«Технология подготовки и проведения родительских собраний»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика.
Безусловно, именно на собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о дисциплине, питании, дежурствах и т.д.
Причины посещения родительских собраний
По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни. Какие же ассоциации возникают у большинства родителей при упоминании о предстоящем родительском собрании? Отметки за четверть, поведение ребенка на уроках … час-полтора потраченного времени. А ведь нередко подобное отношение к этому важному мероприятию формируется по причине неумения или нежелания классного руководителя должным образом подготовиться к проведению родительского собрания, из-за использования однообразных форм и методов взаимодействия с родителями.
Родители желают получить
от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и
поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей
убедиться, что их ребенок не хуже других детей.
На родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации
о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и
проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка. Родителям важно
узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми
ребенок взаимодействует в учреждении. В ходе собраний проходит обсуждение с
педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.
Как же классному руководителю подготовиться к родительскому
собранию?
· Необходимо продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.
· Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.
· Главным методом проведения собрания является диалог.
· Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.
· Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения собрания.
· Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
· Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.
· Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета),
· Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.
Технология подготовки и проведения родительских собраний. 1. Собрание организуется раз в четверть в зависимости от возраста детей и особенностей класса; 2. В начале учебного года , на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать тематику встреч на учебный год; 3. РС должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе; не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся 4. Тема РС должна учитывать возрастные особенности детей; 5. РС должно носить как теоретический так и практический характер :разбор ситуаций, тренинги, дискусии; 6.Важно заранее продумать оформление классной комнаты (выставка детских работ, выпустить газету, подобрать литературу, фрагменты сочинений) 7.Не менее значима форма приглашения родителей на собрание; 8.Ведение протокола собрания. Пишет секретарь (выбранный родитель), подписывается председателем родительского комитета. Нужен больше для отчётности школы перед проверяющими органами. 9. Нужно продумать окончание РС. В конце встречи предложить родителям рекомендации в виде памяток.
Среди видов собраний можно выделить:
- информационные (для быстрого получения разнообразной информации о детях, для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д.) Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
- установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
- организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу),
- консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора ОДН, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;
- экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
- творческий отчет, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
- тематические собрания по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса
- итоговые (четвертные) и т.д.
Формы проведения родительских собраний:
- Переход к режиму самоизоляции привел к необходимости поиска новых форм
организации образовательного процесса. Невозможность осуществления очных
собраний вызвала острую необходимость в переводе их в дистанционный режим.
-
презентация семейного воспитания (родительское собрание в форме презентации
семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание);
- деловая игра;
-пресс-конференции (родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей);
-родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов;
- собрание-диспут;
-родительское собрание – спектакль, в котором выступают их дети;
Другие формы работы с родителями:
- Консультации - индивидуальные и коллективные.
- Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.
- Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, созданию домашней библиотеки, организации семейных праздников и т. п.).
- Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.
И
помним:
Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много
времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Только
в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему
развития личности ребёнка
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.