Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа
8 кл
31.03.2018
В статье приведена технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях» для 8 класса, целью которого выступают развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, формирование толерантного отношения к себе и другим.
Ключевые слова: толерантность, конструктивный диалог, качество жизни, взаимодействие.
Психолого-педагогическое обоснование. В основной школе, в т.ч. 8 классе, важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности подросткового возраста. Подросток довольно серьезно может интересоваться техникой, искусством, психологией, философией и т.д. Этот интерес необходимо поощрять и подпитывать. С ребятами 8 класса можно спокойно рассуждать о смысле таких довольно абстрактных и потому сложных понятий, как «истина», «ложь», «цель», «долг», «ответственность», «сотрудничество», «эмоции» и множества других.
В подростковом возрасте человек учится понимать другого человека целиком: его характер, образ мыслей, ценности и пр. Подросток теперь может, как бы вживаться в другого человека. Из опыта понимания других людей подросток черпает новую пищу для понимания самого себя.
При этом развитие рефлексии и самосознания подростка как никакая другая сторона душевной жизни (по словам Выготского) зависит от культурного содержания среды: от развития общественной мысли, от бытующих установок, ценностей, традиций, этики и эстетики межличностных отношений.
Подросток постоянно сравнивает себя с взрослыми: родителями, учителями, знакомыми, известными людьми. Сравнивает себя и с литературными персонажами, героями фильмов. Чем дальше, тем чаще он приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой принципиальной разницы нет. Подросток все чаще требует, чтобы его больше не считали маленьким, чтобы соблюдали его права, которые равны правам взрослого.Ситуация: ребята и их родители озадачены вариантом проведения выпускного вечера после окончания 8 класса. Ученики не могут прийти к единому мнению. Сложились два варианта поведения: одни – предлагают, а другие от всего отказываются, потому что их варианты не устаивают.
Установка: Психологический смысл толерантных отношений состоит в том, что толерантныйчеловек настроен миролюбиво, его мышление открыто и готово принять существующие различия, его поведение многовариантно. Он заинтересован, хочет и умеет находить естественные или выстраивать искусственные пути для развития конструктивных взаимодействий с окружающимилюдьми.
Цель: развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми; формирование толерантного отношения к себе и другим.
Технологическая карта занятие1.doc
Беляева Ирина Ивановна
воспитатель, классный руководитель 8 «Б » класса МБОУ школыинтерната №1 г.Томска
Аннотация. В статье приведена технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях» для 8 класса, целью
которого выступают развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, формирование толерантного
отношения к себе и другим.
Ключевые слова: толерантность, конструктивный диалог, качество жизни, взаимодействие.
Психологопедагогическое обоснование. В основной школе, в т.ч. 8 классе, важно учитывать возрастные, индивидуальные и
психологические особенности подросткового возраста. Подросток довольно серьезно может интересоваться техникой, искусством,
психологией, философией и т.д. Этот интерес необходимо поощрять и подпитывать. С ребятами 8 класса можно спокойно рассуждать о
смысле таких довольно абстрактных и потому сложных понятий, как «истина», «ложь», «цель», «долг», «ответственность», «сотрудничество»,
«эмоции» и множества других.
В подростковом возрасте человек учится понимать другого человека целиком: его характер, образ мыслей, ценности и пр. Подросток
теперь может, как бы вживаться в другого человека. Из опыта понимания других людей подросток черпает новую пищу для понимания самого
себя.
При этом развитие рефлексии и самосознания подростка как никакая другая сторона душевной жизни (по словам Выготского) зависит
от культурного содержания среды: от развития общественной мысли, от бытующих установок, ценностей, традиций, этики и эстетики
межличностных отношений.
Подросток постоянно сравнивает себя с взрослыми: родителями, учителями, знакомыми, известными людьми. Сравнивает себя и с
литературными персонажами, героями фильмов. Чем дальше, тем чаще он приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой
принципиальной разницы нет. Подросток все чаще требует, чтобы его больше не считали маленьким, чтобы соблюдали его права, которые
равны правам взрослого.
Здесь как раз и находится благодатная почва для рождения в душе подростка мыслей и установок о равенстве всех людей
вообще. Именно в этом возрасте оформляются и закрепляются моральнонравственные убеждения человека.
Учитывая эти обстоятельства, педагогу важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий по заявленной тематике
создать комфортные условия для высказывания и отстаивания ребятами своей точки зрения, для принятия самостоятельных решений
и готовности нести за них ответственность.
Толерантность, т.е. готовностьпринять всех других людей такими, какие ониесть, и взаимодействовать с ними на основе согласия,
недолжна, сводиться к ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех
заинтересованных сторон. Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях» для 8 класса.
Ситуация: ребята и их родители озадачены вариантом проведения выпускного вечера после окончания 8 класса.
Ученики не могут прийти к единому мнению. Сложились два варианта поведения: одни – предлагают, а другие от всего
отказываются, потому что их варианты не устаивают.
Установка: Психологический смысл толерантных отношений состоит в том, что толерантныйчеловек настроен
миролюбиво, его мышление открыто и готово принять существующие различия, его поведение многовариантно. Он
заинтересован, хочет и умеет находить естественные или выстраивать искусственные пути для развития конструктивных
взаимодействий с окружающимилюдьми.
Цель: развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми; формирование
толерантного отношения к себе и другим.
УУД:
Личностные: научится делать моральный выборна основе социальных и личностных ценностей.
Познавательные: познакомится с понятием «качество жизни», «конструктивный диалог», способами достижения
бесконфликтного решения вопросов и проблем.
Коммуникативные: развить коммуникативные навыки обучающихся: выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация. Умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: развить навыки самоконтроля в ходе диалога и оценки своего состояния и самоощущения.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Индивидуальные анкеты. Этапы
урока
Деятельность педагога
Деятельность
учащихся
Методы и
приемы работы
Форма
организации
учебной
деятельности*
УУД
Приветствует обучающихся,
проверяет их готовность к
занятию
Наблюдение
Приветствуют
учителя,
проверяют свою
готовность к
занятию
Ф
.
и
н
а
г
р
О
1
ы
н
н
о
и
ц
а
з
т
н
е
м
о
м
й
согласно
этическим
Поведение
принятым
нормам (Л)
Настрой на работу (Р) Учащиеся
отвечают
Наблюдение,
проблемная
ситуация.
Мозговая атака
Учебное сотрудничество с
педагогом и сверстниками
(К)
Постановка и решение
проблем (П)
Целеполагание (Р)
Самоопределение (Л)
Смыслообразование (Л)
Ф
Педагог спрашивает ребят об
их мнении про выпускной,
фиксирует все мнения и идеи
ребят. Мнения не
комментируются, не
оцениваются. Высказывают
свое мнение лишь те, кто
этого хочет.
Педагог акцентирует
внимание ребят на множестве
мнений, предлагает поставить
цель занятия.
.
2
з
и
л
а
у
т
к
А
я
и
ц
а
н
т
к
е
ъ
б
у
с
о
г
о
а
т
ы
п
о
с
х
и
щ
а
ч
у
.
я Слушание собеседника (К)
Понимание на слух (К)
Анализ ситуации (П)
Умение сделать выводы (П)
Анализ
собственного
эмоционального состояния в
ходе
прослушивания
материала (Р)
Учащиеся
слушают
Объяснение,
рассказ,
демонстрация
Педагог акцентирует
внимание учеников на
нравственно
психологических аспектах
общения.
Качество жизни человека во
много определяется его
отношением к жизни и к
различным жизненным
ситуациям.
Чтобы человек не делал,
количество добра в мире
должно увеличиваться,
поэтому в ответ на грубость,
например, лучше промолчать,
чем ответить грубостью.
Люди живут в мире не для
того, чтобы соответствовать
чьимлибо ожиданиям.
Человек свободен.
Но если уже люди живут
рядом или делаю общее дело,
то должны друг другу то, о
чем договорились. Поэтому
важно уметь договариваться.
Конструктивный диалог –
это, в первую очередь,
разговор по существу, т.е. в
нем нет места обсуждению
личности участников Обсуждение в
группах
Наблюдение,
проблемная
ситуация,
практическая
работа,
обсуждение
Педагог предлагает ребятам
разбиться на группы по 78
человек и обсудить варианты
проведения выпускного.
В процессе обсуждения
ребята могут переходить из
одной группы в другую.
Основное правило –
попытаться придерживаться
правил конструктивного
диалога (правила на
интерактивной доске)
Г
.
4
н
ч
и
в
р
е
П
я
а
а
к
р
е
в
о
р
п
н
а
м
и
н
о
п
и
я
и
е
л
п
е
р
к
а
з
е
и
н
н
н
е
д
й
о
р
п
о
г
о
л
а
и
р
е
т
а
м
а
партнером
этическая
Работа в группе (К)
Постановка и решение
проблем (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие
с
(К)
Самоопределение (Л)
Самооценка (Л)
морально
ориентация (Л)
Контроль эмоционального
собственного состояния (Р)
Осознанное и произвольное
построение
речевого
высказывания (П)
Активное слушание (К)
Применение новых знаний
(П)
Умение дополнять
уточнять
мнения по существу (Р)
Осуществление
взаимоконтроля (Р)
Эмпатия как понимание
чувств других людей и
сопереживание им (Л)
и
высказанные .
5
л
о
р
т
н
о
К
и
ь
т
н
о
к
о
м
а
с
.
ь
л
о
р
.
6
с
к
е
л
ф
е
Р
.
я
и
Педагог предлагает ребятам
заполнить анкеты***
В ходе заполнения ребята
должны проанализировать
изменилась ли их точка
зрения, понимают ли они
точку зрения других лучше?
Ученики
заполняют
индивидуальные
анкеты
Самостоятельна
я работа,
анкетирование
Проблемное
обучение
Ученики
отвечают на
вопросы
Наблюдение,
рефлексия,
контроль
Педагог просит вспомнить,
какие цели и задачи ставил
каждый перед собой в
течение занятия.
Организует рефлексию –
задает вопросы:
Чувствует учащийся себя
лучше или хуже, применяя
новые знания, считает ли он,
что качество его жизни
может стать лучше?
Помогают ли приемы ведения
конструктивного диалога»
бесконфликтно решать
проблемы?
Педагог обобщает сказанное.
Благодарит учащихся за
работу.
Принятие и сохранение
учебной цели (Р)
Самоконтроль (Р)
Анализ ситуации (П)
Морально
ориентация (Л)
Самоанализ (Л)
этическая
Понимание причин успеха в
решении
конфликтных
ситуаций (Л)
Принятие и сохранение
учебной цели (Р)
Самоконтроль (Р)
Анализ ситуации (П)
Самоанализ (Л)
И
Ф Ученики
озвучивают свое
мнение
Наблюдение
Педагог предлагает ребятам
попробовать применить
приемы ведения
конструктивного диалога в
общении с близкими в семье.
Спрашивает мнение учеников
по этому поводу.
Ф
.
7
е
н
ш
а
м
о
Д
е
и
н
а
д
а
з
е
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками
(К)
Постановка и решение
проблем (П)
Целеполагание (Р)
Самоопределение (Л)
Смыслообразование (Л)
Понимание причин успеха в
решении
конфликтных
ситуаций (Л)
Осознанное и произвольное
построение
речевого
высказывания (П)
Морально
ориентация (Л)
этическая
* Форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г –
групповая).
**Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители
деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали
распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды
привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
— Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их
моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы
позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны? Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда
повернулся к ним:
— Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда
мы будем возвращаться.
Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую.
Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и
манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А
теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня,
они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти
фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я
спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»
Один человек из толпы сказал:
— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
Будда улыбнулся:
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от
тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши
оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.
***
Анкета учащегося
Фамилия Имя
Где (как?) я хочу отметить выпускной
Сколько ребят разделяют мою точку зрения
Что я готов сделать для организации праздника
Мне кажется, что большинство ребят хотят выпускной
где? (как?) Литература
1. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями //
ФГОС Управление начальной школой № 12/2011
2. Обухова Л.
Ф.
Детская (возрастная) психология.//
Электронная библиотека RoyalLib.Com.
http://royallib.com/read/obuhova_l/detskaya_vozrastnaya_psihologiya.html#0
3. Столганова Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М. :
Педагогическое общество России, 2006.
4. Учимся толерантности : метод. пособие для провед. классных часов, бесед и тренинговых занятийс учащимися 711
кл. М. : Аркти, 2007.
5. Шуманская Т.З. Воспитание толерантности – основа эффективных межкультурных коммуникаций. //
Педагогическое образование а России. 2013. № 4
Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Технологическая карта внеклассного занятия «Толерантность в отношениях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.