Технология "Перевернутый класс" как средство развития самостоятельности младших школьников"
Одна из самых острых проблем современной школы - низкая мотивация учащихся. Нередко учителя сетуют на пассивную позицию детей на уроке и на их нежелание брать ответственность за свое учение. А от чего дети становятся пассивными? Может от того, что мы начиная с первого класса именно этому и учим их? Давайте задумаемся, как часто ученики на уроке активно что-либо обсуждают или совместно решают проблему и какое количество времени рассказывает, объясняет или пишет на доске учитель? Может и неудивительно, что к концу основной школы ученики примерно усваивают роль пассивного слушателя, умеющего воспроизводить зазубренные факты, алгоритмы и типовые задачи. Кстати, и большинство родителей убеждены, что хороший учитель - это тот, кто в первую очередь, очень подробно объясняет материал у доски, затем демонстрирует решение типовых задач и только после этого решает вместе с учениками похожие задачи на доске. Однако, учебный урок в 21 веке - это урок, где ученики активно вовлечены в совместную деятельность, а учитель прежде всего конструирует учебную ситуацию.
В течение всего прошедшего года я вводила элементы технологии смешанного обучения в сценарии своих уроков. Какие плюсы и какие минусы работы в "перевёрнутом классе"?
Плюсы
- меняется роль учителя: она заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное вовлечение учащихся в учебный процесс;
-знакомство с учебным материалом (просмотр видео, изучение параграфа, совместная работа учащихся посредством ИКТ) по новой теме и что самое важное в удобном для конкретного ученика темпе, не будучи зажатыми временными рамками урока;
- высвобождается время на уроке для закрепления пройденного, для творческой работы, применение знаний и умений в новой ситуации.
Минусы
- большая подготовительная работа учителя;
- нет взаимопонимания с администрацией;
- нет взаимопонимания с родителями;
- не у всех учащихся есть возможность работать с компьютером дома;
Каким образом можно постараться устранить негативные стороны данной работы. От большой подготовительной работы вряд ли можно уйти, особенно в первое время. И только проработав несколько лет в "перевёрнутом классе", создав банк видеоматериалов по многим темам уроков, будет проще.
Администрации, которая, возможно, будет считать, что учителя слишком мало на уроке (а такая администрация ещё есть) необходимо подробно объяснить методику данной технологии, познакомить с результатами диагностических работ учащихся, с тестированием учеников и родителей.
Чтобы родители первое время помогали учителю с организацией выполнения домашнего задания детьми (научили их включать домашний компьютер, разрешили детям пользоваться им и т.д.) нужно чтобы родители стали союзниками учителя, а не его противниками. Лично я решила этот вопрос таким образом: я подготовила и провела родительское собрание по сценарию "перевёрнутого класса". Родители почувствовали себя своими детьми, погрузились целиком и полностью в процесс обучения по данной технологии. Результат превзошёл ожидания. Отзывы о собрании ещё долго приходили мне на почту. Родители были в восторге и проблем с внедрением новой формы обучения у меня не возникло.
Четвёртая проблема: у некоторых детей нет компьютеров дома. У моих учеников компьютеры есть у всех, но есть другая сложность. Некоторые родители не разрешают включать компьютер ребёнку самостоятельно и приходят с работы поздно, а слишком поздно изучать материал не эффективно. Я выхожу из данного положения так: после уроков включаю видеозапись детям в классе.
Есть и ещё одна проблема - не все дети добросовестно выполняют домашнее задание. Они могут не смотреть видеоматериалы дома и приходить на урок не готовыми совсем. Работа с такими учащимися - это отдельный разговор. Здесь необходимо развитие мотивации, и роль учителя в этой работе огромна и неоценима. Но если это не система, а отдельные случаи, можно поступать так: проводить небольшой тест в начале урока на понимание того, состоялось ли вообще знакомство с новым материалом у детей дома или нет. Если нет, то данный ученик сидит и читает параграф, а остальные дети выполняют творческие задания.
Мои ученики привыкли к самостоятельной работе на уроке и им уже нравится так работать. Они не испытывают проблем при работе в сменных парах, группах. Они умеют работать по инструкции, осуществлять самопроверку, коррекцию и оценку своих результатов.
Инструментов для организации подобной работы много. Здесь я только упомяну о некоторых из них, которые наиболее прижились в нашем классе и работа с которыми вызывает у детей активную познавательную деятельность. Мой опыт показывает, что применение данных электронных сервисов на уроках позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.
Речь пойдёт о таких программах как Plickers, Liarning Apps, Quizizz.
Plickers- это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика своя, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы. Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь.
LearningApps – сервис для разработки электронных обучающих ресурсов, а конкретно – для разнообразных тестовых заданий. На сайте десятки шаблонов, позволяющих создавать ТЗ любой структуры, включая в них не только текст, но и картинки, аудио- и видеоролики. Сервис ориентирован на школьный возраст. Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. Создав задание, вы можете тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся. Это удобный, мобильный, современный инструмент формирующего оценивания, который позволяет развивать у детей навыки самооценивания.
Quizizz - с помощью данного сервиса можно создавать тесты и викторины по различным темам школьной программы, организовывать интеллектуальные игры и экспресс-опросы учащихся на уроке, предлагать тесты в качестве домашнего задания. Учитель может отслеживать работу каждого ученика и получать полную картину работы класса, а также экспортировать полученные данные в таблицу Excel. Все ученики получают одинаковые задания, но каждый из них на своём мобильном устройстве увидит случайную последовательность вопросов и будет работать с тестом в свойственном для себя темпе.
Ребята с большим удовольствием работают с данными программами, заметно повышается их мотивация и познавательная активность за счёт разнообразия форм работы, включения игрового момента.
Таким образом, использование современных образовательных технологий, и в частности технологии смешанного обучения, позволяет учителю сделать урок современным, влияет на профессиональный рост педагога, что способствует значительному повышению качества образования, приводит к решению главной задачи образовательной политики. Такие уроки являются важным результатом инновационной работы в школе.
Тема урока «Глагол как часть речи» УМК: «Перспектива»
Тема урока: «Глагол как часть речи»
Класс: 4
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений
Технология: «перевернутый класс»
Цель: актуализировать знания о глаголе; развивать умение изменять глаголы по временам посредством технологии «Перевернутый класс»
Задачи фрагмента урока: |
Планируемые результаты |
Дидактические
|
Предметные
|
Развивающие
|
Метапредметные Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Воспитательные
|
Личностные формирование положительного отношения к учению, развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение советоваться при выборе способов действий с коллективом. |
.
Подготовительная работа дома
Ребята, дома вам нужно будет изучить тему «Глагол как часть речи» самостоятельно, посмотрев ролик и презентацию и выписать самое главное. После чего, вы должны выполнить задания на учебном портале «Uchi.ru», которое помогут вам закрепить полученные знания.
Ссылки на видео и задания
На сайте https://www.youtube.com/watch?v=aif8YW8cEKEразмещен видеоролик и задания, позволяющие обучающимся самостоятельно изучить тему.
На сайте https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/glagol-i-ego-grammaticheskie-priznaki.html размещена презентация по теме.
На учебном портале «Uchi.ru»https://uchi.ru/teachers/groups/3754502/subjects/2/course_programs/4/cards/58391размещены материалы для проверки выполнения домашнего задания.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока |
Методы и приёмы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Организационно-мотивационный (1 мин) |
Словесный метод (прием – слово учителя). |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давай те проверим вашу готовность на уроке, сядьте за парты правильно спинки прямые, руки на столе (показ учителем), на столах должны лежать ручка, тетрадка - Молодца, ребята! |
Приветствие учителя. Слушают учителя. Настраиваются на урок. |
|
Актуализация знаний (4 мин) |
Словесный метод (приемы – слово учителя). |
- Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. Также запишите буквы Р р, Г г. 1. Работа по карточкам. Задание: Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения, надписать над словами части речи.
2. Словарная работа. На доске: Р.бочий, п.беда, д.журный, б.седа, м.ро(с,з), .бед, р.сунок. Ребята, сейчас вам нужно прочитать слова, записанные на доске и выбрать нужную букву для каждого словарного слова. Самостоятельная запись слов в тетрадях.. Сейчас вам нужно обменяться тетрадями с соседом и проверить правильность выполнения задания, сверяясь с записью на доске.
|
- Прописывают
-работают с карточками
-Рабочий, победа, дежурный беседа, мороз
-записывают слова в тетрадь учащиеся выходят к доске, выбирают букву, класс “отвечает” сигнальными карточками. Учащиеся обозначают ударение и подчёркивают орфограммы |
|
Постановка цели урока (4 мин) |
Словесный метод, приемы –слово учителя. |
Отгадайте загадку Что
без меня предметы? Работа с текстом стихотворения:
-Итак, какова тема нашего урока? У: Правильно, в центре внимания у нас сегодня имя прилагательное. Но тему урока мы с вами уточним немного позже. Какова цель урока? |
Учащиеся отгадывают загадку
глагол часть речи рассказывает о действиях, обозначает действия «Глагол как часть речи» - «Научится изменять глаголы по временам |
|
Открытие нового знания (15 мин) |
Словесный метод (прием – беседа) Наглядный метод (прием – демонстрация презентации, иллюстрация в учебнике). Метод работы с учебной книгой. |
Сегодня на уроке вы будете в роли исследователей, экспертов и корреспондентов. Вас ждут различные эксперименты, которые помогут вам разобраться в изучаемой теме. 1 задание. «Обобщение знаний о глаголе как части речи» Первый этап. Каждая команда является исследователями, получает два задания по теме, которые предстоит выполнить. Необходимо проследить за тем, чтобы задания в соседних командах не повторялись. На выполнение заданий отводится 6 минут. Для проверки правильности выполнения, команда передает свои лист соседней группе. Второй этап. Команды выполняют роль экспертов. Они проверяет правильность выполнения заданий своими коллегами по шаблону на доске. На проверку отводится 2 минуты. Т ретий этап. Рефлексия. Каждая команда анализирует свою работу, дополняя высказывания: Наша группа научилась….. Нам было сложно….. Были допущены ошибки…. На рефлексию отводится 2 минуты. 2 задание. Проекты по созданию синвкейна по теме «Глагол, как часть речи» и кластера по теме «Грамматические признаки глагола». Перед тем, как группы приступят к выполнению задания, их необходимо познакомить с критериями оценки проекта, критериями «защиты» проекта (критериями представления результата работы группы) В каждую группу необходимо раздать как минимум по одному экземпляру критериев. Далее группам предлагается путем жеребьевки разделиться на исследователей и корреспондентов. Командам исследователей необходимо проанализировать информацию в учебнике и составить синвейн (кластер) по изучаемой теме. Группе корреспондентов необходимо составить вопросы (с ответами) по изучаемой теме, которые они смогут задать исследователям во время защиты проектов. На работу по созданию проекта отводится 9 минут. « Защита» проектов (8 минут) оценивается согласно ранее представленным критериям. Одновременно оценивается работа группы корреспондентов – через умение задавать вопросы. После защиты все проекты необходимо разместить на доске. Группам предлагается оценить проекты своих коллег, воспользовавшись стикерами. На оценивание проектов отводится 1 минута. |
|
|
Физминутка (2 мин) |
- |
- А теперь, давайте не много отдохнем проведем физкультминтку. Сейчас я буду называть вам глагол и имена существительные, если вы услышите глагол, то вы хлопайте, если вы услышите существительное, то вы должны присесть. – Итак, начинаем. Портфель, бегать, рисовать, сумка, учить, конфета, солнце, смеяться, танцевать, море, дело, красить, вязать |
Дети выполняют. |
|
Первичное закрепление (15 мин) |
Ребята, сейчас вам нужно в парах пройти онлайн тест, для того чтобы проверить на сколько вы были сегодня внимательны на уроке и все ли вы поняли. (- Ссылка онлайн-теста https://onlinetestpad.com/ru/test/12587-glagol-kak-chast-rechi ) Итак, все выполнили? П онимите руки, те у кого все правильно |
- дети в парах проход онлайн тест
- |
||
Итогово-рефлексивный этап (2 мин) |
Словесный метод (прием – беседа) |
Ребята, наш урок подходит к концу. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли повторить изученный материал и открыть новые знания. - Итак, ребята, какая была тема нашего урока? -
Какую цель ставили
- Как вы думаете достигли ли мы эту цель?
Я прошу вас оценить свою деятельность на уроке. Возьмите в ручки зеленые, желтые, красные карандаши. Если у вас все получилось и вы собой довольны, то поднимите зеленый карандаш. Если у вас были какие то трудности, но вы справились, то поднимите желтый карандаш. Если вам было трудно, то поднимите красную карточку. |
-слушают учителя
«Глагол как чать речи» -научится изменять глаголы по временам
-Да
Оценивают свою работу на уроке. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Обобщение знаний о глаголе как части речи»
Задание 1.Измени глаголы по временам. Настоящее прошедшее будущее Нарисовать …. ….. ……. …………… позвонить … ….. ….. ……………. задержать …. …. ….. ……………… ободрить ….. …. …. …………….. поехать ….. …. …. …………….. Приготовить … …. …. ……………… |
Задание 2 . От имён существительных , прилагательных и глаголов образуйте и запишите глаголы в неопределенной форме Дрожь-______________ бег - ______________ светлый -________________ шью - _______________ смотр -______________ пение - _______________ черный - ________________нёс - _______________ корм - ______________ сад - _______________темный - ________________пишу -_______________ |
Задание 3.Прочитайте стихотворение. Подчеркни глаголы неопределенной формы. Н е мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго, долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте умереть. Выпишите из текста глаголы неопределенной формы, разбив их на две группы: Совершенный вид: _______________________________________________ ________________________________________________________________ Несовершенный вид: _____________________________________________ |
Задание 4 .Напиши предложения, правильно употребив глаголы из скобок. Укажите время. Выделите окончания. Мороз ( щипать) _________________ щёки. (Сыпать) ________________ спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать) _____________ серебро по земле и деревьям.(Дремать)__________________ лес: ни звука. |
Задание 5 .Образуй от данных глаголов глаголы прошедшего времени, измени их по родам и числам. Белеть, наступать, обедать, вставать, смотреть. _ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 6.Запишите, вставляя пропущенные буквы, употребив глаголы, данные в скобках, в нужной форме. Последний снег (таять) на п…лях. (Звенеть) по дорогам ручейки. На д…ревьях (набухать) почки. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Критерии оценки проекта. (Выполнение синквейна и кластера)
№ |
Критерий |
Индикаторы и баллы |
Проект соответствует заявленной теме |
0 – плакат не соответствует заявленной теме 1 – плакат соответствует заявленной теме |
|
Отсутствие грамматических ошибок |
0 – есть грамматические ошибки в тексте 1 – грамматические ошибки отсутствуют |
|
Информационность синквейна, кластера |
0 –представленная информация, не раскрывает тему 1 –представленная информация полностью раскрывает тему |
|
Оформление |
0 –оформление проекта неоригинально (стандартно) 1 – оформление проекта оригинально, при его создании использованы нестандартные решения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Критерии «защиты» проекта
№ |
Критерий |
Индикаторы и баллы |
Соответствие содержания выступления заявленной теме |
0 – выступление не соответствует заявленной теме 1 – выступление соответствует заваленной теме |
|
Построение речи |
0 – встречаются предложения, стилистически построенные не грамотно 1 – предложения построены стилистически грамотно |
|
Чистота речи |
0 – присутствую слова-паразиты, затрудняющие восприятие текста 1 – слова-паразиты отсутствуют |
|
Ответы на вопросы корреспондентов |
0 – ответ не правильный, не соответствует обсуждаемой теме 1 – ответ правильный, соответствует теме |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Критерии умения задавать вопросы. (Для группы корреспондентов)
№ |
Критерий |
И ндикаторы и баллы |
Использование разных типов вопросов |
0 – задаваемые вопросы в большинстве случаев закрытые – подразумевающие ответ «да» или «нет» 2 – использование разного типа вопросов открытого типа (вопросы на уточнение, понимание, анализ, синтез, интерпретацию) |
|
Оперативное
(быстрое) реагирование |
0 – не может оперативно задать вопрос к представленному тексту или умение не продемонстрировано 2 – может оперативно задать вопрос к представленному тексту |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Лист достиженийпо теме «Глагол как часть речи. Грамматические признаки глагола»
Фамилия, имя______________________________________________
Отметь галочкой то утверждение, которое считается верным.
Во время урока…. |
Я научился |
Я не научился |
Знаю определение глагола |
||
Распознавать глагол среди известных частей речи |
||
Определять глаголы неопределённой формы по вопросам что делать? Что сделать? |
||
Ставить глагол в неопределенную форму по вопросам |
||
Определять время глагола |
||
Определять число глагола |
||
Определять род глагола |
||
Определять лицо глагола |
||
Писать не с глаголами раздельно |
||
Находит глаголы в тексте |
ПРИЛОЖЕНИН 6. Лист самооценивания навыков сотрудничества.
Фамилия, имя______________________________________________
Отметь галочкой то утверждение, которое считается верным
Работая в группе …. |
Всегда |
Иногда |
Никогда |
Я выслушивал мнения своих товарищей |
|||
Я высказывал свою точку зрения |
|||
В группе были споры, конфликты |
|||
Я доволен работой группы |
УМК: «Перспектива» Тема урока: «Слух» Класс: 4
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений
Технология: «перевернутый класс»
Цель: способствовать расширению представлений учащихся об органе слуха; формирование умение самостоятельно строить и применять новые знания посредством технологии «перевернутый класс»
Задачи фрагмента урока: |
Планируемые результаты |
Д идактические
|
Предметные Знают об органе слуха и их значения для жизни человека |
Развивающие
развивать умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы, слушать и понимать других, |
Метапредметные Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Воспитательные
|
Личностные формирование положительного отношения к учению, развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение советоваться при выборе способов действий с коллективом. |
Подготовительная работа
Ребята, дома вам нужно будет изучить тему «Слух» самостоятельно, посмотрев ролик и выписать самое главное. После чего, вы должны выполнить задания, тоесть пройти тест, которое поможет вам закрепить полученные знания.
На сайте https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Ftestedu.ru%2Ftest%2Fokruzhayushhij-mir%2F4-klass%2Fuxo-organ-sluxa.html размещены для проверки выполнения домашнего задания
На сайте https://youtu.be/2w6yipcTtHM?t=7 размещен видеоролик и задания, позволяющие обучающимся самостоятельно изучить тему
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы, методы |
|
|||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давай те проверим вашу готовность на уроке, сядьте за парты правильно спинки прямые, руки на столе (показ учителем), на столах должны лежать ручка, тетрадка - Молодца, ребята! |
|
|||||||||||||||||||||||||||
2. |
Мотивация |
Наш урок начнём с пожелания здоровья. Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и пожелайте друг другу здоровья. |
– Я желаю тебе здоровья, – Ты желаешь мне здоровья, – Мы желаем друг другу здоровья, – Если тебе будет трудно, я помогу. |
фронтальная |
|
|||||||||||||||||||||||||
3. |
Определение темы урока и постановка целей урока. |
Д ома вы самостоятельно работали над темой «Слух», просмотрели видеоурок на сайте «ИНТЕРНЕТУРОК», многие из вас выполнили задания проверочного тренажера. СЛАЙД - На какие вопросы вы уже смогли получить ответы? - Какую цель мы поставим на данный урок? Сегодня мы продолжим работу по теме «Слух», уже в практической деятельности закрепим полученные ранее знания, но и приобретем новые. _ Что вы ожидаете от этого урока? Продолжите фразы (СЛАЙД): - Научиться … - Узнать … - Дружной интересной работы … - Хороших результатов … |
Ответы детей (узнали, как называется орган слуха, из чего он состоит, что нужно делать для сохранения слуха)
Ответы детей |
Фронтальная, репродуктивный, подводящий диалог |
|
|||||||||||||||||||||||||
4.
|
Практическая работа в группах
Закрепление знаний и способов действий
Физминутка |
- Каждая группа получает свое задание. По итогам работы каждая группа представляет свой «продукт», осуществляет защиту своей работы. 1 группа «Научные сотрудники» – работа с таблицей, составление модели уха 2 группа «Знатоки» - проводит опыты, делает выводы 3 группа «Редакторы» – работает над оформлением газеты «Берегите слух» для медицинского кабинета Ч тобы активизировать нашу работу, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более 100 активных точек. Помассируем мочку уха, на ней находится 11 точек, связанных с работой глаз, языка, мышц. А теперь укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. Делаем 4-6 раз. |
1 группа работает над восстановлением текста, составляет модель уха и готовит ответ на вопрос: - Какой путь проходит звук? 2 группа проводит эксперименты по теме урока, делает выводы и заносит результаты в таблицу. 3 группа с помощью картинок, формулирования предложений оформляет свою работу - газету на ватмане. |
частично-поисковый, подводящий диалог, групповая работа |
|
|||||||||||||||||||||||||
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3. Умение работать в группах.
Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё мнение. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Проверка работы групп
Это интересно знать
Это интересно знать
Инсцениро - вание |
1 группа «Научные сотрудники» - Ухо состоит из трех частей. Ушные раковины расположены по бокам головы. Ухо человека состоит из Ушной раковины, слухового канала барабанной перепонки, слуховой косточки, слухового нерва. Посередине ушной раковины начинается слуховой канал. Через него звук попадает внутрь. Разные части органа слуха по цепочке передают сигнал вглубь уха к специальным чувствительным клеткам. Затем по нерву сигнал поступает в головной мозг, который перерабатывает сигнал, и человек осознаёт, что слышит звук. 1 группа представляет модель уха. - Зачем мы знакомимся со строением уха человека? ( Мы должны знать, как устроен наш организм) В организме человека самая маленькая косточка находится в ухе – стремечко, ее длина около 3 мм. 2 группа «Знатоки» представляет результаты проведенных опытов (рассказывает о проведении каждого опыта и делает выводы). 1 опыт: Берем стакан с водой, делаем вращательные движения. Вода приходит в движение. Ставим стакан на стол, колебания воды прекращаются не сразу. Во внутреннем ухе находится жидкость и при смене положения тела, жидкость колеблется. Мозг дает сигнал о равновесии. Делаем вывод: УХО – орган слуха и равновесия. 2 опыт: Прижав один конец линейки, отгибаю другой и отпускаю. Линейка начинает колебаться и передает колебания частицам воздуха. Они, распространяясь все дальше и дальше, достигают уха, вызывают колебания барабанной перепонки. Я слышу звук. Такие колебания линейки немного схожи с колебаниями барабанной перепонки. Чем сильнее колебания, тем звук сильнее. Сильный звук влияет на здоровье органов слуха. Когда человек слышит звук, то поворачивает голову в направлении возникшего звука. А у животных в такой момент уши работают как антенны и поворачиваются в сторону звука. Среди людей есть те, которые тоже могут шевелить ушами, но таких людей мало – всего 2 %. 2 учащихся показывают сценку: - Здравствуй, тетя Катерина! - У меня яиц корзина! - Как поживают домашние? -
Яйца свежие, вчерашние! - Авось распродам до обеда! - Как вы думаете, почему состоялась такая странная беседа?
3 группа «Редакторы» – представляет газету «Берегите слух» для медицинского кабинета школы Рекомендации (примерные): 1. Старайтесь не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков. 2.Не включайте магнитофон, радио, телевизор на большую громкость. 3.Не кричи на ухо соседу. 4.Не засовывайте в ухо посторонние предметы. 5.Для чистки ушей используй ватный жгутик. |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
6.
|
Рефлексия. Итог |
Подведем итог нашей работы. Давайте вернемся к цели нашей работы. - Как вы считаете, выполнили мы ее? Русский язык богат на использование фразеологизмов. Давайте попробуем объяснить их значение. Работа с фразеологизмами (СЛАЙД): Влюбиться по уши Держать ухо востро Пропустить мимо ушей За ушами трещит Хлопать ушами Не верить своим ушам Уши вянут - Давайте составим пожелания друг другу, используя данные фразеологизмы. Самооценивание уч-ся (навыков сотрудничества)
|
Объясняют значение фразеологизмов. Составляют пожелания своим одноклассникам, используя фразеологизмы («На уроках держать уши востро и хорошо запоминать материал», «Влюбиться по уши в учебу», «Не пропустить мимо ушей интересную и важную информацию»
Могут высказать мнение о своей работе на уроке |
Диалог, фронтальная работа |
|
|||||||||||||||||||||||||
7. |
Домашнее задание |
Объяснить значение пословицы «Всё хорошо в меру» (письменно в тетради). Это может быть сказка, рассказ, можно использовать научные факты, приводить примеры (по теме «Слух»).
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
Приложение 2
Диагностика: Карта проявлений самостоятельности
Автор: (А.М. Щетинина)
Карта проявлений самостоятельности заполняется педагогов на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла.
Показатели самостоятельности |
Частота проявлений |
||
никогда |
иногда |
часто |
|
Умеет найти себе дело |
|||
Имеет свою точку зрения |
|||
Не обращается за помощью к сверстникам |
|||
Не обращается за помощью к взрослому |
|||
Стремится все делать сам |
|||
Доводит начатое дело до конца |
|||
Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи |
|||
Самостоятельно решает конфликты со сверстниками |
|||
Не заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством |
|||
Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников |
|||
Без напоминания выполняет порученные дела |
|||
Может играть один |
О бработка и интерпретация результатов.
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий - 0-12 баллов; средний - 13-24 балла;высокий - 25-48 баллов.
Существенным показателем уровня развития самостоятельности
является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени
активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и
желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели
деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении
деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от
владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие
необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и
стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности,
самостоятельность в выборе способов ее реализации. Таким образом, все развитие
самостоятельности у ребенка тесно связано с такими психологическими его
особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.
Анкета
Цель методики: диагностика уровня самостоятельности.
Проводится 2 раза в год с целью отслеживания динамики развития самостоятельности обучающихся.
Процедура диагностики: индивидуальная или групповая форма.
Инструкция: необходимо выбрать на каждый вопрос ответ и поставить «+» - «да» или «-» - «нет».
Вопросы:
О бработка результатов: за каждый выбранный ответ под буквойа обучающиеся получают 3 балла; за ответ под буквой б – 1 балл; за ответ под буквой в – 0 баллов. Все баллы суммируются. Максимально возможно набрать 30 баллов.
Интерпретация результатов:
От 23 до 30 положительных ответов – 15 баллов - высокий уровень самостоятельности.
От 15 до 22 положительных ответов – 10 баллов – средний уровень самостоятельности.
От 0 до 14 положительных ответов – 5 баллов – низкий уровень самостоятельности.
Методика «Оценка собственной самостоятельности»
Цель данной методики: определить уровень оценки собственнойсамостоятельности.
Проведение исследования: ученикам было предложено нарисоватьпятиступенчатую лесенку, на вершине которой якобы стоит самыйсамостоятельный человек, а внизу самый несамостоятельный. Педагогомоговаривается, что такое самостоятельность и какого человека можно назватьсамостоятельным или несамостоятельным. Затем предлагается задание «Атеперь необходимо «точкой» обозначить на какой ступеньке стоишь ты».Количество набранных баллов приравнивается выбранному номеруступеньки. Одновременно и учителю предлагается оценить проявлениесамостоятельности учащихся по пятибалльной шкале.
Оценка результатов: если самостоятельность проявляется вдеятельности всегда, получает 5 баллов. Не всегда, но достаточно часто – 4балла. Иногда проявляется, иногда нет - 3 балла. Проявляется редко - 2 балла.Совсем не проявляется - 1 балл.Уровни самостоятельности определяются следующим образом: 5баллов - высокий уровень, 4 балла - средневысокий, 3 балла - средний, 2балла - средне - низкий, 1 балл - низкий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.