Ознакомление с технологической картой урока, как новым видом методической продукции на современном этапе преподавания иностранного языка в школе. Рекомендации по разработке технологической карты. Структура работы над технологической картой. Этапы работы над картой. Образец составления технологической карты для изучения иностранного (украинского) языка.Ознакомление с технологической картой урока, как новым видом методической продукции на современном этапе преподавания иностранного языка в школе. Рекомендации по разработке технологической карты. Структура работы над технологической картой. Этапы работы над картой. Образец составления технологической карты для изучения иностранного (украинского) языка.
Введение
На сегодняшний день знание иностранных языков и компьютерных
технологий важнейшие требования к уровню и качеству образования любого
специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых
информационных технологий в средней школе. Это не только новые
технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый
подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование
и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому
овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического
овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения,
которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё
творчество. Необходимо активизировать познавательную деятельность
учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения
задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык»
обусловлен потребностью сформировать в учащихся комплекс
общекультурных компетенций,
необходимых для осуществления
межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях
межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество
обучения на всех его этапах.
Современные технологии, используемые для обучения иностранному
языку, реализуют личностно ориентированный подход в обучении,
обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом
способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д., а также
способствуют формированию и развитию:
а) поликультурной языковой личности,
продуктивное общение с носителями других культур;
б) способностей учащихся осуществлять различные виды деятельности,
используя иностранный язык;
в) когнитивных способностей учащихся;
г) их готовности к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют
повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих
профессиональных обязанностей.
способной осуществлять
Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении
школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения,
навыки и универсальные способы деятельности:
познавательные,
информационнокоммуникативные,
Методологической
основой стандартов нового поколения является системнодеятельностный
подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен
рефлексивные.быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное,
личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным
умением, как умение учиться.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности,
является значительным достижением психологии. Известный психолог
А.Н. Леонтьев говорил, что человеческая жизнь — это «система сменяющих
друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от
учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека
— только через собственную деятельность каждый познает мир.
Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую
начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную
проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и
работе.
Технологическая карта
Обучение с использованием технологической карты позволяет
организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию
предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных
действий (далее УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно
сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением
технологической карты заключается в использовании инновационной
технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по
освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность,
алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Технологическая карта урока это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в
школе и возможность достижения планируемых результатов освоения
основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Ещё необходимо отметить, что технологическая карта это способ
графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать
урок по выбранным учителем параметрам (этапы урока, его цели, содержание
учебного материала и приемы организации учебной деятельности
обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся
Обучение с использованием технологической карты позволяет
организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию
предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных
действий (далее УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно
сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной
педагогической деятельности с применением технологической карты
заключается в использовании инновационной технологии работы с
информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлениипредполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту
отличают:
алгоритмичность,
технологичность и обобщенность информации.
структурированность,
интерактивность,
Структура технологической карты
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные,
информационноинтеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и
ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы
определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания
на отработку материала и диагностические задания на проверку его
понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых
результатов.
Карта позволит учителю: определить УУД, которые формируются в
процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; осмыслить и
спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до
конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном
этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в
систему уроков); проектировать свою деятельность на четверть, полугодие,
год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию
темы; освободить время для творчества (использование готовых разработок
по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить
связи и зависимости между предметами и результатами обучения); на
практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные
действия всех участников педагогического процесса
Возможности карты: тщательного планирования каждого этапа
деятельности; максимально полного отражения последовательности всех
осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному
результату; координации и синхронизации действий всех субъектов
педагогической деятельности; введение самооценки учащихся на каждом
этапе урока.
Этапы работы над картой
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие,
воспитательные).3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД,
продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Рекомендации по разработке технологической карты
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме
технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования.
Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены
педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по
ФГОС.
1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты.
Например:
Предмет: Украинский язык
Тема урока: Корень слова
Тип урока: урок открытия нового знания.
Прогнозируемые результаты
личностные:
учить проверять себя;
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
учить анализировать и выделять общее;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
дать уточненное определение термина «корень»;
учить находить корень слова;
учить подбирать родственные слова разных частей речи.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для
групповой работы.
Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для
групповой работы, макеты снежков.
2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только
затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом
является образец, который будет включать такие разделы:
Этап
урока
Виды
работы,
Содержание педагогического
взаимодействия
Формируемые
УУД
Планируемые
результатыформы,
методы,
приемы
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время»,
«Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и другие.
4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в
зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или
исключить.
5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать
материал рабочей программы.
6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и
развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать
соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию
или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или
воспитания) …».
7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения:
схемы, образцы решения, тесты.
8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами,
которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они
содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех
УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все
соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон
технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и
заполнить содержательный раздел карты.
Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма
планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками,
которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в
последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает
возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности
школьника на уроке.