Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
1 кл—6 кл
19.01.2017
Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № курс русского языка изучается в образовательной области «Филология» в объёме 5 часов в неделю. Общий объем учебного времени в 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
2.рус.яз.doc
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно­ правовых и инструктивно­методических документов:            Федеральный Закон № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования     (приказ   Министерства   образования   РФ   от   06.10.2009   г   .   №   373   «Об утверждении   и   введении   в   действие     федерального   государственного   стандарта начального общего образования»);  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года регистрационный №22540).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   06   октября   2009   года   №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года регистрационный №26993).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным программам   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   общего   образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2013 года регистрационный №30067).  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г.№ 253 «Об утверждении федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при   реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;   Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении изменений   в   федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189   от   29.12.2010   «Об   утверждении   СанПин   2.4.2.2821   ­10   «санитарно   – эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях»;  Примерная основная  образовательная программа начального  общего образования по  учебным предметам; Авторская   программа   «Русский   язык.1­4   классы»  (В.Г.Горецкого,   В.П.Канакиной)  в рамках    образовательной  системы «Школа России»; на 2015­2016 учебный год (Приказ № 158 от 17.08.2015 г.)  Учебный план МБОУ СОШ №   ООП НОО МБОУ СОШ №    ­ I ступень обучения ;  Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ СОШ №   (Приказ № 121 от 30.05.2015 г.) I.Пояснительная записка         Содержание   предмета   направлено   на   формирование   функциональной   грамотности   и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.            Курс состоит из двух блоков: «Русский язык. Обучение письму» и «Русский язык». Основными целями блока «Русский язык. Обучение письму» являются: формирование основ элементарного графического навыка; развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря; осуществление грамматико­орфографической пропедевтики. Изучение   русского   языка   в   начальных   классах   —   первоначальный   этап   системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково­символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности. Программа   определяет   ряд   практических  задач,   решение   которых   обеспечит   достижение основных целей изучения предмета: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; формирование   у   младших   школьников   первоначальных   представлений   о   системе   и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; воспитание позитивного эмоционально­ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности   к   сохранению   его   уникальности   и   чистоты;   пробуждение   познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. II.Общая характеристика учебного  предмета 2 Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»  основных задач образовательной области «Филология»:   формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии  языкового и культурного пространства России; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;  развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств;  развитие способностей к творческой деятельности.     Рабочая программа определяет ряд практических  задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;  •  формирование  у  младших  школьников  первоначальных  представлений   о системе  и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; •  формирование   навыков   культуры   речи   во   всех   её   проявлениях,   умений   правильно писать   и   читать,   участвовать   в   диалоге,   составлять   несложные   устные   монологические высказывания и письменные тексты; •  воспитание   позитивного   эмоционально­ценностного   отношения   к   русскому   языку; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Курс   русского   языка       начинается   с   обучения   грамоте,   которое   направлено   на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений,   обогащение   и   активизацию   словаря,   совершенствование   фонематического   слуха, осуществление   грамматико­орфографической   пропедевтики.   Задачи   обучения   грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание   обучения   грамоте   обеспечивает   решение   основных   задач   трёх   его   периодов: добукварного   послебукварного (заключительного). (подготовительного),  букварного  (основного)   и Добукварный  период   является   введением   в   систему   языкового   и   литературного образования.   Его   содержание   направлено   на   создание   мотивации   к   учебной   деятельности, развитие   интереса   к   самому   процессу   чтения.   Особое   внимание   на   этом   этапе   уделяется выявлению   начального   уровня   развитости   устных  форм   речи   у  каждого   ученика,   особенно слушания   и   говорения.   Стоит   и   другая   задача   —   приобщение   к   учебной   деятельности, приучение к требованиям школы.  Введение   детей   в  мир   языка   начинается   со  знакомства   со   словом,   его   значением,   с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно­речевых ситуациях, с различения  в слове  его содержания  (значения)  и формы  (фонетической и  графической).  У первоклассников   формируются   первоначальные   представления   о   предложении,   развивается фонематический   слух   и   умение   определять   последовательность   звуков   в   словах   различной звуковой   и   слоговой   структуры.   Они   учатся   осуществлять   звуковой   анализ   слов   с использованием схем­моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных звуках, изучаются первые   пять гласных   звуков  и  обозначающие  их  буквы.  На  уроках письма   дети  усваивают требования   к   положению   тетради,   ручки,   к   правильной   посадке,   учатся   писать   сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.  Содержание  букварного  периода охватывает изучение первых согласных  звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его 3 механизма. Ученики осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами­слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный  (заключительный)  —   повторительно­обобщающий   этап.   На   данном этапе   обучения   грамоте   осуществляется   постепенный   переход   к   чтению   целыми   словами, формируется   умение   читать   про   себя,   развиваются   и   совершенствуются   процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся   знакомятся   с   речевым   этикетом   (словесные   способы   выражения   приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам   фонетики,   лексики   и   грамматики   идёт   параллельно   с   формированием коммуникативно­речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот   период   дети   начинают   читать   литературные   тексты   и   включаются   в   проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит  осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.  После   обучения   грамоте   начинается   раздельное   изучение   русского   языка   и литературного чтения.  Систематический   курс   русского   языка   представлен   в   программе   следующими содержательными линиями: •  система   языка   (основы   лингвистических   знаний):   лексика,   фонетика   и   орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);  • орфография и пунктуация;  • развитие речи.  Содержание   курса   имеет   концентрическое   строение,   предусматривающее   изучение одних   и   тех   же   разделов   и   тем   в   каждом   классе.   Такая   структура   программы   позволяет учитывать   степень   подготовки   учащихся   к   восприятию   тех   или   иных   сведений   о   языке, обеспечивает   постепенное   возрастание   сложности   материала   и   организует   комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.  Языковой   материал   обеспечивает   формирование   у   младших   школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом их возрастных особенностей,   а   также   способствует   усвоению   ими   норм   русского   литературного   языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.  Рабочая программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В   программе   выделен   раздел   «Виды   речевой   деятельности».   Его   содержание обеспечивает ориентацию обучающихся в целях, средствах и значении различных видов речевой деятельности   (слушания,   говорения,   чтения   и   письма).   Развитие   и   совершенствование   всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь,   анализировать   свою   и   оценивать   чужую   речь,   создавать   собственные   монологические устные   высказывания   и   письменные   тексты   в   соответствии   с   задачами   коммуникации. Включение   данного   раздела   в   программу   усиливает   внимание   к   формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников. Содержание   систематического   курса   русского   языка   представлено   в   программе   как совокупность   понятий,   правил,   сведений,   взаимодействующих   между   собой,   отражающих реально   существующую   внутреннюю   взаимосвязь   всех   сторон   языка:   фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).  4 Знакомясь   с   единицами   языка   разных   уровней,   обучающиеся   получат   возможность осознать  их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение   морфологической   и   синтаксической   структуры   языка,   правил   строения   слова   и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико­ моделирующих  учебных действий с языковыми  единицами. Через овладение  языком — его лексикой,   фразеологией,   фонетикой   и   графикой,   его   грамматикой,   разнообразием синтаксических   структур   —   формируется   собственная   языковая   способность   ученика, осуществляется становление личности.  Значимое   место   в   программе   отводится   темам   «Текст»,   «Предложение   и словосочетание».   Они   обеспечивают   формирование   и   развитие   коммуникативно­речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Рабочая   программа   предусматривает   формирование   у   младших   школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в   зависимости   от   цели,   темы,   основной   мысли,   адресата,   ситуаций   и   условий   общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас.  Серьёзное   внимание   уделяется   в   программе   формированию   фонетико­графических представлений   о   звуках   и   буквах   русского   языка.   Чёткое   представление   звуковой   и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная   роль   отводится   формированию   представлений   о   грамматических   понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится   процессом   умственного   и   речевого   развития:   у   школьников   развиваются интеллектуальные   умения   анализа,   синтеза,   сравнения,   сопоставления,   классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий с языковыми единицами. Рабочая   программа   предусматривает   изучение   орфографии   и   пунктуации   на   основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи   и   значимые   части   слова,   обнаруживать   орфограмму,   различать   её   тип,   соотносить орфограмму   с   определённым   правилом,   выполнять   действие   по   правилу,   осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание   программы   является   основой   для   овладения   учащимися   приёмами активного   анализа   и   синтеза   (применительно   к   изучаемым   единицам   языка   и   речи), сопоставления,   нахождения   сходств   и   различий,   дедукции   и   индукции,   группировки, абстрагирования,   систематизации,   что,   несомненно,   способствует   умственному   и   речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.   рабочей   программы   предоставляет   значительные   возможности   для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности,   сотрудничать   и   согласовывать   свои   действия   с   действиями   одноклассников, оценивать   собственные   действия   и   действия   отдельных   учеников   (пар,   групп)   в   большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.  Содержание   Рабочей   программой   предусмотрено   целенаправленное   формирование   первичных навыков   работы   с   информацией.   В   ходе   освоения   русского   языка   формируются   умения, 5 связанные   с   информационной   культурой:   читать,   писать,   эффективно   работать   с   учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они   научатся   анализировать,   оценивать,   преобразовывать   и   представлять   полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, небольшие сочинения, классную газету и др.  Рабочая   программа   предполагает   организацию   проектной   деятельности,   которая способствует   включению   учащихся   в   активный   познавательный   процесс.   Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия   для   творческого   развития   детей,   формирования   позитивной   самооценки,   навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.  III.Описание места учебного предмета в учебном плане            В соответствии с учебным планом  МБОУ СОШ №       курс русского языка изучается в образовательной  области «Филология»  в объёме 5 часов в неделю. Общий объем учебного времени в 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и  50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета          Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.    Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями,   в   том   числе   с   помощью   языка;   осознание   постулатов   нравственной   жизни   (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).      Ценность общения  –  понимание  важности  общения  как значимой   составляющей   жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.      Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно­популярных произведений литературы.      Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.    Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.      Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование   эмоционально­позитивного   отношения   к   семье,   взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.  Ценность   труда   и   творчества  –   осознание   роли   труда   в   жизни   человека,   развитие   организованности,   целеустремлённости,   ответственности,   самостоятельности,   ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.   близким,   6 Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.      Ценность человечества  –  осознание  себя   не  только   гражданином   России,  но  и  частью мирового   сообщества,   для   существования   и   прогресса   которого   необходимы   мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета            Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных  личностных, метапредметных и предметных результатов.           Личностные результаты          1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности,   формирование   ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2.   Формирование  целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4.   Овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и развивающемся мире. 5.  Принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8.   Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9.  Развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   различных социальных   ситуациях,   умения   не   создавать   конфликтов   и   находить   выходы   из   спорных ситуаций. 10.  Формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   мотивации   к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.           Метапредметные результаты          1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации,   определять   наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково­символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 7 5. Использование   различных   способов   поиска   (в   справочных   источниках),   сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования   (в   том   числе   с   учебными   моделями)   в   соответствии   с   содержанием   учебного предмета «Русский язык».          Предметные результаты          1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение   первоначальными   представлениями   о   нормах   русского   языка (орфоэпических,   лексических,   грамматических,   орфографических,   пунктуационных)   и правилах речевого этикета.  5. Формирование   умения   ориентироваться   в   целях,   задачах,   средствах   и   условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6.   Осознание   безошибочного   письма   как   одного   из   проявлений   собственного   уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение  учебными действиями  с языковыми  единицами  и формирование  умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8.  Освоение  первоначальных  научных  представлений   о системе  и  структуре русского языка:   фонетике   и   графике,   лексике,   словообразовании   (морфемике),   морфологии   и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;                     9. Формирование   умений   опознавать   и   анализировать   основные   единицы   языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения  К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся научатся: Требования к уровню подготовки учащихся 8 называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки  слышим и произносим, буквы видим и пишем);          вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;          различать гласные и согласные звуки и буквы;          соблюдать правила посадки, положение тетради и ручки в руке;          без искажений писать  буквы, соединения, слова;          выделять предложения, слова из потока речи;          правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным  шрифтом;          слышать интонацию конца предложений, выделять из предложения слова, определять их  количество;          выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук;          оценивать качество своего письма, сравнивать написанное с образцом. К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:          под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;          различать слово и предложение;          правильно и последовательно называть буквы алфавита          обнаруживать в словах изученные орфограммы;          правильно оформлять границы предложений;          обозначать пробелами границы слов;          писать большую букву в именах собственных;          соблюдать основные правила переноса;          списывать текст и писать под диктовку учителя;          составлять небольшой текст на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью  учителя. VI.Содержание учебного предмета         Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа   и   синтеза   (применительно   к   изучаемым   единицам   языка   и   речи),   сопоставления, нахождения   сходств   и   различий,   дедукции   и   индукции,   группировки,   абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка. Блок «Русский язык. Обучение письму» (110 часов) Виды речевой деятельности                    Слушание.  Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей   речи.   Понимание   на   слух   информации,   содержащейся   в   предложенном   тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.                     Говорение.  Выбор языковых  средств в соответствии с целями и условиями  для эффективного   решения   коммуникативной   задачи.   Практическое   овладение   диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.                   Чтение.  Понимание   учебного   текста.   Выборочное   чтение   с   целью   нахождения необходимого   материала.   Нахождение   информации,   заданной   в   тексте   в   явном   виде. 9 Формулирование   простых   выводов   на   основе   информации,   содержащейся   в   тексте. Интерпретация   и   обобщение   содержащейся   в   тексте   информации.  Анализ   и   оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1                   Письмо.  Овладение   разборчивым   аккуратным   письмом   с   учётом   гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными   правилами.   Письменное   изложение   содержания   прослушанного   и   прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников,  просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).   Обучение письму                  Фонетика.  Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним   или   несколькими   звуками.   Составление   звуковых   моделей   слов.   Сравнение   моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.  Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.                  Графика.  Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом   обозначения   звуков   буквами.   Буквы   гласных   как   показатель   твёрдости­мягкости согласных   звуков.   Функция   букв  е,   ё,   ю,   я.   Мягкий   знак   как   показатель   мягкости предшествующего согласного звука.  Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.            Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный   звук).   Плавное   слоговое   чтение   и   чтение   целыми   словами   со   скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.  Знакомство   с   орфоэпическим   чтением   (при   переходе   к   чтению   целыми   словами). Орфографическое   чтение   (проговаривание)   как   средство   самоконтроля   при   письме   под диктовку и при списывании.            Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных)   и   строчных   букв.   Письмо   букв,   буквосочетаний,   слогов,   слов,   предложений   с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку   слов   и   предложений,   написание   которых   не   расходится   с   их   произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.  Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание   функции   небуквенных   графических   средств:   пробела   между   словами,   знака переноса.           Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.  Различение   слова   и   предложения.   Работа   с   предложением:   выделение   слов,   изменение   их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.           Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:  1 10 раздельное написание слов;  обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);  прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;  перенос слов по слогам без стечения согласных;  знаки препинания в конце предложения.           Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.  Блок «Русский язык»(52 часа)                Фонетика и орфоэпия.  Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных   и   безударных   гласных   звуков.   Различение   мягких   и   твёрдых   согласных   звуков, определение парных и непарных по твёрдости­мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости­глухости согласных звуков.   Определение   качественной   характеристики   звука:   гласный   —   согласный;   гласный ударный   —   безударный;   согласный   твёрдый   —   мягкий,   парный   —   непарный;   согласный звонкий   —   глухой,   парный   —   непарный.   Деление   слов   на   слоги.   Слогообразующая   роль гласных   звуков.   Словесное   ударение   и   логическое   (смысловое)   ударение   в   предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.  Фонетический анализ слова.                  Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических  средств: пробела между словами,  знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).  Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.           Лексика.Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.          Подготовка к изучению морфологии. Слова­ названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов.          Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных   способов   проверки   орфограмм   в   зависимости   от   места   орфограммы   в   слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;  перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые   гласные   и   согласные   в   корне   слова   (на   ограниченном   перечне   слов); непроверяемые буквы­орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова; разделительные  ь; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки. 11 Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать,   закончить   разговор,   привлечь   внимание   и   т.п.).   Овладение   нормами   речевого этикета   в   ситуациях   учебного   и   бытового   общения   (приветствие,   прощание,   извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое   овладение   монологической   формой   речи.   Умение   строить   устное монологическое   высказывание   на   определённую   тему   с   использованием   разных   типов   речи (описание, повествование, рассуждение).  Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная   работа   над   структурой   текста:   озаглавливание,   корректирование   порядка предложений и частей текста (абзацев).  План текста. Составление планов к заданным текстам.  Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Слова с непроверяемыми написаниями          Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, классный, корова,   лисица,   машина,   медведь,   молоко,   пальто,   пенал,   петух,   русский,   собака,   сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык.                                                     1 КЛАСС (50 ч) Наша речь (2 ч) Язык и речь. Виды речи. Русский язык –родной язык русского народа.  Текст, предложение, диалог (3 ч) Текст   (общее   представление).   Смысловая   связь   предложений   в   тексте.   Заголовок   текста. Предложение  какгруппа слов, выражающая законченную мысль. Выделение  предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Слова, слова, слова… (4 ч) Слово.   Роль   слов   в   речи.   Слова­названия   предметов   и   явлений,   слова­названия   признаков предметов, слова­названия действий предметов.  Тематические   группы   слов.   Вежливые   слова.   Слова   однозначные   и   многозначные   (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Слово и слог. Ударение. (6 ч) Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление). Звуки и буквы (34 ч) Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки.  Согла  сные  звуки.  Твёрдые   и  мягкие  согласные  звуки.  Мягкий  знак  как  показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие сог ласные звуки. Заглавная буква в словах.                                                    2 КЛАСС (170 ч) Повторение (1 ч) Наша речь (3 ч) Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог. Текст (4 ч) Текст.   Признаки   текста.   Тема   и   главная   мысль   текста.   Части   текста.   Построение   текста. Воспроизведение текста. 12 Предложение (12 ч) Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Слова, слова, слова… (18 ч) Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.  Звуки и буквы (59 ч) Звуки   и   буквы   (повторение,   уточнение).   Русский   алфавит,   или   Азбука.   Гласные   звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.   Звонкие   и   глухи   е   согласные   звуки.   Правописание   слов   с   парными   по   глухости­ звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь). Части речи (58 ч) Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственныеи нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол   как   часть   речи.   Число   глагола.   Текст   ­повествование   и   роль   в   нем   глаголов.   Имя прилагательное.  Имя прилагательное  как часть речи. Единственное и множественное число имен   прилагательных.   Текст­описание   и   роль   в   нем   имен   прилагательных.   Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст­рассуждение. Предлоги.                                                          3 КЛАСС (170 ч) Повторение (16 ч) Язык и речь (2 ч) Наша речь и наш язык.  Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) Текст   (повторение   и   углубление   представлений).   Предложение   (повторение   и   углубление представлений   о     предложении   и   диалоге).   Виды   предложений   по   цели   высказывания   и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания. Слово в языке и речи (19 ч) Лексическое значение слова. Омонимы.  Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге)   и их признаках. Имя числительное (общее   представление).   Однокоренные   слова.   Слово   и   слог.   Звуки   и   буквы   (обобщение   и углубление представлений). Состав слова (16 ч) Корень   слова.   Формы   слова.   Окончание.   Приставка.   Суффикс.   Основа   слова.   Обобщение знаний о составе слова.  Правописание частей слова (29) Правописание   слов     с   безударными   гласными   в   корне.   Правописание   слов   с   парными   по глухости­звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.  Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). Имя существительное (30 ч) Повторение   и   углубление   представлений.   Число   имен   существительных.   Падеж   имен существительных. Имя прилагательное (19 ч) Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст­описание. Формы имен   прилагательных.   Род  имен  прилагательных.  Число   имен  прилагательных.   Падеж   имен прилагательных. Местоимене (5 ч) Лицо, число, род личных местоимений. 13 Глагол (21 ч) Повторение и углубление представлений о глаголе.Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. Повторение (14 ч)                                                        4 КЛАСС (170 Ч) Повторение (11 ч) Наша речь и наш язык. Текст. Предложение.   Обращение. Главные и второстепенные члены предложения.   Основа   предложения.   Словосочетание.   Однородные   члены   предложения. Простые и сложные предложения. Предложение (9 ч) Однородные  члены   предложения.   Союзы   И,  А,  НО.  Запятая  между   однородными  членами. Простые и сложные предложения Слово в языке и речи (21 ч) Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. Имя существительное (43 ч) Изменение   по   падежам.   Три   склонения   имен   существительных.   Правописание   безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Имя прилагательное (30 ч) Изменение по падежам. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном (множественном) числе. Личные местоимения ( 7ч) Изменение по падежам. Правописание косвенных форм личных местоимений. Правописание местоимений с предлогами.  Глагол (34 ч) Неопределённая   форма.   Спряжение.   Изменение   по   временам.   Iи   IIглаголов.   Правописание безуданых личных окончаний глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Повторение (15 ч.) VII.Материально­техническое обеспечение образовательного процесса    Средством   наглядности   служит   оборудование   для  мультимедийных   демонстраций   (компьютер, проектор и др.) и  средств фиксации  (фото­ и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например,  http://school­ collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс. Примеры работ при использовании компьютера:      орфографический и пунктуационный тренинг;  редактирование (взаиморедактирование);  создание текста, его коллективное обсуждение;  создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том     числе для представления результатов проектной деятельности.        При   использовании   компьютера   у   учащихся   формируется   готовность   к   практическому применению новых информационных технологий. Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется 14 УМК по русскому языку издательства «Просвещение». Перечень учебно­методического обеспечения: Основная литература Для учителя: Обучение грамоте. 1.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. 2.ГорецкийВ. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. Русский язык. 1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. 2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. 3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. 4.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. 5.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. 6.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. 7.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Для ученика: Обучение грамоте. 1.Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. 2.ГорецкийВ. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. Русский язык. 1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. 2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. 3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. 4.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. 5.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. 6.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. 7.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Прописи  (Обучение грамоте). 1. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А.  Пропись 1. 2. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А.  Пропись 2. 3. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А.  Пропись 3. 4. Горецкий В. Г. , Федосова Н. А.  Пропись 4. Рабочие тетради(Русский язык). 1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. 2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. 3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. 4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. 5. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. 6. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. 7. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс.  Печатные пособия.  1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). 2.Касса букв и сочетаний.  3. Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е.  Обучение грамоте . 1 класс.  Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. 4. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. 15 5.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой. 6. Словари по русскому языку. 7. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ. Интернет­ресурсы.  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school­ collection.edu.ru 2. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru 3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50 4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. –Режим доступа: www.uroki.ru 5.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193 6.   Справочно­информационный   интернет­портал   «Русский   язык».   –   Режим   доступа:   http:// www.gramota.ru 7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru / ed 8.Я   иду   на   урок   начальной   школы   (материалы   к   уроку).   –   Режим   доступа:   http://nsc.1 september.ru/ uroki.ru 16

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс к УМК "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017