Алгина Лидия Радомировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №25 города Томска
Технология подготовки к итоговому сочинению.
Итоговое сочинение – письменное высказывание на свободную тему.
Рассматривая написанный учеником текст, мы должны говорить о продукте, который создан по определенным параметрам.
Это должен быть небольшой по объему текст-рассуждение (не менее 250 слов), с минимальным количеством логических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих понимание высказывания, в котором автор, привлекая литературный материал, приводит убедительные аргументы для доказательства собственного суждения на ту или иную тему.
Представленный текст – характеристика зрелости суждений и уровня культуры, свидетельство уровня сформированности индивидуального письменного стиля речи и общей грамотности. Из этого следует, что написание сочинения – одно из сложнейших умений, для формирования которого требуется сознательная работа обучающегося и систематическая работа педагогов в формировании умения создавать связный текст на заданную тему в жанре сочинения-рассуждения.
При подготовке обучающихся к итоговому сочинению можно выявить три уровня проблем.
Первый – текстопорождение: как создать текст, соответствующий заданным критериям, какие виды деятельности способствуют этому?
Второй – оценивание текста, самоанализ на основе критериев оценки. Обучающийся не должен быть пассивным. Он должен понимать особенности жанра сочинения, видеть сильные и слабые стороны своей работы, и от работы к работе самостоятельно совершенствовать умение создавать связанный текст на заданную тему.
Третий – обращение к эталону, образцу.
Какие пути решения этих проблем можно предложить при подготовке к итоговому сочинению.
Как создать текст, соответствующий заданным критериям? Реализуем первое условие – напомним структуру сочинения-рассуждения (тезис – доказательство/аргументация – вывод). Структура сочинения четко видна в оформлении текста на письме: каждый элемент структуры представлен как отдельный абзац. Кроме того, напоминаем о взаимосвязи частей текста. Начало и конец текста актуализируют (выделяют, усиливают) основной смысл текста – его тему.
Текст должен быть информативным, должен содержать актуальное сообщение. Поэтому следующий шаг при создании текста – глубокое осмысление темы.
Начиная с 7 класса, при подготовке к сочинению предлагаю школьникам проанализировать несколько тем и наряду с традиционными, опирающимися на сюжет произведения («Путь Мцыри к мечте»), включаю одну или две, требующие самостоятельных суждений, например, по произведениям А. С. Пушкина: 1) Закон и справедливость в сюжете романа «Дубровский»; 2) Проявления жестокости и человечности в героях «Дубровского»; 3) Как сохранить честь и достоинство? (по роману «Капитанская дочка»). Каждая из представленных тем предполагает не только самостоятельный подбор литературного материала из произведения для аргументации суждения, но и дает опыт формулирования, объяснения нравственного или общественно значимого понятия.
В 11 классе в полной мере раскрывается навык осмысления темы сочинения. К этому году обучения школьники уже знают, что есть три вида тем: тема – понятие (как представленные ранее), тема- суждение, тема-вопрос. В первом случае обязательны объяснение понятия и определение проблемно-значимых жизненных обстоятельств, где раскрывается это понятие. Для этого можно переформулировать тему-понятие в тему-вопрос. Тема-суждение требует от автора сочинения либо найти подтверждение, согласившись, либо вступить в полемику, не согласившись с автором суждения. Обычно эти темы представлены в виде цитаты. Базой для подобной аналитической работы служат темы сочинения предыдущих лет. Вот примеры тем 2015 года:
1)Что нужно человеку для счастья?
2)Почему и сегодня дети убегают из дома?
3) «Наша жизнь стариной не скована … мы проходчики мира нового!» (Семен Кирсанов)
4)Проблема сиротства в наше время.
5)Земля без воды мертва – человек без семьи – пустоцвет»
Темы сочинения бывают широкие и узкие. В 11 классе представленные направления для итогового сочинения мы рассматриваем как широкие темы и пробуем сформулировать темы узкие, опираясь на официальные комментарии к темам, определяем список ключевых слов-понятий, которые в той или иной мере будут рассматриваться в рамках направления. Например, направление «Я и другие» (2020 год). Ключевые слова: совесть, честь, достоинство, смысл жизни, счастье, самопознание, самоопределение, самосовершенствование, жизненный путь, судьба, внутренний конфликт, идеал. На основе ключевых слов, задаем проблемные вопросы, которые могли бы стать тем смысловым пространством для формирования собственных суждений. Задание мы назвали «вопрос-ответ». Приведем пример:
1.Что делает человека счастливым? – Человека делает счастливым любовь.
2.К чему может привести внутренний конфликт? – Внутренний конфликт может привести к разочарованию.
3. Совесть мешает или помогает жить? – Совесть помогает человеку жить честно и быть счастливым.
Затем по сформулированным темам сочинения пишем «план-конспект». Что собой представляет этот вид работы? В этой работе ребята пишут вступление и заключение к сочинению развернуто, а основную часть (аргументы) конспективно или только называют произведения, которые будут использовать для анализа.
Например:
Вступление. Счастливым человек может быть по разным причинам, разные события и разные переживания способствуют этому. И счастье бывает разным, это может зависеть и от уровня притязаний человека. Но есть то, что, по моему мнению, делает счастливыми всех и всегда – это любовь. Когда человек любит, мир наполняется добротой и красотой. Человеку хочется дарить тепло и внимание другим. Это кажется естественным и необходимым. Когда человек любим, у него в душе теплится огонек света, чистый и хрупкий. Его хочется сберечь. Так в человеке раскрываются чуткость и нежность, красота души.
Основная часть. 1)Куприн «Олеся», 2)А.С.Пушкин «Я вас любил», А.Блок «Благословляю все, что было»
Заключение. Счастье – это состояние, при котором жизнь кажется полной, гармоничной, осмысленной. Человеку все под силу, он готов горы свернуть. И именно любовь делает человека счастливым.
Предлагаемые виды работы не занимают большого количества учебного времени. Их можно использовать на каждом уроке в виде разминки. В 11 классе в течение сентября, октября и ноября мы изучаем творчество И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.А.Горького. В процессе анализа художественного текста желательно предложить дискуссионные темы для обсуждения, так вырабатывается логика привлечения аргументов в высказывании. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношения человека и общества, к созидательным и разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации, поэтому в изучаемых произведениях писателей первой половины 20 века всегда можно в той или иной мере найти отправную точку для размышлений по любому направлению итогового сочинения. Задача учителя в ходе анализа текста дать ученикам эти отправные точки, направить анализ текста в русло предлагаемых направлений итогового сочинения.
В рамках подготовки к сочинению были предложены следующие темы сочинения: 1) Может ли человек жить вне общества? 2) Почему общество не принимает некоторых людей? Аргументы следовало привести из произведений М.Горького «Старуха Изергиль» и «На дне»; 3) Всегда ли технический прогресс идет человечеству на пользу? 4) Может ли современный человек отказаться культурных ценностей? Аргументы из рассказа «Господин из Сан-Франциско» 5) Для чего человеку нужна совесть? 6) Выбор, который меняет человека. Аргументы приведены из произведений И.Бунина «Темные аллеи», «Чистый понедельник» и А.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»
После того, как сочинение написано, осуществляется второй этап подготовки – работа с критериями оценивания. Первое сочинение – анализ учителя, второе сочинение – самоанализ, третье сочинение – взаимопроверка. После такой работы школьник осознанно относится к творческой задаче на экзамене и только в этом случае итоговое сочинение содействует формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры.
Изучение литературы в школе осуществляется на эталонных произведениях русских писателей, ставших нашим культурным достоянием. Это образцы высокой литературы. А где найти эталонный текст в жанре сочинение. Конечно, такой текст может создать учитель. Можно написать сочинение вместе с детьми и представить работу как образец. Но думаю, что стоит обратиться к работам победителей Всероссийского конкурса сочинений. Если мы обратим внимание на логику представленных тем сочинений ВСК, то она совпадает с логикой итогового сочинения. Вот темы ВКС этого года:
«И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет...»
«Он гением блистал в бою любом»
«Самый холодный материк на Земле»
«Охраняя растения, охраняем жизнь»
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»
«У математиков существует свой язык – это формулы»
«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание»
«Книга – это духовное завещание одного поколения другому»
«Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!»
«Человек, общество и освоение новых видов энергии»
Каждое направление имеет свой комментарий, тему придумывает в рамках данного направления школьник, он же выбирает и жанр сочинения. Можно сделать вывод, что систематическая внеклассная работа по предмету и подготовка школьников к данному конкурсу – это и подготовка к итоговому сочинению в определенной перспективе. Работы победителей этого конкурса, размещенные на сайте ВКС могут быть тем эталоном, который необходим выпускнику для самооценки, для понимания необходимого качества работы.
Можно ли осуществлять подготовку к итоговому сочинению на уроках русского языка? Можно. Стоит подобрать небольшие тексты, соответствующие тематике направлений. Рекомендую подбирать такие тексты из изученных ранее на уроках литературы.
Пример карточки.
На основе составленных учителем карточек ребята вспомнят содержание текста, повторят орфографию, ответят на проблемный вопрос, что будет способствовать решению задач, лежащих в основе внедрения Итогового сочинения в практику школьного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.