Белашина Ирина Васильевна ,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №5 имени С.М.Кирова
г. Ульяновска
Обобщающий урок по русскому языку в 5 классе
по теме: «Морфология. Орфография».
На языковом материале загадок, записанных Д.Н. Садовниковым.
Цели урока: 1. Проверить: а) умения видеть изученную орфограмму, применять соответствующее правило, алгоритм;
б) умение выполнять морфемный и морфологический разбор.
2. Продолжать работу над расширением словарного запаса, умением использовать в речи меткое, образное народное слово.
3. Воспитывать желание и интерес к дальнейшему знакомству с творчеством писателя -земляка Д.Н. Садовникова.
План урока:
1. Организационный момент. Сообщение целей урока.
2. Словарная работа.
3. Слово учителя о Д.Н. Садовникове. Сообщение учащегося. Просмотр презентации.
Осложненное списывание текста
4. Диктант – игра (проводится детьми).
5. Объяснительный диктант.
6. Письмо по памяти.
7. Работа над грамматическим заданием.
8. Подведение итогов.
I. Словарная работа.
Сборник (По словарю С.И.Ожегова. Книга, в которой собраны какие- нибудь произведения, документы)
II Сообщение учащегося о Садовникове, просмотр презентации «Собиратель русского фольклора»
Осложненное списывание.
Книга Д. Н. Садовникова "Загадки русского народа" зан...мает по...чётное место в ряду классических ...борников русск... народн... творч....ства. Это увл...кательная книга. В ней отр...зились п...этический взгля... народа его быт труд явления пр...роды мир ж...вотных.
Задание: Спишите, обозначьте орфограммы на месте пропусков, расставьте недостающие знаки препинания.
III. Диктант- игра с самопроверкой . (Повторение правописания согласных. Детям заранее даётся по I загадке, другие её не знают)
Все пишут только отгадки.
1. Сам Самсон, сам мост мостил,
Без топора, без клинья, без подклинья.
2. Лежит молчит, лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт.
3. Шёл долговяз, в сыру землю увяз.
4. Еду, еду,-
следу нету;
режу, режу-
крови нету.
5. Ни в огне не горит.
Ни в воде не тонет.
6. Маленький удаленький
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.
7. С земли встала- избой стала, и хозяин есть, да дома не живет
8. Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
9. Сто один брат,
Все в один ряд
Вместе связаны стоят.
10. Красна девица
Сидит в теплице,
А коса снаружи.
11. Маленький мальчик
Всем под ноги смотрит.
12. Щука в море,
Хвост на заборе.
13. Режут меня, вяжут меня,
Бьют нещадно,
Колесуют меня;
Пройду огонь и воду,
и конец мой - Нож и зубы.
После записи проверяют записанные отгадки с доски. ( Запись заготовлена на обратной стороне доски.)
Мороз, дождь, лодка, лед, гриб, стог сена, лошадь, изгородь, морковь, порог, ковш, хлеб.
IV. Работа с карточками у доски
Карточка № 1.
Задание : Обозначить условия выбора вставленных орфограмм. Выполнить морфологический разбор указанного слова.
Чёрн..нькая собач(?) ка
Св .. рнувшись л…жит;
(не) ла…т,
(не ) куса…т,
А в дом (не) пуска..т. Карточка № 2
Задание:
Вставить пропущенные орфограммы. Выполнить морфемный разбор указанных слов.
Над бабушкиной избушкой
В…сит хлеба кр..юшка,
С...баки лают,
А д…стать ( не ) могут.
V. В то время, когда двое учащихся работают у доски , класс пишет диктант. Объяснительный диктант с грамматическим заданием: графически объяснить орфограммы, выполнить морфемный анализ предложенных слов .
У наших ворот
Рассыпался горох:
Hи лопатой не сгрести,
Ни метлой не смести.
VI. Письмо по памяти. На доске записан текст.
Л...тит орлица
По син…му небу
Крылья ра…пластала
Солнышко з...стлала.
Задание: 1. Объяснить пропущенные орфограммы, расставить и объяснить знаки препинания, написать по памяти
2.Выполнение морфологического анализа слов по вариантам:
1) (по) синему
2)
распластала
3) солнышко
VII.Рефлексия
VШ. Подведение итогов урока. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Чем необычны загадки Д.Н.Садовникова»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.