учитель физики, МКОУ «Больше – Желтоуховская
Харченко Н.И.
средняя общеобразовательная школа»
Самоанализ открытого урока физики, проведенного 18 февраля 2015 года
Тема урока: Закон Архимеда
Тип урока: «открытие» нового знания (или урок изучения нового материала), с
применением ИКТ.
Тема урока это один из разделов, относящихся к главе «Давление твёрдых тел, жидкостей
и газов», на изучение которой отводится 21 час учебного времени по тематическому
планированию. Данный урок являлся теоретической основой для следующих уроков:
решение задач по теме «Плавание тел» и л/р «Определение выталкивающей силы,
действующей на погружённое в жидкость тело». На уроке осуществлялась связь с
предыдущими разделами: «Измерение объёма тела», «Плотность вещества», «Сила. Вес
тела», «Динамометр», «Закон Паскаля»
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания учащихся при изучении закона Архимеда,
умение добывать и применять знания, формирование навыков самообразования при
решении проблемных и экспериментальных задач.
Развивающая:
формирование кругозора учащихся, умение аргументировано
объяснять, делать выводы из экспериментов, работать с таблицами, приводить примеры,
развитие познавательного интереса активности, памяти, воли и выражения своих мыслей и
эмоций.
Воспитательная:
воспитание культуры речи, формирование коммуникативной
культуры учащихся, развитие у учащихся самостоятельности, умения работать в группах,
чувства личной ответственности перед товарищами, воспитывать интерес к предмету.
Задачи урока:
1. Создать условия для выявления учащимися недостаточности имеющихся знаний о
действии жидкости и газа на погружённое в них тело, формулировки на этой основе
проблемы и познавательных задач урока, мотивируя при этом изучение нового.
2. Организовать наблюдение и групповое экспериментальное исследование учащихся,
анализ и обобщение их результатов с целью выявления величин, от которых зависит
архимедова сила.
3. Дать определение силы Архимеда. Путем логического анализа связей между
выделенными величинами вывести формулу расчета Архимедовой силы.
4. Организовать деятельность учащихся по решению качественных и количественных
задач, способствующих формированию умений по применению полученных знаний,
выявлению возможностей их применения в практике, в повседневной действительности.
Обеспечить разрешение проблемной ситуации путем рассуждения, приведшей к ее
возникновению.
5. На каждом этапе урока, в каждом виде учебной деятельности обеспечивать
осознание учащимися выполняемой учебной задачи, вовлекать их в планирование действий
по ее решению, отбор необходимых для этого средств, анализ и оценку полученных
результатов. 6. Использовать сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм
организации учебной деятельности, способствующих эффективному выполнению целей
урока, формированию коммуникативной компетентности учащихся.
7. Провести первичный контроль и организовать самоконтроль усвоения учащимися
изученного, оценив таким образом достижение планируемых предметных результатов.
Ожидаемые результаты
Предметные:
Научиться выводить формулу для определения выталкивающей силы, рассчитывать силу
Архимеда, указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; работать с текстом
учебника.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, усваивать алгоритм
деятельности, анализировать полученные результаты.
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и
одноклассниками, работать в группе, корректировать и оценивать действия сверстников.
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, осуществлять
контроль в форме сравнения алгоритма с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от него, вносить необходимые исправления.
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Оборудование: ТСО (ПК, проектор, экран, оборудование для опыта, эксперимента);
проверочные тесты; карточки к уроку.
Реализация принципов обучения:
На уроке были реализованы следующие принципы обучения: научности,
фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с
практикой), преемственности, последовательности и систематичности, сознательности и
творческой активности, доступности обучения при достаточном уровне его трудности,
наглядности, воспитывающего характера обучения.
Принцип научности был реализован на основе обучения умению наблюдать явления и
анализировать результаты наблюдений, проводить естественнонаучный эксперимент, вести
дискуссию, аргументируя свою точку зрения, работать с учебной литературой.
Реализация принципа фундаментальности и прикладной направленности
обеспечивалась сочетанием изучения теоретических основ явлений и показом возможности
применения полученных знаний в практической деятельности.
Выполнение принципа преемственности, последовательности и систематичности
обеспечивалось на уроке за счет установления взаимосвязи имеющихся и новых знаний,
демонстрацией основных этапов естественнонаучного исследования: от наблюдения к
эксперименту и от него к обобщению и теоретическому обоснованию установленных
закономерностей.
Сознательность и творческая активность учащихся достигалась за счет создания
проблемной ситуации, постановки на ее основе проблемы и учебных задач, включения
учащихся в самостоятельный поиск их решения, осознанности и целенаправленности их
познавательной деятельности.
Для реализации принципа наглядности на уроке использовались разнообразные
иллюстрации на слайдах, физический эксперимент, опыт с ведерком Архимеда.
Воспитывающий характер придавали обучению как мировоззренческая значимость
изучаемых вопросов, вносящих определенный вклад в формирование представления о
физической картине мира, так и методы и формы организации учебнопознавательной
деятельности учащихся, способствующие воспитанию коллективизма, ответственности,
познавательной активности. Ведущий метод по типу познавательной деятельности, используемый на уроке:
частичнопоисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было
добывать самостоятельно при выполнении исследовательской работы), осуществлялся
творческий характер познавательной деятельности.
Я на уроке использовала следующие методы и приемы обучения: беседа, проблемное
изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поискового характера,
демонстрационный эксперимент, учебная дискуссия, устная и письменная работа по
решению задач. Работа на уроке сопровождалась иллюстрациями с помощью М/ф «Оля,
Коля и Архимед», презентации «Закон Архимеда» .
Проблемное изложение и эвристическая беседа с применением слайдов презентации,
а также самостоятельная работа учащихся по проведению эксперимента с последующим
теоретическим анализом его результатов в наибольшей мере способствовали активизации
учебной деятельности и были самыми эффективными из всех использованных методов.)
→
→
На данном занятии использовались технологии здоровьесбережения, развивающего
обучения, основанные на использовании системно – деятельностного, личностно
ориентированного
и проблемного подходов к обучению, развития критического
мышления, а также компьютерные технологии.
Организация учебной работы на уроке:
Организация учебной деятельности на уроке строилась в соответствии с логикой
проблемного подхода и структурой основных компонентов учебной деятельности:
мотивация на основе создания проблемной ситуации
постановка проблемы и учебных
отбор доступных средств решения поставленной проблемы на основе актуализации
задач
→
выполнение учебных действий направленных на поиск решения
опорных знаний
→
выдвижение гипотез на основе анализа результатов наблюдений и
поставленных задач
эксперимента и их обоснование и обобщение
выявление
→
разрешение проблемной
возможностей применения установленных закономерностей
→
ситуации
рефлексия. Осознанность и
целенаправленность учебнопознавательной деятельности учащихся обеспечивалось
постановкой учебных задач на каждом этапе, в каждом виде работы на уроке. Были
подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока.
контроль и оценка полученных результатов
формулировка выводов
→
→
→
На уроке сочетались разные формы организации учебной работы. Осуществлялось
чередование разных видов деятельности обучающихся. Использовались здоровье
сберегающие технологии.
организационная,
Формы организации работы учителя:
регулирующая,
контролирующая. Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к
другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом,
соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке,
умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На
уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно
свободно.
(Моя речь была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и
эмоциональной).
Система работы учащихся:
Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были
доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и
навыков самостоятельно делать выводы
Содержание урока: соответствует целям и задачам урока. Я заранее подготовила
мультимедийную презентацию «Закон Архимеда»,
демонстрационный опыт,
видеофрагмент из М/ф «Оля, Коля и Архимед», которые обеспечили доступность и наглядность, позволили включить учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность по открытию новых знаний.
Особенности организации учебной деятельности на основных этапах урока.
1. Организационный момент, обеспечивающий внешнюю и внутреннюю
(психологическую) готовность учащихся к уроку. Оргмомент, имеющий своей целью
организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу, прошел быстро,
организованно. Данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь
формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться.
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной
деятельности.
2. Актуализация знаний и постановка учебных задач.
Цель этапа: подготовка и включение учащихся в познавательную деятельность,
оценка степени их готовности к ней.
Для достижения цели на данном этапе были выполнены следующие задачи:
1) проверка усвоения предыдущего материала (фронтальный опрос, кроссворд);
2) мотивация изучения нового (создание проблемной ситуации на основе постановки
проблемной задачи), выявление проблем (установление недостатка имеющихся знаний) и
постановка познавательных задач (в результате анализа проблемной ситуации была
выявлена и сформулирована проблема, что послужило основой самостоятельной
формулировки темы, цели и задач урока);
3) планирование действий по решению познавательных задач, актуализация опорных
знаний и способов действия (фронтальная работа сопровождаемая презентацией).
3. Формирование новых знаний и способов действия
Целью данного этапа являлось раскрытие сущности нового понятия, выявление
закономерностей, получение формулы, обеспечение восприятия и осмысления новой
информации.
Задачи этого этапа: организация учебных действий школьников, направленных на
изучение новой информации, необходимой для выполнения поставленных познавательных
задач, решения проблемы; осуществление действий по осмыслению и усвоению новой
информации.
На данном этапе было организовано совместное исследование проблемы: на основе
наблюдений, анализа предложенных для рассмотрения примеров учащиеся выдвигают
гипотезы, делают разные предположения. Полученные результаты анализируют, обобщают,
аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания,
осуществляют рефлексию своих действий.
в ходе
4. Подготовка к формированию нового понятия осуществлялось
экспериментального поиска решения поставленной проблемы.
Учащиеся проводят
коллективное исследование (групповая работа), устанавливают зависимость силы
Архимеда от плотности жидкости, объёма тела, объёма тела, погружённого в жидкость..
Дальнейший логический анализ взаимосвязей между величинами, позволил вывести
формулу для силы Архимеда. Участвуя в дискуссии, обсуждая различные точки зрения,
учащиеся выделяют главное, формулируют выводы, выполняя учебную цель и задачи,
открывая новые знания.
5. Осмысление и первичное закрепление нового знания осуществлялось при решении
расчётной и качественной задач. На этом этапе переосмысливаются старые знания,
устанавливаются их взаимосвязи с новым, определяется место нового знания в
формируемом представлении учащихся о физической картине мира и его роль в практике,
повседневной деятельности. Участвуя в этой работе школьники учатся формулировать собственное мнение и позицию, приводят примеры, доказательства, аргументы.
Осуществляют самоконтроль.
4. Применение знаний, формирование умений и навыков.
Цель этапа: выявление возможностей применения вновь усвоенной информации,
разрешение проблемной ситуации, усвоение способов действия по решению новых типов
задач, овладение их применением в различных ситуациях.
На этом этапе разрешение проблемной ситуации осуществляется через возвращение к
исходной задаче и ее решение на основе полученных знаний, недостаток которых был
установлен на первом этапе.
5. Контроль и рефлексия результатов учебной деятельности и способов ее
осуществления. Цель этапа: оценка результатов и способов выполнения познавательных
задач. Задачи этапа: контроль и самоконтроль достижения предметных результатов; оценка
и самооценка достижения метапредметных результатов; осознание сущности и оценка
эффективности способов осуществления познавательной деятельности.
6. Контроль на завершающем этапе урока осуществлялся посредством выполнения
самостоятельной работы (тестирование) с последующей взаимопроверкой. Это позволило
не только оценить степень усвоения темы учащимися, но и создать условия для их
самооценки и планирования ими дальнейших познавательных задач. При подведении итога
урока была поставлена проблема следующего урока, что мотивировало учащихся на
дальнейшее изучение данной темы.
7. Рефлексия была направлена на соотнесение цели и задач урока с его результатами,
формирование у учащихся способности к анализу не только предметных результатов (знаю
– не знаю, умею – не умею), но и способов их достижения, к оценке того, как проведенный
урок способствовал изменению каждого ученика, овладению им эффективными способами
познавательной деятельности. Обучающиеся оценили свои возможности в достижении цели
учебной деятельности, соотнесли поставленные цели с результатом и способом его
достижения. Это способствовало осознанию значения полученных знаний, формированию
собственной нравственной позиции.
В конце урока было дано дифференцированное домашнее задание.
Общие результаты урока.
Урок способствовал формированию знаний о действии жидкости и газа на
погружённое в них тело, умения применять знания для расчета силы Архимеда,
представлений о возможностях практического использования полученной информации. У
учащихся закрепились умения решать задачи, применяя полученную формулу,
формировалось умение пользоваться таблицей плотности различных веществ. Материал
урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся, готовности их к
самостоятельному решению познавательных задач, к исследовательской деятельности. На
уроке широко использовались как эмпирические, так и теоретические методы познания,
что способствовало овладению ими учащимися, их интеллектуальному развитию. При
изучении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались
межпредметные связи – знания по математике: умение переводить физические величины в
СИ, выражать из формул одну величину через другую; знания по истории – о Древней
Греции, царе Гиероне. Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к
изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.
В качестве результата учебного занятия можно рассматривать следующее:
отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной
деятельности учащихся, сочетание различных форм организации учебной деятельности на
всех этапах урока способствовали достижению образовательных, развивающих и
воспитательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Обучающиеся в течение всего занятия демонстрировали активность, высокую мотивацию,
организованность. Высокий темп урока позволил рационально расходовать учебное время,
сделать урок плотным, содержательным, мобильным, интересным. Ценным для
обучающихся явилась яркая практическая направленность урока. Самостоятельная работа,
выполненная обучающимися, стала показателем качества усвоения учебного материала,
повышения информационного кругозора и культуры, совершенствования навыков
проведения экспериментального исследования.
Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий
уровень ее сформированности в классе хороший (учащиеся ответственно отнеслись к
заданиям, проявили интерес при выполнении исследовательской работы).
У учащихся в процессе урока формировались различные виды УУД.
Считаю, что осуществляемый на всех этапах урока контроль и рефлексия показали,
что урок цели достиг.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Закон Архимеда»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Закон Архимеда»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Закон Архимеда»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Закон Архимеда»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Закон Архимеда»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Закон Архимеда»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.