Урок открытия новых знаний. С этапами уроков. Деятельностью учителя и деятельностью учеников, а так же с универсальными учебными действиями на всех этапах урока. В данном уроке используется коллективная, групповая и индивидуальная работа. Выделяю три основных этапа: мотивационно - ориентировочный, операционно-исполнительский, рефлексивно-оценочный.
технологическая карта.docx
5 класс Пырова
Тема: Доли. Обыкновенные дроби.
Технологическая карта урока.
Цель: Формирование понятия «Обыкновенные дроби», способствовать развитию математической речи при чтении и записи обыкновенных дробей.
Тип
урока: Урок открытия новых знаний.
Структура и ход урока:
№ Этап урока
Деятельность
Деятельность учеников
УУД
учителя
1
Самоопределение
к деятельности
Приветствует учащихся. У меня на
столе лежат апельсин и яблоко. Как вы
думаете, для чего я принесла эти
фрукты.
Приветствуют учителя,
контролируют готовность к уроку.
Высказывают предположения .
(слайд 2)
1. Мотивационноориентировочный этап
2 Актуализация
Отгадайте, что это:
Апельсин
знаний
Он оранжевый и круглый,
Кожура его толста,
Л.: мобилизация внимания,
уважение к окружающим.
Р.: целеполагание
К.: планирование учебного
сотрудничества.
П.: умение ориентироваться
в своей системе знаний.
К.: умение слушать и
понимать речь других. 5 класс Пырова
А почистишь и на дольки,
Разберётся без труда!
(слайд 3)
3 Постановка учебной
задачи
(локализация
затруднений)
Странно. Почему же апельсин и
яблоко на математике? Эти фрукты
необходимы нам для определения
темы урока. Кроме этого нам поможет
мультфильм про один из этих
фруктов.
Кто догадался, какая тема нашего
урока? (Если дети затрудняются, то
используем метод подводящего
диалога).
(слайд 4)
Почему рассердился волк?
В чем его ошибка?
Просмотр учся м/ф « Мы делили
апельсин»
П.: умение отличать новое
от уже известного с помощью
учителя и преобразовывать
информацию из одной формы
в другую.
К.: умение слушать и
понимать речь других,
оформлять мысли в устной и
письменной форме.
Р.: волевая саморегуляция в
ситуации затруднения 5 класс Пырова
Что получил каждый из животных
мультфильма?
Где в жизни вы встречали это слово?
(слайд 5)
Ему не досталось апельсина.
Он не умеет дружить.
В математике такие части от целого
называются доли.
Дольку апельсина.
Дети приводят свои примеры.
(Долька мандарина, лимонная
долька, долька чеснока и т.д.)
Так какая тема нашего урока?
(слайд 6)
Карточка на доске: Доля.
Обыкновенная дробь.
Мы знаем, что такое доля? А что
такое обыкновенная дробь?
Так какую цель перед собой
поставим?
(одновременно на доске выставить
карточки «Узнать», «Учиться»,
«образовывать и называть».)
Доли. 5 класс Пырова
Да. Нет..
Узнать, что такое обыкновенная
дробь.
Учиться образовывать и называть
дроби.
Правильно читать дроби.
4
Открытие нового
знания (построение
проекта выхода из
затруднения)
А что значит, апельсин разделить на
доли? – Так, что такое доля?
На части.
Доляэто часть.
На доске:
Беру яблоко и говорю:
С апельсином легко, он с дольками, а
что делать с яблоком?
Разрезать.
Я взрослая, отрежу себе побольше, а
П.: уметь преобразовывать
информацию из одной формы
в другую.
Р.: уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке, высказывать свои
предположения,
формулировать учебную
задачу на основе соотнесения
того что уже известно и
нового.
Л.: уметь осуществлять
самооценку на основе 5 класс Пырова
вы маленькие, вам можно поменьше.
Давайте посмотрим , как разделили
яблоко герои м/ф «Яблоко».
Рассудите, кто из нас прав я или герои
мультфильма.
(слайд 7)
Вы поделили яблоко на неравные
части, а герои мультфильма на
равные.
критерия успешности
учебной деятельности.
К.: уметь слушать и
понимать речь других, уметь
оформлять свои мысли в
устной форме.
Значит, доля – это …
(слайд 8)
На доске:
На сколько равных долей разделил еж
яблоко?
А если я возьму одну из двух частей?
Как назовем часть?
Доляэто равная часть.
Сначала он разделил яблоко
пополам, а затем еще раз пополам.
Одна часть из двух. 5 класс Пырова
Одна вторая. Или половина.
На сколько частей всего ежик
разделил яблоко?
Вторая.
Какая доля получилась?
Как это записать? Сначала была
вторая, теперь четвертая. Надо же
различать доли при записи.
На четыре.
На доске дети видят следующую
запись:
½,¼ . (слайд 9)
Четвертая.
(Дети сначала предлагают свои
варианты записи.)
Что эта запись обозначает?
Когда мы «делим» в математике
натуральные числа, то используем знак
(:)
Но в математике есть ещё один знак
деления, он называется «дробная черта
и соответственно числа, записанные с
этим знаком, называются дробными.
Как вы думаете, что обозначает
число под чертой?
(Мнения детей.)
(Мнения детей.) 5 класс Пырова
(Мнения детей.)
А число над чертой?
В записи нижняя цифра обозначает,
на сколько равных частей (долей)
разделили целое – это знаменатель , а
верхняя – сколько таких частей взяли (
числитель)
На доске карточки:
«на сколько частей разделили
ЗНАМЕНАТЕЛЬ»,
« сколько долей взяли
ЧИСЛИТЕЛЬ»
(слайд 10)
Современная система записи дробей
была создана в Индии, только там не
писали дробной черты. А записывать
дробь в точности так, как сейчас,
стали арабы. Общеупотребительной
эта запись дробей стала лишь в XVI
веке.
А при чтении дроби сначала
произносится верхняя цифра, а затем
нижняя цифра.
(слайд 11) 5 класс Пырова
2. Операционноисполнительский этап
5
Первичное
закрепление во
внешней речи
(обобщение
затруднений во
внешней речи)
Работа с учебником: с. 140. № 886,888
890.
При чтении дробей надо помнить:
числитель дроби – количественное
числительное женского рода(одна, три,
восемь), а знаменатель порядковое
числительное( восьмая сотая, двести
шестидесятая)
6
Самостоятельная
работа с
самопроверкой
1/7 – одна седьмая
3/8 – три восьмых.
(слайд 12)
1. Задания для 1 группы (слабые
ученики)
У кого раздаточный материал желтого
цвета.
1) Разделите зеленую полоску на две
доли. (Согните пополам).
Заштрихуйте ½ часть.
Напишите, как называется
заштрихованная часть.
Сколько таких частей во всей
Работают с учебником.
Проговаривают дробные числа,
заполняют таблицу числителей и
знаменателей. Фиксируют новое
знание в речи и знаках.
П.: уметь добывать новые
знания( находить ответы на
вопросы, используя учебник
и информацию, полученную
на уроке.
Р.: уметь работать по
алгоритму чтения
обыкновенных дробей.
К.: уметь оформлять свои
мысли в письменной и устной
форме, слушать и понимать
речь других.
П.: уметь извлекать из
текстов математическую
информацию.
Р.: уметь выполнять работу
по предложенному плана,
вносить необходимые
коррективы.
К.: уметь оформлять свои
мысли в письменной и
устной форме, слушать и
понимать речь других.
Целое разделили на 2 равные
части и взяли одну такую часть 5 класс Пырова
полоске? Запишите.
Какие они между собой?
2) Разделите розовую полоску бумаги
на четыре части.
Как это сделать?
1\2
2
Равные
Какие получились части между собой?
Заштрихуйте одну четвертую часть и
запишите её в виде обыкновенной
дроби.
Что обозначает эта запись?
Напишите, как называются числа над
чертой и под чертой.
Сложить пополам, а затем еще раз
пополам.
Равные
¼
3) Сколько долей получится, если вы
согнете голубую полоску пополам
Целое разделили на 4 равные части
и взяли одну такую часть. Над
чертой числитель(один) , под
чертой – знаменатель( четыре) 5 класс Пырова
трижды?
Какие доли между собой?
Назовите дробь, которая получится ,
если мы возьмем три части от восьми,
пять частей от восьми?
Как записать полученные дроби
математически?
Что обозначает эта запись?
Восемь.
Равные.
Три восьмых, пять восьмых.
Заштрихуйте эти дроби
3/8; 5/8
2.Задания для 2 группы (для
остальных учся).
Миша и Даша пригласили гостей. Весь
класс! Даша 12 девочек, Миша 16
мальчиков. Одного торта будет
достаточно для всех? Испекли два
одинаковых торта. Мальчикам – один,
девочкам – другой.
Числитель равен трем,
знаменатель – восемь; числитель
пять, знаменатель 8. 5 класс Пырова
На сколько одинаковых частей
разрезали торт девочкам, мальчикам?
Какая часть досталась каждой из
девочек, а какая каждому из
мальчиков? Запишите.
Назовите в этих дробях числитель и
знаменатель и укажите, что обозначают
эти числа.
В) Двум мышкам повезло найти
головку сыра. Какая доля досталась
каждой?
А если мышек будет 4?
А на восемь мышек?
На 12, 16.
1/12; 1/16
Числитель – один. Знаменатель – 5 класс Пырова
*( задание повышенной сложности)
Рассмотрите циферблат часов.
Подумайте, сколько минут в
двенадцать и шестнадцать.
Числитель обозначает сколько
частей взяли, а знаменатель на
сколько равных частей разделили.
1/2 ч – мин.
1/4ч – мин.
1/3ч – мин.
1/2
1/4
1/8
30 мин.
15мин.
20 мин. 5 класс Пырова 5 класс Пырова
Включение в
7
систему знаний и
повторение
Выполняют задание учителя.
А сейчас я хочу узнать, насколько вы
были внимательны на уроке. По всему
классу развешаны карточки с дробями.
Найдите их и прикрепите на доску в
порядке возрастания знаменателя.
Если вы выполните задание, верно, то
прочитаете слово.
1/2 М
1/8 О
1/15 – Л
1/32 – О
1/48 – Д
1/ 76 – Ц
1/88 – Ы
1/100 !
(слайд 13)
П.: умение использовать
информацию , полученную на
уроке.
К.: умение совместно
договариваться о правилах
поведения и общения.
Р.: умение оценивать
правильность действия на
уроке
3. Рефлексивнооценочный этап
8
Рефлексия
Составление синквейна по теме
Первая строка – тема, выраженная
ОДНИМ словом, обычно именем
существительным.
Учащиеся составляют синквейн и (
по желанию) зачитывают его.
Дробь
П.: уметь ориентироваться в
новой системе знаний и
использовать полученные
знания при самостоятельной Обыкновенная, равная
работе.
Читать, понимать, записывать
Дробь – это равные части целого
часть
Р.: уметь оценивать
правильность выполнения
действий на уровне
адекватной ретроспективной
оценки.
К.: умение оформлять свои
мысли в устной форме.
5 класс Пырова
Вторая строка – описание темы в
ДВУХ словах, как правило, именами
прилагательными.
Третья строка – описание действия в
рамках этой темы ТРЕМЯ словами,
обычно глаголами
Четвертая строка –
предложение, выражающее отношение
автора к данной теме
Пятая строка – ОДНО слово –
синоним к первому, на эмоционально
образном или философски
обобщенном уровне
(слайд14)
(слайд 15)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.