"Технологии уровневой дифференциации на уроках математики в старшей школе"

  • Занимательные материалы
  • pptx
  • 26.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья посвящена основным аспектам уровневой дифференциации.
Иконка файла материала Технологии_уровневой_дифференциации_на_уроках_математики_в (1).pptx

Технологии уровневой дифференциации на уроках математики в старшей школе

Учитель математики
МАОУ СОШ №111
Киселёва Юлия Борисовна
Г. Краснодар

Что я могу?

Что я хочу?

Что я знаю?

Кем быть?

Каким
быть?

Внутренняя (уровневая) дифференциация

– это технология обучения в одном классе детей с разными способностями и потребностями, а не разделение учащихся на классы по уровням;
- совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учётом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований.

Виды дифференциации

Критерии формирования групп учащихся

Этапы процесса организации учителем внутриклассной дифференциации

Определение критерия формирование групп (первичный – уровень обучаемости).
Проведение диагностики.
Распределение по группам на основании результатов диагностики.
Выбор способов дифференциации разработка разноуровневых заданий для групп.
Реализация дифференциального подхода на разных этапах урока.
Диагностический контроль за результатами обучающихся, на основании которых возможна смена состава групп и уровня заданий.

Формы внутриклассной дифференциации:

задание разного уровня сложности;
дозирование помощи учителя;
уровневый дифференцированный подход.

Уровни сложности математических заданий

Проверочная работа (пример) «Логарифмические уравнения»

Уровневая дифференциация позволяет обучение учащихся одного класса на трёх уровнях:

I базовый – определённый программой и учебником, минимум знаний и умений, достижения которого обязательно учащимся всех типологических групп.
II повышенный – содержит некоторые, выходящие за рамки программы и учебника, дополнительные знания и формирует прочные умения по применению этих знаний в различных ситуациях.
III - высокий - дополнительные сведения, углубляющие знания по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.

Каждому уровню соответствуют требования к действиям учащихся

I уровень
показывать
называть
опознавать
распознавать
узнавать
давать определения
решать типичные задачи и примеры

II уровень
измерять
объяснять
соотносить
работать по схеме
характеризовать
сравнивать
решать задачи u примеры

III уровень
составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;
выделять признаки;
анализ;
решать задачи профильного уровня.

Преимущества и актуальность разноуровневого обучения

убирает шаблоны и формализм в преподавании;
повышает интерес к предмету;
развивает логическое мышление;
повышает вычислительные навыки;
даёт возможность изучения предмета на нужном уровне;
повышает культуру речи;
уменьшает нагрузку на учащихся при подготовке к обучению в разнопрофильных вузах;
получение каждым учащимся нужного именно ему содержания обучения;
устраняет страх перед оцениванием, неудовлетворенность результатами своей деятельности.

Этапы подготовки к выбору уровня обучения старшеклассников

рассказать о сложности каждого задания и дать совет, какое задание рационально выбрать;
довести сложность заданий, а выбор оставить за учащимся;
ученики сами оценивают сложность и делают самостоятельный выбор. 

Целевыми ориентациями уровневой дифференциации являются:

обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, потребностей согласно выбранного профиля дальнейшего обучения выпускников;
адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

МОГУ!

ХОЧУ!

ЗНАЮ!

Это способствует:

повышению самооценки;
развивает уверенность учащихся в своих возможностях;
сохраняет индивидуальность каждого молодого человека;
учащиеся несут большую ответственность за своё образование.

“В школе нельзя всему научиться — нужно научиться учиться.”
Всеволод Мейерхольд

Литература

1. Аввакумова И.А. Обобщающее повторение в школьном курсе
планиметрии в условиях уровневой дифференциации учащихся.
Дисс…канд.пе. наук. Екатеринбург, 2015. 191с.
2. Аввакумова И.А., Липатникова И.Г., Потапова Г.В. Практикум по
теории и методике обучения математике. Екатеринбург, 2003. 129 с.
3. Аввакумова И.А., Потапова Г.В., Семенова И.Н., Слепухин А.В.
Реализация дифференцированного подхода при изучении школьного курса математики в системе развивающего обучения: Учеб-метод. Пособие / Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2002. 118 с.
4. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
М. : Просвещение,1982. 192 с