать родственные слова разных частей речи. Дидактические   средства:  учебник,   памятки,   карточки   с   заданиями   для групповой работы. Оборудование:  цветные   стикеры,   шаблоны   деревьев   и   листочков   для групповой работы, макеты снежков. 2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит   ее   использование   во   время   занятия.   Оптимальным   вариантом является образец, который будет включать такие разделы: Этап урока Виды работы, Содержание   педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результатыформы, методы, приемы   Деятельность учителя Деятельность обучающихся             3.При   желании   в   технологическую   карту   можно   добавить   графу   «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и другие. 4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости   от  типа   урока,   некоторые   этапы   можно   объединить   или исключить. 5.Для   указания   УУД   и   планируемых   результатов   можно   использовать материал рабочей программы. 6.Следует   не   забывать,   что   урок   должен   иметь   также  воспитательный  и развивающий   характер.   В   технологической   карте   необходимо   использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …». 7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты. 8.Можно   воспользоваться   специальными   компьютерными   программами, которые   ускоряют   процесс   создания   такой   технологической   карты.   Они содержат   рабочую   программу   по   определенному   предмету,   описание   всех УУД и планируемых результатов. При   введении   в   электронный   конструктор   темы   и   номера   урока   все соответствующие   параметры   автоматически   вносятся   в   шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.  Технологическая   карта   урока   по   ФГОС   —   современная   форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению  целей  обучения в последовательности,   отображенной   в   этапах   урока.   Ее   использование   дает возможность   оптимизировать   процесс   формирования   и   развития   личности школьника на уроке.