В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход.
ФГОС ставит перед учителями новые задачи, поэтому каждому учителю нужно не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.
Системно-деятельностный подход
изучение специфики работы с интеллект-картами на уроках в начальной школе и подтверждение эффективности их использования на уроках математики.
Цель исследования
Дать определение понятию "интеллект-карта";
Обобщить и систематизировать полученную информацию о специфике работы с интеллект-картами и выявить методы и приёмы, используемые при работе с интеллект-картами.
Систематически применять интеллект карты на уроках математики
Выявить положительную или отрицательную динамику использования интеллект карт.
Задачи исследования
Создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.
Он обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.
Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме.
Метод интеллект-карт
- запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.
Этот метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое.
Метод интеллект-карт – это
Правила создания интеллект-карт
* Бумагу (формат А 4) располагайте перед собой только горизонтально и старайтесь все слова на вашей карте располагать тоже горизонтально.
* Читать интеллект-карту надо с правого верхнего угла по часовой стрелке.
* Для создания карт используйте только цветные карандаши, маркеры и т. д.
* Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
* Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
* Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. соединяются с главными ветвями. Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
* Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
* Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово(максимум два), не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации.
* Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
* Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
* Делайте свою карту, как можно интереснее.
* Играйте размерами букв, толщиной линий и масштабами графики.
* Заполняйте так, чтобы было с первого взгляда ясно, что представлено на рисунке,
чертите стрелки, когда нужно показать связи, комбинируйте цвета.
На уроке открытия новых знаний карта заполняется в течение всего процесса исследования.
Во время систематизации и обобщения знаний дети получают карты лишь с несколькими ключевыми словами, а чаще с одним главным словом, затем заполняют их.
На этапе контроля знаний работают по индивидуальным картам разного уровня.
Детям, испытывающим трудности в процессе обучения, даются карты со словами помощниками.
Работать с картами памяти можно на каждом этапе урока.
рисование карты,
дополнение недостающих сведений,
анализ и исправление допущенных ошибок (индивидуально или коллективно),
воспроизведение пройденного материала,
составление карты по готовой схеме,
индивидуальный опрос,
составление карты памяти по тексту (окружающий мир),
по индивидуальным опорам и правилу в учебнике (русский язык),
воспроизведение ранее составленных карт.
Приёмы работы с использованием интеллектуальных карт
С помощью карт памяти дети легче запоминают и классифицируют информацию. На уроках окружающего мира систематизировать материал помогают карты по темам: «Отрасли промышленности», «Круговорот веществ», «Дорожные знаки», «Разнообразие растений», «Разнообразие животных», «Природные зоны», и т.д..
На уроках окружающего мира
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.