ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Как организовать пространство, в котором дети могут визуализировать свои идеи, мысли и гипотезы. Каким образом сделать детское планирование видимым. Запоминающимся, побуждающему к исследованию и применению результата. Поиск привел к эффективному и действенному методу под названием интеллект-карта. Это универсальный метод графического выражения процессов восприятия. Который помогает обрабатывать запоминать информацию. Решать творческие интеллектуальные задачи. Это инструмент развития памяти и мышления. Создание интеллект – карт помогает развитию у ребенка ассоциаций. Мыслей и идей.
Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко. Интеллектуальные карты (mind maps) придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д.
Что же такое интеллект-карта? Интеллект-карта (или «карта ума») - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление. Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам.
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.
С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи: развитие быстрого восприятия и запоминания повышение мотивации грамотное планирование решения задачи формирует упорядочение мыслей рост достижение успеха экономия времени Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.
Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно: повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе; развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности; скорректировать знания; активизировать самостоятельную деятельность воспитанников. выявить причины затруднений изучить личность
Преимущества метода интеллект-карт: Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.
Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.
Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше: ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно; педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации
Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что заинтересовавшись проблемой использования метода интеллект – карт на занятиях с дошкольниками, я задумалась, как сделать данный метод достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт.
Как правильно делать интеллект-карту?!
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:
Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово. Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт можно добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов.
Заключение интеллект-карт в такой поисково-исследовательской деятельности может продлиться не один день. Простой детский вопрос: «Почему шарик прилипает к одежде», может определить тему целой недели. В течение недели, а то и больше, дети обращаются к интеллект-картам, чтобы рассказать о своих результатах и увидеть результаты своих друзей. С помощью интеллект-карт дети рассказывают о своих исследованиях родителям, педагогам и своим друзьям.
Карта – это помощник и на этапе презентации исследования. Дети видят перед собой длительные образы. Помогающие воспроизведению этапов проекта и у них возникает желание рассказать о том, что наглядно и понятно.
Умение слышать ребенка, недирективная помощь, развивающий диалог и поддержка детской инициативы со стороны педагогов делают эту технологию надежным помощником в развитии у детей ключевых навыков XXI века.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.