1. Ситуация успеха
Учитель предлагает учащимся выполнить задание практического характера.
У: Запишите слова с пропусками
( Учащиеся по одному выходят к доске и записывают слова: С_сна, р_ка, г_ра, з_рно, ло_ка, ло_ка, кру_ка, гри_ ).
2. Ситуация разрыва
Учитель предлагает учащимся выполнить задание практического характера.
У: А ты, Федя, запиши слово мороз без пропусков.
Ф: Мы всегда писали слабые позиции гласных и согласных звуков с пропусками, а без пропусков мы писать не умеем, а с ошибками писать нельзя.
У: Как вы думаете, где можно проверить орфограмму слабой позиции?
у: Мы не знаем.
В: А я думаю, что можно написать марос
У: Все согласны? Как мы можем проверить правильно ли написал Вася?
у: Посмотреть в книжке
У: В любой книжке?
у: Моя сестра учится в 5-ом классе и когда она не знает, как правильно написать слово, она обращается к словарю
У: К какому словарю?
у: Орфографическому
(Учитель демонстрирует орфографические словари и организует работу с ними)
У: Ребята прочитайте первые 10 слов в словаре
(ученики читают)
У: С какой буквы они начинаются?
у: А
У: А с какой буквы начинаются последние 10 слов в словаре?
у: Я
У: Почему слова, начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаре, а слова, начинающиеся с буквы Я,- в конце?
у: Потому что слова в словаре расположены по алфавиту.
У: Проверьте, есть ли слово [марос] среди слов на ма-. А среди слов на мо-?
(дети проверяют)
У: Почему сразу нельзя сказать, где искать это слово- среди слов на ма- или среди слов на мо-?
у: Потому что мы не знаем как правильно пишется слово [марос]
У: Давайте откроем учебник на стр. 80 и выполним упражнение 94. Аня, прочитай задание
у: Проверьте по словарю орфограммы в словах.
К(а,о)ртоф(е, и)ль, уч(е,и)ник, учит(е,и)ль, п(а,о)р(д,т)фель, т(е,и)тра(д,т)ь, (а,о)льбом, к(а,о)р(а,о)нда(ж,ш)
Работайте так:
Запишите слово, пропуская орфограммы.
Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы.
Прочитайте слово по слогам орфографически, то есть выделите голосом слоги с орфограммами.
Не глядя в словарь, повторите слово орфографически.
Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.
Проверьте, все ли слоги вы записали. Для этого читайте написанное слово и отмечайте дужкой каждый прочитанный слог.
Подчеркните в написанном слове орфограммы.
Сверьте орфограммы в слове с теми орфограммами, которые вы подчеркнули в словаре.
На примере слова картофель:
у: Записываю слово с пропусками
к_ртоф_ль
Нахожу слово в словаре и подчеркиваю орфограммы
Картофель
Читаю слово по слогам орфографически
Кар-то-фель
Не глядя в словарь, повторяю слово орфографически
Диктую и записываю слово по слогам, проговариваю каждый слог орфографически точно
Кар-то-фель
Проверяю, все ли слоги записал
Для этого читаю написанное слово и отмечаю дужкой каждый прочитанный слог
Кар-то-фель
Подчёркиваю в написанном слове орфограммы
Картофель
Сверяю орфограммы в слове с теми орфограммами, которые подчеркнул в словаре
(работа с остальными словами проводится аналогично)
У: Ребята, давайте выполним упражнение 96 на стр. 82. Ира, прочитай задание.
у: Проверьте по словарю орфограммы в словах
Гор(а,о)(д,т), (а,о)лф(а,о)ви(д,т), пл(а,о)то(г,к), с(а,о)се(д,т), п(а,о)льто, ст(а,о)кан, сах(а,о)р
(Учащиеся находят в словаре слова и проверяют орфограммы, задание выполняют устно )
У: Давайте выполним упражнение 99 на стр. 83. Коля, прочитай задание.
у: Объясните, как найти в словаре слова
С(а,о)бака, м(е,и)две(д,т)ь, с(а,о)рока, за(е,и,я)ц, п(е,и)тух
Запишите эти слова в алфавитном порядке.
у: Чтобы найти слово в словаре, нужно посмотреть с какой буквы оно начинается, так как, все слова в словаре находятся в алфавитном порядке.
(дети находят слова в словаре и проверяют орфограммы, после того как орфограммы проверены, к доске выходит один ученик и записывает слова в алфавитном порядке: заяц, медведь, петух, собака, сорока).
У: Проверьте по словарю орфограмму в слове
[ п иналы] .
(учащиеся проверяют)
У: Прочитайте в словаре первые 5 слов, которые начинаются на букву П. Какие изменения названий предметов записаны в словаре- те, которые называют один предмет, или те, которые называют много предметов?
у: которые называют один предмет
У: Сколько предметов называет слово
[ п иналы] ? Какое изменение этого слова вы будете искать в словаре?
у: Несколько, а мы будем искать это слово, чтобы оно называло один предмет.
У: Ребята, давайте выполним упражнение 101 на стр. 83. Альбина, прочитай задание.
у: Какие изменения слов вы будете искать в словаре, чтобы проверить в них орфограммы
П(е,и)тухи, уч(е,и)ники,п(е,и) налы, с(а,о)п(а,о)ги, к(а,о)ровы, с(а,о)седи.
Запишите эти слова в алфавитном порядке.
у: Данные слова называют много предметов, а нам нужны те, которые называют один, поэтому надо изменить слово так, чтобы оно называло один предмет.
П(е,и)тух, уч(е,и)ник,п(е,и) нал, с(а,о)п(а,о)г, к(а,о)рова, с(а,о)сед.
Находим эти слова в словаре, проверяем в них орфограммы.
Петух, ученик, пенал, сапог, корова, сосед.
Записываю эти слова в алфавитном порядке: корова, пенал, петух, сапог, сосед, ученик.
У: Ребята, давайте выполним упражнение 117 на стр. 90. Дима, прочитай задание.
у: Какое из слов помещено в словаре раньше? Почему?
П(е,и)тух или п(е,и)рог;
Учит(е,и)ль или уч(е,и)ник;
П(а,о)льто или п(а,о)ртфель;
К(а,о)лесо или к(а,о)ток;
К(а,о)ньки или к(а,о)ртина
у: Нахожу слова в словаре и вписываю орфограммы: петух и пирог. Так как первые буквы в словах одинаковые, смотрю на вторые буквы. Буква -е- находится в алфавите раньше чем –и-, следовательно слово петух помещено в словаре раньше
(работа с остальными словами проводится аналогично)
У: А теперь давайте, не пользуясь словарем, запишем слова буквами в два столбика. В первый запишите слова, в написании которых вы не сомневаетесь( пишите их без пропусков орфограмм) , во второй-слова, в написании которых вы сомневаетесь (орфограммы, в которых вы не уверены, пропускайте).
[варона],[карандаш],[работа],
[б ир оза],[клас],[д эвач ка], [уч ин ик],
[м идв эт ], [сабака], [пасуда], [тавар ищ ], [й агада], [капуста], [кан к и]
(Учащиеся выполняют задание)
У: Как мы можем ответить на вопрос, представленный в данной модели?
у: Для того, чтобы проверить орфограмму слабой позиции, необходимо обратиться к орфографическому словарю
у: Если орфограмма находится в слабой позиции, то мы можем проверить ее по орфографическому словарю
У: Давайте изобразим модель решенной учебной задачи
(ученик выходит к доске и моделирует)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.