ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Дёмина Е.Е.
Предмет: окружающий мир
Класс: 2 (УМК «Перспектива»)
Тип урока: открытие нового знания
Тема |
Как разные животные готовятся к зиме |
Цель |
Помочь изучить особенности жизни разных животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; учить находить в тексте информацию о способах подготовки животных к зиме. |
Задачи |
Образовательные: Развивающие: Воспитательные: |
УУД |
Регулятивные УУД: -развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражение, самопрезентации, рефлексии, развитие критического мышления, -формирование познавательной цели, -умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные УУД: -планирование конечного результата, определение целей, функций участников, распределение ролей, -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, -умение осознанно и правильно строить высказывание, -оценка действий всех участников процесса, умение работать в команде; Познавательные УУД: -формирование и развитие памяти, -поиск и выделение информации, -моделирование и проектирование по теме занятия, -формирование умений проводить анализ и синтез, -формирование умений сравнивать и сопоставлять, -построение логической цепи рассуждения, -установление причинно-следственных связей. |
Планируемые результаты |
Личностные: -понимание нравственного смысла и красоты старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; -осознание необходимости эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности. Метапредметные: Познавательные: -поиск и выделение нужной информации, анализ ее; - умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; - сравнение и группировка предметов по заданному признаку; - поиск ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: - принятие учебной задачи, сохранить ее, действие в соответствии с ней; - работа по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; - формулировка вопросов (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценка сложившейся учебной ситуации; - оценка своим действиям, результата. Коммуникативные: - оформление своей мысли в устной речи, высказывание своей точки зрения, грамотное формулирование высказываний; - сотрудничество с одноклассниками, умение договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение. Предметные: -знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет; -устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; -узнавать изучаемых животных по описанию. |
Основные понятия |
спячка, линька |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, русский язык |
Форма проведения |
урок-исследование |
Ресурсы |
-компьютер, проектор; -раздаточный материал; -наглядные пособия; -энциклопедия, справочный материал; -аудиозапись «Ноябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского; -презентационные материалы. |
Формы организации познавательной деятельности |
фронтальная,
парная, групповая |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Организационный момент |
||
1 . Игра-приветствие «Здравствуй!» Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: -желаю (большой) -успеха (указательный) -большого (средний) -во всем (безымянный) -и везде (мизинец) -удачи тебе на уроке! (рукопожатие) - И я желаю вам всем удачи на уроке, уверена, у вас все получится, и урок у нас получится непременно увлекательным и интересным. |
|
Коммуникативные: общение в группе
|
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. |
||
Сегодня мы с вами работаем в группах. Поэтому, перед работой давайте повторим правила работы в группах
Проверка домашнего задания Под музыку Чайковского
«Времена года. Ноябрь» читаю стихотворение И. Мазнин (Слайд 3) - О каком времени года говориться в стихотворении? - Какие признаки осени вы услышали?
На прошлом уроке мы говорили о птицах. На экране птиц. -Игра «Найди лишнее» (Слайд 4) - Как называются эти птицы?
Продолжи фразу : -Птицы, которые проводят зиму у нас называются…
-Назовите зимующих птиц нашего края? -Какую помощь можем мы оказать зимующим птицам? -Чем можно кормить птиц? |
(Слайд 2) · Работать дружно, · Быть внимательными друг к другу. · Быть вежливыми, · Не отвлекаться, · Не мешать друг другу.
-Об осени - Северный ветер срывает с деревьев листву, короткие дни, похолодания.День короткий, солнце светит мало
-Лишние - ласточки. Это перелетные птицы. Они каждую осень улетают в теплые края. С приходом осени становится все меньше и меньше корма. Зимой многие птицы совсем не смогли бы прокормиться.
-Птицы, которые проводят зиму у нас называются зимующие.
-Воробьи, дятел, вороны, сороки, синицы -Сделать кормушки, повесить их в школьном дворе и подкармливать. Семечками, зерно, а для синичек можно повесить кусочек свежего сала. |
Регулятивные: повторение правил работы в группах, высказывание своих ожиданий от урока.
Личностные: проявление интереса к данной теме, выделение общих признаков, классификация.
Познавательные: повторение раннее изученного материала |
III. Самоопределение к деятельности Цель этапа: включить детей в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность |
||
- Мы повторили, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением холодов, вспомнили о птицах, перелетных и зимующих, решили помочь им перезимовать. Постановка проблемного вопроса Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных». (Слайд 5) - Как вы думаете, почему я предложила вашему вниманию эти музыку? - О ком сегодня будем вести разговор? - Какие опознавательные признаки отличают зверей друг от друга? Сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование, и выступить в роли настоящих ученых. А кто такие ученые? Прежде, чем приступить к исследованию, ученые должны определить объект исследования.
- Так что же будет являться объектом нашего исследования? -Как вы думаете, меняется жизнь диких животных с приходом холодов? - Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? - Как будет звучать тема нашего урока? |
-Это заставка к передаче «В мире животных»
- О животных. -Тело покрыто шерстью, четыре конечности, рождение живых детенышей, вскармливание их молоком. - Высококвалифицированный специалист в области какой-л. науки. У. с мировым именем. Видный, знаменитый у. Учёный-физик. Учёный-биолог. Заслуга учёных в чём-л. («Словарь русского языка» С.И.Ожегов)
- Дикие животные - Да.
-Как животные готовятся к зиме. Как разные животные готовятся к зиме.
|
Личностные: включение в деятельность личного опыта учащихся Регулятивные: высказывание своих ожиданий от урока Познавательные: повторение раннее изученного материала |
IV.Реализация проекта Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи |
||
Предлагаю работать в группах. Для того чтобы продолжить работу необходимо собрать картинку- пазл из конверта на вашем столе и выделить объект своего исследования. Можете воспользоваться справочной литературой и учебником. 1группа Прочитайте на с. 98 (учебник) первый абзац и устно ответьте на вопросы
2 группа Прочитайте в учебнике 2 абзац на с.98-99 и ответьте на вопросы.
3 группа 1. Какие животные запасают корм на зиму? 2. Какие не запасают?
Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма. (Слайд 10) - Обратите внимание на то, как животные готовятся к зиме? - Узнали мультфильм? - Какие животные встретились вам в мультфильме? - Как они готовятся к зиме? - Каких ещё знаете животных, которые делают запасы на зиму? (Слайд 11)
4 группа 3 абзац 1.Какие звери на всю зиму укладываются в спячку? 2.Кто вниз годовой спит? С 100 учебника
Физминутка
|
(Слайд 6) Лягушки, жабы, змеи, ящерицы на зиму залегают в спячку. Некоторые лягушки зимуют на дне водоёмов. Дышат они при этом кожей.
(Слайд 7) Заяц-беляк летом серый, а зимой белый. Белка летом рыжая, а зимой - серый (Слайд 8) -Мех горностая летом красновато-бурый на спине и боках, а на груди и брюхе – желтовато – белый. Зимой весь мех чисто белый, лишь кончик хвоста остаётся чёрным. Это очень важно для зверьков. Они зимой будут незаметны на снегу.
Подготовленные дети показывают инсценировку Выбегает зайчонок: -Целый день я бегал по лесу, повидал много нового, интересного, чего летом никогда не видывал. Но звери и птицы меня не замечают - о чем-то хлопочут, что-то делают. Появляется белочка с грибами. Заяц: -Зачем белочка, ты рвешь грибы и вешаешь на сучки? Белка: -Как зачем? Скоро зима придет, все кругом покроет снегом, тогда трудно будет найти еду. Вот я и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях грибы. Собираю в дуплах орехи и желуди. А ты, зайчик, разве не запасаешь на зиму еду? Заяц: Нет, я не умею этого делать. Мама зайчиха меня не научила. Белка: Плохи твои дела. Тогда утепли хоть получше свое гнездо, заткни мхом все щели. Заяц: Да и гнезда у меня нет. Я сплю под кустом, где придется.
-Дюймовочка -Полевая мышь и крот. Делают запасы на зиму зерна, орехи, желуди.
На зиму не делают запасы лоси, кабаны, волки лисы. Они и так найдут себе корм
(Слайд 12) Эти животные не просыпаются, чтобы поесть. Они могут проснуться от потепления или если почувствуют опасность К зиме барсук сильно жиреет, натаскивает в норку массу листьев и делает большой запас пищи. Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нем он и залегает в спячку до весны. (Слайд 13) Спит зимой и медведь. Поздней осенью он выбирает в лесу глухой уголок, где много упавших деревьев, и там устраивает себе берлогу. (Слайд 14) Летучая мышь |
Познавательные: уметь представить подготовленную информацию. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью, контролировать свое поведение. Коммуникативные: развитие умений работать в группах, распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе, строить понятные для партнеров высказывания, адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; формулировать речевое высказывание |
V. Первичное закрепление знаний Цель этапа: использование полученной информации для представления результата деятельности |
||
|
Работа в парах. Проверка (Слайд 15)
|
Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: вести учебный диалог Личностные: проявляют интерес к изученной теме |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: умение анализировать полученную информацию и применять ее на практике самостоятельно |
||
Работа в рабочих тетрадях как вы усвоили новую тему.
Работа в паре с. 59 №2 |
Индивид. работа РТ с.59 №2. Самопроверка (Слайд 16)
с. 59 №2 Взаимопроверка.
|
Познавательные: знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет; Регулятивные: выполняют учебное действие в соответствии с планом; выполняют взаимопроверку учебного задания |
VII. Рефлексия |
||
Закончите предложения: - Теперь я знаю, что…. - Скажите, ответили ли мы на вопросы, которые волновали вас перед уроком? |
Лягушки, жабы, ящерицы и змеи осенью впадают в спячку Звери линяют, меняя летнюю шерсть на зимнюю. Одни звери запасают на зиму корм, другие засыпают в удобных укрытиях. |
Личностные: оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. |
Задание на дом: с. 58- 59(р.т.), с.98-101(у) |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.