Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Оценка 4.7
Лабораторные работы
docx
обществознание
5 кл
20.08.2018
Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"
Данная методическая разработка рассчитана на обучающихся 5 класса общеобразовательной школы. Именно поэтому в канву урока, учитывая возрастные особенности целевой аудитории, мною были введены такие элементы, как: видеофрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», веселая лабораторная разминка, ребусы. Кроме того с целью повышения познавательного интереса обучающихся и формирования у них мыслительной активности, сама форма урока была взята нестандартная – «Лаборатория знаний». А для ее реализации вместо обычных тетрадей мною были разработаны специальные иллюстрированные рабочие листы для каждого обучающегося (индивидуальные для каждой лабораторной группы).Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Образование в жизни человека"
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.docx
Предмет: Обществознание Класс: 5 Тема урока: «Образование в жизни человека» Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Технологическая карта   личностные  Планируемые результаты обучения: 1)   осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;  2) осознание личностного смысла учебной деятельности, формирование внутренней мотивации к учению.   предметные: 1)формирование умений применять обществоведческие знания, понятийный аппарат и приёмы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности,  2) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию, раскрывая её познавательную ценность; 3)создание основы для формирования у школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению обществоведческих знаний.  метапредметные: 1) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации; 2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; 3) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия школе и социальном окружении. Техники и технологии: проблемно­поисковый метод, метод критического мышления, прием «кроссенс». Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)  1) Боголюбов. Обществознание. 2) Д. Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. 3) Т.Л. Федорова, О. А. Щеглова. Этимологический словарь русского языка. 4) В. И. Даль. «Словарь живого великорусского языка». Том 2.  5) Лабораторная папка в составе: 1. Рабочий лист (по одному на каждого ученика). 2. Карточки с заданиями (по три карточки на каждую группу) 3. Комплект оценок. Формы оценивания 6) Презентация по теме «Образование в жизни человека». 7) Ребусы по теме (рисунок на листе ватмана). Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД (время)  Мотивацион ­ный Мотивирует учащихся на  работу на уроке. «Иногда школьника, глядя на то, как он трудиться,  хочется сравнить с  археологом. И тот и  другой, на первый взгляд,  занимается полезным  делом, в упорном труде  добывая ценные  материалы. Однако если  бы археологи копали где и как им вздумается, а  найденные осколки  древнегреческой  керамики, наконечники  орудий и многое другое не были бы исследованы, то  глиняные черепки так и  остались бы для будущих  поколений всего лишь  черепками, наконечники  орудий ненужными  кусочками металла. Вы  согласны со мной, ребята? Вот так же и школьник,  добывая знания без  разбора, не осмысливая и  не исследуя добытое, они  Личностные  Регулятивные Коммуникатив­ Познавательн­ ные  ые  Воспринимают на слух  информацию. Учебно­ познавательна я мотивация Работают в диалоге с  учителем. Излагать своё  мнение (в  монологе, Этап актуализации знаний Анализируют изображения  на экране, формулируют  тему урока. остаются всего лишь  набором ненужной  информации, применить  которую он не может. И сегодня, чтобы самим  научиться добывать,  исследовать и  осмысливать материал, я  хочу пригласить вас в  лабораторию знаний». С помощью приема  «Кроссенс» подводит к  теме урока (вместе с  учениками определяют  объект будущего  лабораторного  исследования): «Ну что ж, с тем, чем  будем заниматься на  уроке, разобрались,  непонятно только, что и  как именно мы будем  исследовать? И для  определения темы нашего  урока предлагаю  посмотреть на экран.  Перед вами 8  иллюстраций, с 9­ой­ неизвестной, где  зашифровано слово­ объект нашего  исследования. Если  рассматривать их слева  направо и далее сверху  диалоге),  аргументируя  его,  подтверждая  фактами. Устный  опрос Обобщать  понятия —  осуществлять  логическую  операцию  перехода от  видовых  признаков к  родовому  понятию, от  понятия с  меньшим  объёмом к  понятию с  большим  объёмом; Устанавливать  причинно­ следственные  связи вниз, можно выявить  закономерность, которая  и поможет найти  недостающий элемент.  Тем более, что он же, даю  подсказку,  одновременно  является и обобщающим  для всех изображений». Реагирует на ответы  учащихся: «Молодцы! Как вы  рассуждали?» Объясняют логику своих  рассуждений. Умение  анализировать,  строить  логические  рассуждения  Выявление затруднения. Конкретизирует   тему   и подводит к цели урока. «Действительно, сегодня в нашей лаборатории знаний объектом   исследования будет   «образование».   Но само себе «образование»   ­   понятие довольно   широкое,   я его предлагаю по       Конкретизируют тему  урока. Устный  опрос Выведение  темы из  объекта; Самостоятель ное  формулирова ние цели  урока.  Излагать своё  мнение (в  монологе,  диалоге),  аргументируя  его,  подтверждая  фактами. Разработка плана­проекта будущего лабораторного исследования.       Если конкретизировать. обратили   внимание,   на иллюстрациях везде изображен … ?  В таком случае, можем мы определить   тему   нашей лабораторной, как «Образование   в   жизни… (дети­человека»)? Исходя из темы и  изображений на экране,  предлагает  сформулировать цель  урока. Помогает  составить план  достижения поставленной  цели: Как вы думаете, с чего же нужно начать, если данное понятие, несмотря на его распространенность, ранее   не   было   нами изучено и  соответственно является новым? Хорошо.   А   всегда   ли образование   было   таким, как   сейчас,   как   вы думаете? Соответственно,   что   еще мы должны изучить? Умницы. Но, зная историю образования, думаю, было бы   неправильным   не коснуться того, каким оно является…   сейчас.   Как сформулируем задачу? Самостоятельно  формулируют цель урока  (как обобщение всех  изображений на экране) Предлагают варианты плана  лабораторного  исследования. Устный  опрос Осуществлять  сравнение,  сериацию и  классификацию ,  самостоятельн о выбирая  основания и  критерии для  указанных  логических  операций Организовыват ь и планировать учебное  сотрудничество с учителем и  сверстниками,  определять  цели и функции участников,  способы  взаимодействия ; планировать  общие способы  работы. Излагать своё  мнение (в  монологе,  диалоге),  аргументируя  его,  подтверждая фактами. Организовывать  и планировать  учебное  сотрудничество  с учителем и  сверстниками,  определять цели  и функции  участников,  способы  взаимодействия;  планировать  общие способы  работы Организацион ­ный Хорошо. Ну и последним я   предлагаю   исследовать вопрос:   «А   нужно   ли вообще   образование?» ответим   на   него,   когда решим предыдущие задачи.   Обращает внимание  учеников на инструменты, необходимые для  выполнения предстоящих  лабораторных  исследований: «Ребята, вы, наверное,  уже обратили внимание,  что на столах каждой  группы лежат  разнообразные материалы. Все это понадобиться вам  для проведения  лабораторных  исследований. В рабочих  листах вы будете  отражать результаты  работы. Возьмите их,  пожалуйста, и разложите  на каждого участника  вашей группы. Карточки с заданиями понадобятся по мере обращения к той или иной задаче урока.  Энциклопедии и учебники вы будете использовать в  соответствии с заданиями  в карточке. Все понятно?  Раскрывают лабораторные  конверты, знакомятся с их  содержимым.  Подписывают рабочие  листы. Реализация выбранного плана    Тогда приступаем». Объясняет первое задание лабораторного исследования: «Возьмите карточку №1 и внимательно   прочитайте ее.   Вам   предстоит   дать определение понятию «образование»,   используя словарь, который лежит у вас   на   столе.   Найденное значение вы записываете   себе   в лабораторные листы. Задание   понятно?   Тогда приступаем. На выполнение задания у вас 5   минут,   после   чего   мы зачитаем   полученные результаты» Выслушивает корректирует учащихся. и ответы     слова         Делает вывод по первому этапу,   объясняет   второе задание: «Молодцы, ребята,  используя самые разные  словари, вы дали  максимально подробное и  точное определение  понятию образование. А  значит, справились с  поставленной задачей. Предлагаю приступить к  Воспринимают на слух  информацию. Знакомятся с заданием в  карточке №1. Совместно, в группе,  выполняют задание по  карточке. Один, выбранный группой,  выступающий зачитывает  полученный результат. Индивидуал ьные и  групповые  задания,  устный  опрос Самостоятель но ставить  новые  учебные цели  и задачи. Самостоятель но  анализировать условия  достижения  цели на  основе учёта  выделенных  учителем  ориентиров  действия в  новом  учебном  материале. Оценивать  степень  достижения  цели в  учебной  ситуации. Уметь  самостоятель­ но  контролирова ть своё время  и управлять  Формулирование собственной  позиции,  аргументировани е ее,  Вырабатывание  общего решения; Сравнивание  различных точек  зрения,  осуществление  самостоятельног о выбора; Работа в группе,  в парах  сотрудничество,  взаимодействие  со сверстниками; Владение устной речью (ведение  монолога,  диалога) Осуществлять расширенный  поиск  информации с использование м различных  ресурсов Создавать и  преобразовыват ь модели и  схемы для  решения задач Осуществлять  выбор наиболее эффективных  способов  решения задач  в зависимости  от конкретных  условий Ориентировать ся в  содержании  текста и  понимать его  целостный  смысл; Сопоставлять  основные  текстовые и решению еще одной   «История российского  образования». А  окунуться в прошлое нам  поможет наш верный друг  и помощник – учебник.  Открываем вторую  карточку. Вам предстоит  ознакомиться с текстом  или иллюстрацией по  истории российского  образования на  конкретной странице  учебника и выполнить  задание в лабораторных  листах. Выполняете  вместе, работает вся  группа. После чего кто­то  один от группы зачитает  полученный текст. Все  понятно? Приступайте. В  вашем распоряжении 7  минут. Время пошло.  Заслушивает ответы  групп, обобщает  полученный в ходе  лабораторного  исследования материал: «Молодцы, ребята! Так,  им Гражданский  патриотизм,  любовь к  Родине,  чувство  гордости за  свою страну. Умение  анализировать,  строить  логические  рассуждения Достают из конверта вторую карточку  и знакомятся с  заданием. Совместно, в группе,  выполняют задание по  карточке. Один, выбранный группой,  выступающий зачитывает  полученный результат. Умение вести  диалог на  основе  равноправных  отношений и  взаимного  уважения и  принятия;  умение  конструктивно  разрешать  конфликты Выстраивание  монологичного  контекстного  высказывания внетекстовые  компоненты:  обнаруживать  соответствие  между частью  текста и его  общей идеей,  сформулирован ной вопросом,  объяснять  назначение  карты, рисунка, пояснять части  графика или  таблицы и т. д.; Находить в  тексте  требуемую  информацию Решать учебно­ познавательные и учебно­ практические  задачи,  требующие  полного и  критического  понимания  текста Интерпретиров ать текст окунувшись в прошлое,  мы обнаружили  интересный факт:  оказывается, образование  в России было не всегда  таким, как сейчас:  различались предметы,  форма, подача материала,  отношение к обучению, и  даже способы  наказания…»  Объясняет задание по  таблице. «Зная на собственном  опыте, что представляет  образование сейчас, я  предлагаю Вам  самостоятельно завершить изображенную на доске  таблицу. Для этого  приглашаю по одному  человеку от группы. По  очереди каждый из Вас  должен заполнить  соответствующие строки в колонке «Современное  образование» по аналогии  с предыдущими. Все  понятно? В таком случае  приглашаю представителя от первой группы. Хорошо. Следующий:  представитель второй  команды. И завершит  нашу таблицу третья  команда исследователей» Формирование  основ  социально­ критического  мышления,  ориентации в  особенностях  социальных  отношений и  взаимодействи й. Уважение к  истории. Выходят один за другим  представители каждой из  трех групп и маркером  дописывают недостающий  элементы в таблицу на  электронной доске. Потребность в  самовыражении и  самореализаци и. Изложение  собственного  мнения,  аргументируя  его,  подтверждая  фактами. Корректирует действия  учеников.  Подводит к следующему  этапу исследования. «Спасибо Вам, ребята.  Молодцы! Однако современное  образование отличается  не только формой,  предметами и  оцениванием. Другими  стали и сами ступени  образования. И сейчас я  предлагаю Вам  поработать на опережение знаний. Вы наверняка не  раз слышали, переходя из  класса в класс: «начальная школа», «ученики  среднего и старшего  звена». Это и есть те  ступени, которые  преодолеваете вы, по мере обучения в школе. И  сейчас я попрошу кого­ нибудь из Вас по желанию  расставить эти ступени по мере их прохождения: от  самой ранней к самой  поздней. Для этого просто соедините название  ступени с ее номером.  Задание понятно? Кто  хочет попробовать?»   Корректирует действия  ученика. «Молодец. Совершенно  верно (Хорошо. Эта была  твоя попытка, кто еще  хочет попробовать?) А теперь давайте  определим, каким классам соответствует каждая  ступень? Кто хотел бы  попробовать указать их на нашей лестнице?» Корректирует действия  ученика. Напоминает  остальным о правильном  Потребность в  самовыражении и  самореализаци и. Один ученик (по желанию)  выходит  и на электронной  доске выстраивает ступени  образования в нужном  порядке. Остальные  учащиеся выполняют  аналогичное задание в своих рабочих листах. Потребность в  самовыражении и  самореализаци и. Один учащийся (по  желанию) выходит и на  электронной доске  подписывает полученные по  результатам предыдущего  задания образовательные  ступени. Остальные обучающиеся  выполняют аналогичное  задание в своих рабочих  листах. Изложение  собственного  мнения,  аргументируя  его фактами. Изложение  собственного  мнения,  аргументируя  его,  подтверждая фактами. заполнении рабочих  листов.   «Молодец. И осталось  нам в этом вопросе  выполнить последнее  задание. Для этого  обращаю Вас к  лабораторным листам.  Надпишите над каждой  ступенькой школьной  лестницы ее название, а  также переместите  стрелочкой вашего  школьника на ту ступень  образовательной  лестницы, которую сейчас занимаете Вы сами. Все  понятно? Тогда  приступаем к  выполнению. Давайте посмотрим, что  же у вас получилось.  Таким образом, мы с вами не только провели  сравнительно­ исторический анализ  российского образования,  но и показали, какие  ступени оно в себя  включает на уровне  школы.   Однако, существует  любопытный факт:  отличаясь по многим  параметрам от  образования прошлых лет, Работают в диалоге с  учителем. Умение вести  диалог на  основе  равноправных  отношений и  взаимного  уважения и  принятия. Воспринимают информацию на слух. современная школа все­ таки сохранила один  очень важный элемент,  как вы думаете, какой?  Это каникулы!  Пришедшие к нам из  Древнего Рима, где с  середины июля по конец  августа стояла такая  жара, что учиться было  просто невозможно,  каникулы существуют и  поныне. И сейчас я тоже  предлагаю Вам немножко  отдохнуть и устроить  лабораторную разминку.  А помогут нам в этом  представители  дошкольного  образования­маленькие  воспитанники детского  сада. Проводит лабораторную  разминку. Первичное закрепление Подводит к следующему  этапу исследования. На кране транслируется  клип «Солнышко», под  который ребята выполняют  соответствующие движения. нового знания. «Ну что ж, отдохнули?  Тогда предлагаю  продолжить лабораторное исследование. И у нас  осталась последняя, но  думаю, самая сложная  задача. И для того, чтобы  ее решить, предлагаю  посмотреть фрагмент  известного советского  мультфильма. Итак,  внимание на экран». «Как видим, герой  мультфильма не желает  учить уроки и был бы рад, если бы учебников,  тетрадей, школы да и  самого образования  вообще не было бы. А как  считаете вы? Нужно ли  человеку образование?» «Какие молодцы! Ну, раз  вы действительно так  защищаете школьное  образование, я хочу Вас  испытать: открываем  карточку №3. Перед Вами цитата известного  человека об одном из  известных школьных  предметов. Ваша задача в  течение 5 минут  Включение в систему знаний и умений Просматривают фрагмент  м/ф «В стране невыученных  уроков». Ориентация в  системе  моральных  норм и  ценностей Отвечают на вопросы  учителя. Достают из лабораторного  конверта последнюю  карточку с заданием,  знакомятся с ее  содержанием. Умение ясно,  четко  и  доказательно  формулирова ть  собственные  мысли  Излагать своё  мнение (в  монологе,  диалоге),  аргументируя  его,  подтверждая  фактами. Выбирать  средства  достижения  цели. Работать по  плану,  сверяясь с  целью Самостоятель Умение  анализировать,  Задание в  группе, ребусы но оценивать  правильность  выполнения  действия. строить  логические  рассуждения Предварительно обсудив в  группе задание, записывают  результат в рабочие листы. Зачитывают получившиеся  доказательства. Умение вести  диалог на  основе  равноправных  отношений и  взаимного  уважения и  принятия. Излагать своё  мнение (в  монологе,  диалоге),  аргументируя  его,  подтверждая  фактами. продумать 3 предложения, которые бы служили  доказательством того, что данный предмет  действительно нам  помогает в жизни, а  потому его нужно, важно  и полезно изучать.  Предложения  продумываете все вместе  в группе и затем  записываете к себе в  лабораторные листы,  после чего опять кто­то  один от группы выступит  с своим перечнем  доказательств. Задание  понятно? Приступайте к  выполнению. «Молодцы, ребята!  Спасибо за убедительные  доказательства. Теперь и  я верю вам, а не герою  мультфильма…Однако,  так думаем не только мы.  Значение, силу, важность  образования  подчеркивали во все  времена, все народы. Скажите, пожалуйста, а  что как нельзя лучше  отражает народную  мудрость?» «Совершенно верно! Это  пословицы и поговорки! И сейчас я предлагаю вам  вспомнить их, выполнив  очередное задание. Итак,  зарядка для ума – ребусы! Посмотрите  внимательно на доску­ перед вами 3 ребуса, в  которых зашифрованы  пословицы. 1 ребус­одной  команде. Ваша задача ее  расшифровать, назвать и  объяснить смысл. У вас 1  минута. Время пошло!» Отвечают на вопрос  учителя. Внимательно слушают  задание учителя. Разгадывают ребусы. Рефлексия Анализирует работу  учащихся на уроке.  Подводит к выводу. «Молодцы! Вы  замечательно поработали!  И мне хотелось бы в знак  важности и уважения к  Слушают учителя,  принимают сувенирные  «солнышки». Излагать своё  мнение (в  монологе,  диалоге),  аргументируя  его,  подтверждая  фактами. Умение вести  диалог на  основе  равноправных  отношений и  взаимного  уважения и  принятия;  умение  конструктивно  разрешать  конфликты Позитивная  моральная  самооценка Самооценка теме нашего  лабораторного  исследования подарить  вам вот эти солнышки, в  которых отражена  народная мудрость. Не  забывайте, ребята: земля  освещается солнцем, а  Человек знанием! Будьте  неутомимыми искателями и упорными добытчиками  знаний, растите и  совершенствуйтесь, и  тогда ваши знания из  простых глиняных  черепков непременно  предстанут по­ настоящему ценной  археологической  находкой!» Предлагает ученикам  самостоятельно оценить  свою работу на уроке. Ребята,  Вы сегодня очень  дружно и слаженно  работали, поэтому я  предлагаю вам самим в  каждой группе  определить, кто какой  оценки заслуживает в  силу своей  работоспособности на  уроке. Хорошо. Спасибо, ребята. А теперь оцените и нашу с вами работу в  Оценивают свою работу на  уроке, поднимая табличку с  той оценкой, которую  считают для себя  правильной. Умение  анализировать,  строить  логические  рассуждения Внимательно слушают  объяснение учителя.  Записывают домашнее  задание в дневник. Готовность и  способность к  выполнению  норм и  требований  школьной  жизни, прав и  обязанностей  ученика Домашнее задание лаборатории знаний: для  этого из конверта с  заданиями достаньте  последний реквизит к  уроку и выставите оценку  по 5­балльной шкале. Выводит на экран  домашнее задание,  объясняя алгоритм его  выполнения: «А наше лабораторное  занятие подходит к  своему завершению.  Откройте, пожалуйста,  дневники и запишите  домашнее задание. Ребята, мы рассмотрели  школу прошлого,  настоящего… а где же  школа будущего?  Предлагаю дома  придумать ее вам самим:  разработайте фасад  здания, расписание,  количество уроков,  классов, время урока и  т.д. Я вас не ограничиваю  ни в форме, ни в  материале. Можете  представить свою работу  в виде большого  группового проекта на  ватман­листе, а можете  просто написать в виде  сообщения в тетради. Кто знает, может именно ваша  школа станет настоящей в недалеком будущем! А я говорю Вам: Спасибо  за урок  и – до свидания!»

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"

Технологическая карта урока по теме "Образование в жизни человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2018