Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»
Оценка 5

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Оценка 5
Документация
doc
география
5 кл
23.07.2019
Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»
Технологическая карта урока географии в 5 классе УМК «Полярная звезда» Предмет: география Класс: 5 Тема урока: Рельеф Земли. Равнины. № урока по теме: «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» - №5 Тип урока: урок «Открытие новых знаний» Цель урока: формирование общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа Задачи урока: Планируемые результаты: 1. предметные для учителя: - сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы; - формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте; - сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени; - формировать основные навыки и умения работы с физическими картами и атласом.
Технологическая карта урока географии в 5 классе УМК «Полярная звезда».doc
Технологическая карта урока  географии в 5 классе УМК  «Полярная звезда» Предмет: география                               Класс: 5     Тема урока: Рельеф Земли. Равнины. № урока по теме: «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» ­  №5 Тип урока: урок «Открытие новых знаний»    Цель урока: формирование  общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле;  изучение особенностей равнинного рельефа Задачи урока:  Планируемые результаты:  1. ­ сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы; ­ формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте; ­ сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени; ­ формировать основные навыки и умения  работы с физическими картами и атласом. Предметные для обучающихся: предметные для учителя:  представлять рельеф как о постоянно меняющемся компоненте природы;  знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;  сформулировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;   выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования   создавать образ равнин с помощью различных  средств наглядности;  работать с физическими картами и атласом. 2. Метапредметные:  ­ • уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на  практике, оценивать достигнутые результаты; • развивать логическое мышление:  владеть смысловым чтением, уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать  информацию, излагать свои  суждения • уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе , представлять себя; • уметь ориентироваться в окружающем мире,  принимать решения. 3.   Личностные – овладение  определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений,  эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; ­ раскрыть значение равнин для  жизни и хозяйственной деятельности человека;  проследить изменения равнин под воздействием человека; Психологическая цель урока:    ­ создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта в сотрудничестве между учителем и обучающимися,  Работа с учебником: составление  схем ; работа с рубрикой «Запомните»; работа с текстом и картами учебника, атласом  Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая Методы обучения: проблемно­диалоговый, наглядно­иллюстративный,  работа с учебником,  частично­поисковый, составление схем, моделирование 1 Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины гор и равнин,  слайды с изображением равнин и гор , макет равнины, учебник,  проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации.  3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять план и схемы 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.  5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно­следственные связи. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.  2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. № п/ п  Деятельность обучающихся Деятельность учителя Дидакти ческая  структу ра урока 1. Организ ационны й этап Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку:  всем ли  комфортно, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. «Заряд бодрости».Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть­чуть опустите  голову. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова ста­ новится легкой, свободной, что вы способны легко усваивать новое. Вы  открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу. Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю. Проверк а Д/З Проверим домашнее задание. Выполним тест. Кто работает на компьютере  открывает Контроль. Проверяем.( Если 1 ошибка ­4, 2 ошибки­3, 3 и более ­2) (Дети выполняют тест) 2. Определ Прочитайте высказывания мальчика и его учителя: Включение всех в деловой ритм. 2 ение  проблем ы урока  3. Побужда ющий 4 5. диалоги  Подводя щий диалог: Вспомин аем то , что знаем Формул ировани е темы урока 6. Формул ировани Мальчик:  Наша Земля имеет ровную поверхность «Равнина, равнина  Ни яра, ни пади,  Равнина на Север,Равнина на Юг.         Как будто гористую землю разгладил    Какой ­то гигантский утюг. Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность Вокруг Земли крутые горы С высот небес глядят на насИ равнинные  просторы   Завораживают глаз. Что вас удивило? : Правы ли они в своих суждениях?  Предложи свои доводы. Чтение  двух высказываний, предложенных  учителем Обсуждение высказываний Обратимся к высказываниям ученика и учителя Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная? Может быть мальчик прав? Что считает учитель?  Какой возникает вопрос?  ПРОБЛЕМА Как устроена поверхность Земли? Возможно, он живет на равнине.  Не знает карту.   На большей части Земли рельеф  ровный.                                                                  Поверхность Земли неровная.         Что относится к неровностям?( овраги, горы, равнины…)  Как одним словом это назвать? Сформулируем тему урока. «Рельеф  Земли» О какой форме рельефа мы будем сегодня говорить вы узнаете, отгадав загадку  Посмотри, какая даль Без конца и края, Речка тихая журчит, В камышах вздыхая. Ширь полей, размах степей – Знакомая картина. Только нет тебя милей, Прекрасная …(равнина) Итак, тема нашего урока « Рельеф Земли . Равнины.»( запишите)   Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно сегодня ответить? Понятие Рельеф – совокупность форм твердой  поверхности Земли Обсуждение темы урока. Чтение учебника.  Обсуждение.  Запись темы в тетрадь. Отвечают на вопросы  учителя. Приходят   к   выводу   ,   что     чего­то   ещё   не знаем   .   Не   можем   ответить   на   этот   вопрос,     не 3 е плана­ версий 1. Что такое равнины?  Как образуются горы и равнины? 2. Какие  равнины есть на планете? Как равнины делятся по высоте? По  внешнему виду и т.д. 7 Решение  проблем ы.«Откр ытие  новых  знаний»        1. САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы,  использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились  самостоятельно?  Работа в 3 группах:  1 группа: моделирование:  Я предлагаю вам взять чистые  листы бумаги, пластилин. Изобразите  с их помощью поверхность Земли  Анализ карты полушарий: Две группы путешествуют по карте. Вы любите путешествовать? Я предлагаю  совершить путешествие по карте.  2 группа: Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета Земли вы увидите и что они  означают? Сделайте вывод о поверхности Земли 3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по  параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий. Ответ  поясните Что же такое рельеф Земли? А теперь сравним с понятием в учебнике. Учебник стр. 80  «Рельеф Земли» Запишите определение в рабочий лист САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при  выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?  Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей  планеты, рельеф мог бы выровняться под воздействием  различных факторов. Но мы доказали, что существует много     2. хватает знаний.  Могут помочь уже имеющиеся  знания, а также информация в учебнике, на карте, самостоятельный поиск   информации.  Определяют   цель     и   задачи урока Цель: узнать больше о рельефе Земли Задачи: знать основные формы рельефа и  распознавать их на карте; сформулировать   новые   понятия;   отличать   формы рельефа друг от друга; работать с картами атласа и учебником Заполнение   таблицы   «Самооценка»­   1   этап: активность и правильность 1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают  макет земной поверхности ( предполагается: один  рисует на листе, другой смял лист бумаги  в комок  и расправил, третий лепит из пластилина) и  обсуждают, что получилось. Вывод: поверхность Земли неровная и  разнообразная 2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность  3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся  не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот) Значит рельеф Земли разнообразный, неровный Заполнение   таблицы   «Самооценка»­   2   этап: активность и правильность выполнения Внешние факторы ­ выравнивают неровности земной поверхности Ветер  Текучая вода  Солнце Организмы Человек РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ 4 Внутренние факторы ­ создают неровности земной поверхности Землетрясения    Вулканизация   Вывод: Рельеф является результатом  взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Внутренние силы созидают горы на подвижных  участках земной поверхности. Внешние факторы разрушают горы. неровностей.  Подумайте , какие силы Земли могли создать таких исполинов? Какие факторы на это влияют?  Что является строителем? Прочитайте отрывок и скажите о каких факторах идёт речь? О каких «разрушительных силах» идет речь? . « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал В.А. Обручев , геолог и писатель. (процессы выветривания. Солнце, ветер, вода ,растения) Если затрудняются ответить, подсказка. Учитель; «С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась! Меня, гранитную! Ты .право, стоишь смеха». Но Капля молча все кап, кап… и пробралась.- Настойчивость -залог успеха. Как этот процесс называется? Найдите в учебнике с 80. Понятие выветривание (учебник  стр. 80)  запищите Что относится к внешним и внутренним факторам? Что происходит под воздействием внешних факторов?  (равнины) 5 3 4. Внутренних факторов? (горы) Составляем схему  ( из  конверта №2) для этого используем  текст учебник на с. 80 ,  и рис 54 в учебнике или в эл  .приложении Проанализировать  Схемы образования равнин   Анализ схемы учебника рис 54 стр. 80 и предложенной  учителем схемы САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при  выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?  Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть  фотографии (Рабочий стол  док. Фото­ откройте) Задание:  Объедините фотографии в две группы и объясните,  почему вы так сделали.  1.Что изображено на них? 2. Что общего между ними?  3.  А по каким признакам мы можем сказать, что это горы, а  это равнины?  Географ ический  констру ктор        4. Так что же такое равнина?  А теперь мы попробуем сформулировать определение понятия  по принципу         ключевое слово       +       существенные признаки.  Определение с.81. РАВНИНА  ­ это  При действии внутренних факторов образуются горы,  проходят миллионы лет горы, под воздействием  внешних факторов: вода, температуры, ветер, живые  организмы, разрушаются. Этот горный участок  постепенно выравнивается, становится устойчивым и  образуется равнина.  Вывод: Горы образуются на поднимающихся  подвижных участках земной коры, а равнины – на  устойчивых. В образовании гор наиболее активны внутренние  силы, а в образовании равнин – внешние. Заполнение   таблицы   «Самооценка»­   3   этап: активность и правильность выполнения Ответы учеников после просмотра слайдов: Среди ответов прозвучит предложение разделить на  ровные и неровные поверхности. Сравнивают ровную и неровную поверхность. Горы и равнины, овраги, балки, яры, холмы, впадины (формы рельефа) (горы:   имеют   большую   высоту,   перепады   высот   ярко выражены;   равнины:   ровная   поверхность,   перепады высот не выражены)     ­ это участок земной поверхности                  ровный   –  это форма рельефа                    холмистый               ­ это форма земной поверхности      слабо  расчлененный                                                                            ниже гор Запись определения понятия «равнина». Равнина – это слаборасчлененная часть земной  6 Познакомившись с основными формами рельефа, ответьте,  используя карту, какая из этих форм рельефа является  преобладающей на Земле. 60 % ­ равнины Сегодня мы будем изучать равнины. Все ли равнины одинаковы?  Чем они отличаются друг от друга? Ответьте на вопросы,  просматривая фото. ( показ фото из приложения) Предлагаю вам совершить ещё одно  путешествие по  карте по  заданным координатам. Индивидуальные задания  1. 54 ° с.ш. 37  ° в.д.                                                                       2. 60 ° с.ш.  80 ° в.д 3. 47 ° с.ш. 50 ° в.д.             4.  66 °  с.ш   100 °  в.д.         Определить какая это  форма рельефа  и их высоту по  шкале высот Определите правильность выполненного задания по учебнику  стр. 81 рис 55 фрагменты карт  Какая равнина самая высокая? ( плоскогорье) поверхности, с различием     относительных  высот не более 200м.          (Определение записывается в тетрадь). Равнины, так как занимают большую площадь суши. ВЫВОД:  Они различаются по форме, высоте,  размерам, возрасту и происхождению. 1. Среднерусская возвышенность  от 200 до 500  2. 3. м  Западно­Сибирская равнина до 200 м  Прикаспийская низменность ниже уровня  моря  Среднесибирское плоскогорье от 500 до 100 м 4.       (Среднесибирское плоскогорье)    (Плоская гора) Какя равнина самая низкая? ( низменность)  Из каких двух слов состоит слово плоскогорье? ( можно  попросить прочитать по слогам, если затрудняются при  ответе) –  Физминутка  встали все. Если я буду говорить плоскогорье –  руки вверх, равнины в стороны,  низменности – присесть. Включить видеоролик. ­Западно­сибирская равнина ­Северо сибирская низменность ­ Восточно­европейская равнина ­ Среднесибирское плоскогорье ­ Великие равнины  ­ Амазонская низменность ­ Гвианское плоскогорье ­ Индо­Гангская низменность 7 Работа в группах: составление схем, с использованием фото,  текста учебника и карт или электронного приложения 1 группа : виды равнин по высоте. Примеры 2 группа: виды равнин по форме рельефа. Примеры 3 группа: крупнейшие равнины. Примеры Выступление группы, а две другие заполняют схемы у себя в  рабочих листах .  Дополнительные вопросы:   На какой равнине мы с вами живем? (Определяют по карте атласа).   Какая она по характеру поверхности? (Холмистая), а как  ты догадался? (есть низменности, возвышенности, овраги).   А как вы думаете, равнины имеют уклон.(да) как его  определить? (по направлению течения рек) Вывод 1 группы: равнины по высоте: возвышенности,  низменности, плоскогорья Низменн ости 0 – 200 м Возвыше нности 200­500  м Среднеру сская Валдайск ая  Плоского рья 500­ 1000м Декан Среднеси бирское Бразильс кое Индо­ Гангская Месопот амская Прикасп ийская Амазонск ая Равнины  (по высоте) Низменности (до 200 м) Возвышенности (от 200 до 500 м.) Плоскогорья  (от 500 до 1000 м.) 2 группа: плоские и холмистые Группам выполнить тренажер  и нанести равнины на  контурную карту. равнина   Равнины Плоские  Практически без перепада  высот  Западносибирская  Холмистые  С перепадами высот Восточно­ Европейская равнина Задание.   Найдите на карте мира равнины: 3 группа: на Земле существуют крупнейшие равнины:  Восточно­Европейскую равнину Западно­Сибирскую равнину 8 Великие равнины Индо ­  Гангскую низменность Амазонскую низменность Средне –Сибирское плоскогорье Ла­Платская низменность Гвианское плоскогорье Закрепл ение САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при  выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?  «Так какое же решение проблемы мы получили?» КАК УСТРОЕНА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ? Какие же  крупные и мелкие формы рельефа различают?   Составляем  кластер. .  Группам описать равнину по плану.  С.83 Заполнение таблицы «Самооценка»­ 4 этап Поверхность Земли неровная. Различают самые  разные формы рельефа Затем заслушиваются ответы на проблемные вопросы,  которые были заданы в начале урока. Составление синквейна (короткое пятистишие) по теме: 1. Заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие. 2. В двух словах (2 прилагательными) дается описание темы. 3. Тремя словами дается описание действия в рамках этой темы. 4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме, его  9 чувства. 5. Это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого  синквейн начинается. Например: (синквейн одного ученика) 1. Равнины. 2. Обширные, бескрайние. 3. Образуются, разрушаются, заселяются. 4. Горжусь и восторгаюсь их величием. 5. Поле. Выполним в группах тренажер и контроль знаний по этой  теме. САМО ОЦЕНК А Домашн ее  задание Рефлекс ия Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ Выставление оценок Изучить §24 Ответить на вопросы 2 – 5 Выполнить задания 1, 6, 7.   Вопросы  в рабочих листах. Выделяем ответ.  Вопросы:  1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало  хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен 10 Тебе понравился урок ? Выбери своё настроение  7.Домашнее задание мне  кажется интересен / скучен легким / трудным интересно / не  интересно 2 этап Путешествие  по карте ­  равнина 3 этап Внешние и  внутренние  факторы 4 этап Виды равнин 5 этап Закрепление знаний итого д/з Таблица самооценки этап 1 этап  Определение  проблемы,  темы и цели  урока Активно Неактивно  Правильно Неправильно 11 С ошибками С подсказкой учителя С подсказкой ученика Твоя отметка Таблица самооценки этап 1 этап  Определение проблемы,  темы и цели  урока Активно Неактивно  Правильно Неправильно С ошибками С подсказкой учителя С подсказкой ученика Твоя отметка 2 этап Путешествие по карте ­  равнина 3 этап Внешние и  внутренние  факторы 4 этап Виды  равнин итого д/з 5 этап Закрепление знаний ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карточка – задание Составить схему ««Виды равнин по высоте»: проведите анализ рисунков на странице 81  и  текст учебника. Схему составить с примерами. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карточка – задание Составить схему «Виды равнин по форме», анализируя текст учебника ­ страница 82 и текст  на карточке.                                       Виды равнин по высоте          Виды равнин по форме  рельефа              12 1. Как угрюмый кошмар исполина,                            Поглотивший луга и леса,                            Без конца протянулась равнина                            И краями ушла в небеса.                            И краями пронзила пространство,                            И до звезд прикоснулась вдали 3. Холмы, холмы – кругом холмы Задание.   Найдите на карте мира равнины: Восточно­Европейскую равнину Западно­Сибирскую равнину Великие равнины Индо ­  Гангскую низменность Амазонскую низменность Средне –Сибирское плоскогорье Ла­Платская низменность         Гвианское       плоскогорье                        13 14 15

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Полярная звезда»

Технологическая карта урока  географии в 5 классе   «Полярная звезда»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019