ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА окружающего мира
в 4 классе
Жизнь древних славян
| 
 1.  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
|
| 
 1  | 
 ФИО (полностью)  | 
 Ситник Татьяна Николаевна  | 
||
| 
 2  | 
 Место работы  | 
 МКОУ СОШ№105 г.Купино Новосибирской области  | 
||
| 
 3  | 
 Должность  | 
 Учитель начальных классов  | 
||
| 
 4  | 
 Предмет  | 
 Окружающий мир  | 
||
| 
 5  | 
 Класс  | 
 4  | 
||
| 
 6  | 
 Тема и номер урока в теме  | 
 Жизнь древних славян  | 
||
| 
 7  | 
 Базовый учебник  | 
 Окружающий мир 4 класс. Учеб. для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2/ А.А Плешаков, Е.А Крючкова. – 3-е изд.- М.: «Просвещение», 2013. (Школа России)  | 
||
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||
8. Цель урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
9. Задачи:
- Обучающие:
- познакомить детей с историей своего государства;
- сформировать у учащихся
представление о жизни древних славян;
- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
-  учить работать с картой.
Развивающие:
развивать внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, прививать интерес к географии, истории.
Воспитывающие:
-воспитывать
умение слушать товарищей, умение работать в группе;
-воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим
предкам.
10. Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ, межпредметной интеграции.
11. Планируемые результаты.
Предметные:
иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян,
продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,
обогащать словарный запас,
расширять кругозор детей,
повторить понятия о родственных и однокоренных словах.
Регулятивные:
определять цель урока,
определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
определять правильность выполнения заданий,
самостоятельно организовывать рабочее место.
Ученик получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;
ориентироваться в материале урока;
сопоставлять и отбирать информацию;
делать выводы;
понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;
использовать знаково-символические средства.
Ученик получит возможность научиться:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
12.Методы и приемы: частично-поисковый метод, диалогический метод.
13.Тип урока: открытия нового знания.
14.Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
15Необходимое техническое оборудование: для учителя - карточки с названием темы, компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint, модель жилища славянина; для детей — карточки с заданиями для групповой работы.
16.Структура и ход урока
Технологическая карта урока
| 
 Этапы урока  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учеников  | 
 Универсальные учебные действия  | 
||||
| 
 познавательные  | 
 регулятивные  | 
 личностные  | 
 коммуникативные  | 
||||
| 
 1. Организационный момент 
  | 
 
 Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги. На доске записан текст, учитель читает: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». – Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды  | 
 
 
 
 
 Слушают учителя, принимают участие  с учителем. демонстрируют
  готовность к уроку, готовят рабочее место  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 
 
  | 
 
  | 
 понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность  | 
 высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. 
  | 
|
| 
 2. Актуализация ранее усвоенных знаний 
  | 
 – Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (историю: как жили наши предки.) – Что изучает наука история? (жизнь наших предков.) – какие пять эпох в истории выделяют ученые? – Какая из них самая длинная? – Какая самая короткая? – Новейшая история – это какое время? (почему её называют «жестоким временем», «мудрым временем»?)  | 
 Отвечают на вопросы учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 
 осуществляют логические
  действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно
  выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск  
 
  | 
 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 3. Постановка учебной задачи 
  | 
 – Мы продолжаем путешествие по
  дороге истории.  – Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»: 
 – Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.  | 
 Высказывают свои предположения. 
 
 
 
  | 
 ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
  замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля   | 
 желание приобретать новые знания  | 
 оформление своих мыслей в устной форме  | 
||
| 
 
 4 Изучение   | 
 – Найдите на карте нашей страны восточно-европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. – Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам. – Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. – Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян. – Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи. – Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен. – Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. поляне – жители полей. древляне – жили среди «дерев». дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото». – Значит, они жили у… (болот). – Так кто же они такие, славяне? – Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды». – Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст. – Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид. – А какие они были по характеру? – Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких? – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? Что такое племя? – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? – Ловили рыбу. – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев? – Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37). – Объясните значения слов «собирательство», «борт- ничество», используя иллюстрации. (бортничество – сбор меда и воска диких пчел.) – Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. – узнаем, как жили наши предки – древние славяне.  | 
 . 
 
 
 
 Читают, отвечают на вопросы учителя. Выполняют  Показывают  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Читают текст, выясняют занятия славян. 
 
 Внимательно слушают  | 
 читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников; умение выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы 
 
  | 
 удерживание цели деятельности до получения ее результата; планирование решение учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий); оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); корректирование деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения 
  | 
 оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; 
  | 
 выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
  формулируют  обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. 
  | 
|
| 
 5. Физ минутка 
  | 
 И мы сейчас с вами проведем физкультминутку под песню-закличку славянского фольклора.  | 
 Выполняют физкультминутку под фольклорную музыку  | 
 
  | 
 
  | 
 стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья 
  | 
 
  | 
|
| 
 6. Закреплени 
 
 
  | 
 
 Групповая работа. - Поработаем c карточкой . - Задание для 1 общины. Наши предки (Где жили?) Задание для 2 общины. (составить портрет славяна ) Прочитав текст, составьте портрет славянина. Задание для 3 общины. (Какими качествами обладали славяне?) Задание для 4 общины. ( Как жили славяне?) Выступления групп. Приложение1 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа в группе. Самооценка работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 
 умеют распределить обязанности в группе задавать вопросы для уточнения последовательности работы  | 
 осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия  | 
 
  | 
 осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.  | 
|
| 
 7. Рефлексия деятельности 
  | 
 
 Заканчивая наш урок, мы вспомним, о чем мы сегодня говорили и проведём тест. В тесте 5 вопросов. Читаете вопрос и подчёркиваете один правильный ответ. Тест у вас в листах оценивания. (приложение 2) 
 Самооценка: проверим полученный результат. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл, ссумируйте баллы. Я хочу тоже оценить, как вы работали на уроке. Мне понравилось, как работала община ( или дети...имя). Поставьте себе в листе оценивания оценку 5 за устный ответ.  | 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют тест 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
 
  | 
 анализ собственной работы; адекватно оценивать свои достижения; осознание возникающих трудностей, искать их причины и пути преодоления 
  | 
 способность к самооценке своих действий, поступков  | 
 умение оформлять свои мысли в устной форме  | 
|
| 
 8. Домашнее задание  | 
 1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории. 2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях. 3. Рассказать о русской одежде 
 
  | 
 Задают уточняющие вопросы  | 
 
  | 
 осуществляют поиск средств достижения поставленных задач  | 
 
  | 
 
  | 
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.