«Технология лэпбук и её практическое применение в педагогической деятельности».
"Чудо - папку открываю, все что знаю, вспоминаю."
Каждый учитель на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями при подготовке к ВПР. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.
Хочу сразу заметить, что мы всегда составляли с детьми карточки-подсказки по разным предметам. Но это была разрозненная информация, не дающая представления детям о чёткой структуре и взаимосвязи изучаемого материала. Хотелось же, чтобы информация «по полочкам» была разложена в голове каждого из моих учеников.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено.
Среди различных способов достижения этой цели на своих уроках я стала использовать лэпбук.
Что такое лэпбук? Лэпбук– в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая папка, которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка, самодельная интерактивная папка с кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов в любой форме по какой-то теме
. Зачем он нужен?
Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Почему лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в семье.
5. Это очень интересно!
Значение методического пособия для педагога:
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение методического пособия для ребенка:
- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме. В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими руками книжку.
Лэпбук я использую как на уроке (если позволяет тема и время), организовав работу по группам, парам, индивидуально. Так же задаю в качестве творческого домашнего задания. Хотелось бы отметить тот момент, что приятно наблюдать, когда во время перемены, обучающиеся берут лэпбук по интересующей их теме, и занимаются с ним самостоятельно.
Работая с данным пособием, я пришла к выводу, что данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. И как раз, создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И, как правило, одного урока или вне учебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.
Особенности:
Работая индивидуально, один обучающийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.
2. Минусы: - время для создания лэпбука (краткосрочный проект, так и долгосрочный, все зависит от выбранной темы исследования, многих качеств обучающегося).
Заключение.
Я считаю, что создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая обучающимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.
. Чтобы заполнить эту папку, ребёнку нужно будет выполнить определённые задания, провести наблюдения, изучить предложенный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать обучающимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Хочу закончить словами Ричарда Брэнсона: «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.