ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА окружающего мира
в 4 классе
Жизнь древних славян
1. |
|
|
|
|
1 |
ФИО (полностью) |
Ситник Татьяна Николаевна |
||
2 |
Место работы |
МКОУ СОШ№105 г.Купино Новосибирской области |
||
3 |
Должность |
Учитель начальных классов |
||
4 |
Предмет |
Окружающий мир |
||
5 |
Класс |
4 |
||
6 |
Тема и номер урока в теме |
Жизнь древних славян |
||
7 |
Базовый учебник |
Окружающий мир 4 класс. Учеб. для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2/ А.А Плешаков, Е.А Крючкова. – 3-е изд.- М.: «Просвещение», 2013. (Школа России) |
||
|
|
|
||
8. Цель урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
9. Задачи:
- Обучающие:
- познакомить детей с историей своего государства;
- сформировать у учащихся
представление о жизни древних славян;
- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
- учить работать с картой.
Развивающие:
развивать внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, прививать интерес к географии, истории.
Воспитывающие:
-воспитывать
умение слушать товарищей, умение работать в группе;
-воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим
предкам.
10. Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ, межпредметной интеграции.
11. Планируемые результаты.
Предметные:
иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян,
продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,
обогащать словарный запас,
расширять кругозор детей,
повторить понятия о родственных и однокоренных словах.
Регулятивные:
определять цель урока,
определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
определять правильность выполнения заданий,
самостоятельно организовывать рабочее место.
Ученик получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;
ориентироваться в материале урока;
сопоставлять и отбирать информацию;
делать выводы;
понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;
использовать знаково-символические средства.
Ученик получит возможность научиться:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
12.Методы и приемы: частично-поисковый метод, диалогический метод.
13.Тип урока: открытия нового знания.
14.Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
15Необходимое техническое оборудование: для учителя - карточки с названием темы, компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint, модель жилища славянина; для детей — карточки с заданиями для групповой работы.
16.Структура и ход урока
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
||||
познавательные |
регулятивные |
личностные |
коммуникативные |
||||
1. Организационный момент
|
Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги. На доске записан текст, учитель читает: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». – Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды |
Слушают учителя, принимают участие с учителем. демонстрируют
готовность к уроку, готовят рабочее место
|
|
|
понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
|
|
2. Актуализация ранее усвоенных знаний
|
– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (историю: как жили наши предки.) – Что изучает наука история? (жизнь наших предков.) – какие пять эпох в истории выделяют ученые? – Какая из них самая длинная? – Какая самая короткая? – Новейшая история – это какое время? (почему её называют «жестоким временем», «мудрым временем»?) |
Отвечают на вопросы учителя.
|
осуществляют логические
действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно
выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
|
|
|
|
|
3. Постановка учебной задачи
|
– Мы продолжаем путешествие по
дороге истории. – Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:
– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке. |
Высказывают свои предположения.
|
ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля |
желание приобретать новые знания |
оформление своих мыслей в устной форме |
||
4 Изучение |
– Найдите на карте нашей страны восточно-европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. – Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам. – Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. – Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян. – Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи. – Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен. – Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. поляне – жители полей. древляне – жили среди «дерев». дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото». – Значит, они жили у… (болот). – Так кто же они такие, славяне? – Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды». – Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст. – Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид. – А какие они были по характеру? – Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких? – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? Что такое племя? – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? – Ловили рыбу. – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев? – Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37). – Объясните значения слов «собирательство», «борт- ничество», используя иллюстрации. (бортничество – сбор меда и воска диких пчел.) – Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. – узнаем, как жили наши предки – древние славяне. |
.
Читают, отвечают на вопросы учителя. Выполняют Показывают
Читают текст, выясняют занятия славян.
Внимательно слушают |
читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников; умение выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
|
удерживание цели деятельности до получения ее результата; планирование решение учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий); оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); корректирование деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения
|
оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;
|
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
формулируют обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
|
|
5. Физ минутка
|
И мы сейчас с вами проведем физкультминутку под песню-закличку славянского фольклора. |
Выполняют физкультминутку под фольклорную музыку |
|
|
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья
|
|
|
6. Закреплени
|
Групповая работа. - Поработаем c карточкой . - Задание для 1 общины. Наши предки (Где жили?) Задание для 2 общины. (составить портрет славяна ) Прочитав текст, составьте портрет славянина. Задание для 3 общины. (Какими качествами обладали славяне?) Задание для 4 общины. ( Как жили славяне?) Выступления групп. Приложение1
|
Работа в группе. Самооценка работы
|
умеют распределить обязанности в группе задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия |
|
осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний. |
|
7. Рефлексия деятельности
|
Заканчивая наш урок, мы вспомним, о чем мы сегодня говорили и проведём тест. В тесте 5 вопросов. Читаете вопрос и подчёркиваете один правильный ответ. Тест у вас в листах оценивания. (приложение 2)
Самооценка: проверим полученный результат. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл, ссумируйте баллы. Я хочу тоже оценить, как вы работали на уроке. Мне понравилось, как работала община ( или дети...имя). Поставьте себе в листе оценивания оценку 5 за устный ответ. |
Выполняют тест
|
|
анализ собственной работы; адекватно оценивать свои достижения; осознание возникающих трудностей, искать их причины и пути преодоления
|
способность к самооценке своих действий, поступков |
умение оформлять свои мысли в устной форме |
|
8. Домашнее задание |
1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории. 2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях. 3. Рассказать о русской одежде
|
Задают уточняющие вопросы |
|
осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.