Педагогические проблемы
— при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены; — при проверке тетрадей — большая трата времени, а ученика интересует оценка; — безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка ко лжи; — регулярная самостоятельная работа не проводится; — низкая контролируемость результатов деятельности учащихся; — плохая обратная связь; — сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию; — нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока; — дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;
— эффективность индивидуальной работы сводится на нет; — психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающее падение веры в собственные силы; — нежелательная работа со слабыми учениками после уроков; — ежедневные перегрузки учителя; — не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок, страх за невыполнение программы, ориентация на среднего.
Цель и сущность технологии
Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности;
в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Основная сущность технологии
Заключается в одновременной работе учителя по:
- управлению самостоятельной работой всех учащихся;
- работе с отдельными школьниками — индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
Структура адаптивной школы:
Уроки по расписанию;
занятия по индивидуальной адаптации;
развивающие занятия;
занятия по социально-нравственной адаптации (классные часы, занятия с психологом);
занятия художественного типа;
включение учащихся в школьную систему самоуправления.
Критерии урока в адаптивной школе:
активная мыслительная деятельность каждого учащегося в течение всего урока;
обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
мотивация познавательной деятельности учащегося;
обеспечение рефлексии и самоконтроля, учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;
наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке;
оценка уровня усвоения полного знания (все ученики получают на уроке отметки);
главная цель - развитие интеллекта.
Первый этап технологии
изменения структуры урока.
объяснение нового материала 5-7 мин.
Затем учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит его выполнить в классе.
Сам учитель в это время осуществляет индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания. Учащиеся работают самостоятельно основное время урока! Учитель наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками.
Схематически это изображается так:
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально
Учащиеся работают самостоятельно
В конце урока учитель обходит всех учащихся, оценивает их достижения, высокие результаты выполнения оценивает вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности. В конце урока учитель обходит всех учащихся, оценивает их достижения, высокие результаты выполнения оценивает вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности.
На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. На первом этапе учитель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Для индивидуальной работы учащихся он готовит многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик имеет право самостоятельного выбора задания.
Второй этап технологии
Организуется взаимоконтроль учащихся. При этом экономится время, есть помощь учителю. Учащиеся обмениваются тетрадями с сидящим рядом или слушают друг друга. У них есть инструкции по проверке и учету ошибок и т.п.
Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.
Реализуя АСО, учитель работает в двух направлениях:
Обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними;
Работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников
«+» и «–» в использовании АСО
Временные затраты на подготовку заданий на первом этапе .
Поддерживается здоровье учащихся.
Заставляет думать и работать не только сильного, но и слабого ученика, так как задания даются с адаптацией и каждый ученик работает со своей индивидуальной скоростью.
На уроках учащиеся овладевают приемами самостоятельной работы, учатся слушать партнера и оценивать себя и одноклассников.
Влияет на формирование практических умений учащихся;
Увеличивается количество времени для индивидуальной работы учителя на уроке с учениками , которые нуждаются в помощи учителя.
Увеличивается накопляемость оценок на уроках.
Вывод
В условиях адаптивной системы обучения (АСО) обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать— это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.