Технология работы социального педагога в процессе социализации подростков, требующих особого внимания, в общеобразовательной организации
Оценка 4.7

Технология работы социального педагога в процессе социализации подростков, требующих особого внимания, в общеобразовательной организации

Оценка 4.7
Лекции
doc
воспитание
6 кл—11 кл +1
11.09.2023
Технология работы социального педагога в процессе социализации подростков, требующих особого внимания, в общеобразовательной организации
Рассматривается классификация причин социального и психологического характера отклоняющегося от норм поведения подростков, модели коррекции, границы применения личностного подхода.
Статья . 2023г.doc

 

Алена Николаевна Никитина,

социальный педагог высшей квалификационной категории

МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа № 1»,

г.п.Федоровский Сургутского района

 

Технология работы социального педагога в процессе социализации подростков, требующих особого внимания, в общеобразовательной организации

 

 

Аннотация.   Рассматривается классификация причин социального и психологического характера отклоняющегося от норм поведения подростков, модели коррекции, границы применения личностного подхода.  

Особо актуальной проблемой для общества является социализация подрастающего поколения.

Однако в практике при решении задачи социализации подростков с отклоняющимся поведением выделяется противоречие: между имеющимся педагогическим потенциалом и недостаточным его использованием в  профилактической работе, а именно в организации культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения.

На основе данного противоречия можно сформулировать проблему нашего исследования: каково содержание культурно-досуговой деятельности, обеспечивающей социализацию подростков с отклоняющимся поведением?

Необходимость выявления педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности в социализации подростков с отклоняющимся поведением и предопределила тему работы: Культурно-досуговая деятельность в процессе социализации подростков с отклоняющимся поведением.

Актуальность проекта заключается в том, что - подростки с отклоняющимся поведением, как показывают исследования, даже при полной интеграции в процессе обучения и воспитания нуждаются в специализированной поддержке. Для того чтобы они становились активными субъектами окружающего социума, а не оставались только объектами социально-педагогической помощи, в социуме необходимо  создавать условия,  максимально - возможные для положительной самореализации и социализации таких подростков. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения в студии «Театр + Я» рассматривается как фактор социализации

Новизна исследования заключается в реализации социально-педагогической программы «Театр + Я» как формы организации культурно-досуговой деятельности и как фактора социализации подростков с отклоняющимся поведением.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. В процессе социализации ребенок овладевает ролями, ищет то, что ему ближе, анализируя свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. Но один он со всем этим не справится, всегда есть рядом люди, которые ему в этом помогают: семья, школа. И, очень важно, чтобы после всего осмысленного подросток сказал себе: «В жизни существует добро и зло, счастье и печаль, дружба и предательство. Надо быть готовым к тому, что придется принимать самостоятельные решения и нести ответственность за эти решения и поступки». Эта одна из главных задач социальной службы: помочь ребенку самому найти причины затруднений, уметь сформировать свой взгляд на себя и ситуацию. А родителей и педагогов школы включить в этот процесс, незаметно «подталкивая» к положительному результату ребенка.                       

 

     Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

Как помочь такому ребенку? Как организовать воспитательную работу с ним?

Непросто найти ответы на эти и еще многие другие вопросы, связанные с воспитанием трудного ребенка, организацией профилактической и коррекционной работы с группой таких детей. Трудность решения поставленных вопросов связана с тем, что многие годы замалчивалась проблема, связанная с девиантным поведением молодых людей и это  привело к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения. В данное время, воспитание –это приоритетная сторона работы в школе, поэтому и мы  больше времени и сил уделяем именно воспитательному моменту, в частности, трудных детей.

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера – это неблагоприятное влияние одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный,                подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети?

Трудные дети – это те, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм.

 

В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают:

    а) дети труднообучаемые и трудновоспитуемые;

         б) дети зоны риска.

Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости — целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Для того чтобы знать, как исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т. е. причины девиантного поведения. Существует множество классификаций причин отклоняющегося от норм поведения. Традиционно причины подразделяются  на две группы:

§  причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

§  причины социального и психологического характера.

По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.

Остановимся более подробно на каждой из этих групп.

 Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. По данным М. Раттера (1987), серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому количеству добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становится ясным размер и суть проблемы. Лишь малая часть этих детей попадает на прием к психиатру (для нашей страны, где диагноз такого характера становился клеймом на всю жизнь, процент обратившихся к врачу еще меньше).

Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняющегося от норм поведения рассматривается как наиболее объективный. Так, широко распространена концепция акцентуации характера (А.Е. Личко, 1983), т. е. временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления. Но этот подход не может быть единственным в силу однобокости взглядов на человека и причины его поведения. Отклоняющемуся от норм поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием.

 

Психологи и психиатры (в нашей школе, к сожалению, нет психиатора)  располагают методиками для  точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения.

Причины социального и психологического характера. Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. М. де Винтер приводит данные исторических исследований, в которых доказывается, что вплоть до XVIII в. проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В средние века дети включались во взрослый мир начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало. Только в XVIII в. были сформулированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. В этот период в обществе были определены обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей и, как следствие, развился особый тип эмоциональных отношений в семье. Для детей было введено обязательное посещение школы. В последующем веке термин «контроль» по отношению к подросткам постепенно сменился на термин «социализация», и были определены ее основные направления и критерии. Только после первой мировой войны сформировался взгляд на родителей как на помощников и «слуг» детей. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяло подросткам и чем больше особых прав им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста.

Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют:

1) дефекты правового и нравственного сознания;

2) содержание потребностей личности;

3) особенности характера;

4) особенности эмоционально-волевой сферы.

 Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам, ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам своей группы— наиболее распространенные причины кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрослым стоит лишь пересмотреть свое отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой.

Одной из основных причин психологического характера  низкую самооценку детей особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки прежде всего зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности подростка, особенно со взрослыми, эмоциональным срывам и т. д. Подросткам, в силу возрастных особенностей в некоторые периоды, присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

 

  Причиной может стать и социально- неблагополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может переступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.). Причиной может быть и социально- и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

Можно ли целенаправленно влиять на трудного ребенка?

Несомненно, что в основе педагогической цели, реализуемой по отношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Фактически, когда мы говорим о воспитании такого ребенка, предполагаем, что необходимо создание условий для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения.

При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей с девиантным поведением: с одной стороны, они чаще всего воспринимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нравственным позициям, с другой - всякую негативную оценку своих поступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.

Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным — отношение личности к данной деятельности. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.

Фактически цель воспитания трудного ребенка — формирование состояния самоперевоспитания.

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

   Модель коррекции отклоняющегося поведения подростков охватывает все области жизнедеятельности ребёнка и включает три детерминированные подсистемы воздействия на личность:

v  целенаправленное и целесообразное с учётом  специфики развития подростка воздействие на его сознание;

v  вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и

v  психическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности;

v   воздействие на эмоциональную сферу подростка (повышение уровня Я-концепции) путём перестройки отношения к нему со стороны всех субъектов коррекции.

Первая подсистема направлена к тому, чтобы формировать у детей позитивную Я-концепцию, воспитывать положительную самооценку, обеспечивающую чувство уверенности в себе, доверие к людям и в конечном счёте успех жизнедеятельности ребёнка.

Какую  роль играет в этой подсистеме социальный педагог? Наша работа направлена  на то, чтобы корректировать сознание и поведение подростка, вооружить его знаниями и умениями в области самопознания, самовоспитания, самоутверждение, самоопределения и  самореализации.

Мы планируем занятия с привлечением психолога, медицинского работника школы, специалистов других организаций, которые предполагают различные формы: уроки, индивидуальные консультации, нравственные беседы, диспуты, обсуждения, которые имеют свои цели и задачи.

На начальном этапе -это первая ступень: классные часы, занятия психолога, индивидуальные беседы  «Познай себя», «Прав ли я?», где подросток раскрывает своё внутреннее психическое «устройство», знакомится с особенностями темперамента, сознания и эмоций, обучается адекватной самооценке.

      Ступень «Сделай себя сам» открывает для подростков большие возможности самовоспитания, помогает сформировать адекватную самооценку, определить задачи и пути  их решения.

Занятия «Учись учиться» оказывают помощь неуспевающим, раскрывает «секреты мастерства» хорошистов и отличников, умеющих учиться.

Самая острая проблема для подростка в его среде, служащая отправной точкой в становлении девиантного поведения, — завоевать своё место, утвердиться в группе, среди сверстников, в обществе противоположного пола в соответствии со своими возможностями, желаниями, интересами. Задача программы «Культура общения» — помочь тем, кто испытывает трудности в личностном общении со сверстниками или взрослыми, попадает в  число  изгоев.

Основы профессионального выбора, самоопределения по поводу всех важнейших жизненных ценностей — дружбы, любви, счастья, здоровья — мы раскрываем через занятия «Я в этом мире».

Старшим подросткам, отличающимся самостоятельностью, лидерством предлагаем диспуты-рассуждения на темы: «Учитесь властвовать собой» и «Цели жизни». Они задают  «ближние, средние и дальние перспективы» развития подростка (по А.С.Макаренко).

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Прежде всего мы должны говорить о приемах индивидуального педагогического воздействия. Вот некоторые из них.

Прием — просьба о помощи. Для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращаемся к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просим воспитанника представить себя на нашем  месте и найти способ их решения.

Прием — оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.

      Прием — обсуждение статьи. Подбираем ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Просим подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии мы  пытаемся через поставленные вопросы прийти вместе с учащимся  к правильным выводам.

      Прием — стратегия жизни. В ходе беседы  выясняем жизненные планы воспитанника. После этого  пытаемся выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.

      Прием — рассказ о себе и других. Учитель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?

      Прием — сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумываем  вместе педагог и ученик. «Урок сказки» - распространенная форма работы социального педагога. Но не все берут этот прием во внимание. Сказки мы используем в своей работе не только целенаправленно, но и спонтанно. Услышал социальный педагог, что подросток, мягко говоря, нецензурно выражается. Нет, мы не читаем ему нотаций. Просто находим или сочиняем сказку и через несколько дней приходим в класс на «урок сказки», рассказываем ее, а в ней «намек- добрым молодцам урок»: нельзя материться. Беседа с детьми после прочтения сказки получается как бы сама собой. Есть сказки, которые мы инсценируем с учащимися младшего и старшего звена. Со старшими подростками можно также проводить «уроки сказки»: «О птице Дружбе», «Неопознанная сила», «Человек и Вершина».  Слово – это великая сила, и не надо его коверкать.  

    Прием — непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

        Вторая подсистема модели коррекции отклоняющегося поведения трудных школьников -  это организация деятельности подростка, дающая ему возможность самоутвердиться («Я способен») и самореализоваться (+Я в позитивной сфере). Социум анализируется для того, чтобы предоставить подростку возможность заниматься такой деятельностью (искусство, техника, общение), и на этой основе строится подсистема внеклассных мероприятий. Деятельность должна отвечать интересам подростка, быть посильной, продуктивной, творческой, общественно полезной, важно, чтобы её результаты положительно оценивались окружающими. Более широкими возможностями в этом смысле располагают учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, отдыха в микрорайоне, с которыми мы очень тесно сотрудничаем. Частично эта система строится и на основе внеклассных мероприятий:

Ø  Соревнования по баскетболу среди школ поселка, в составе команды нашей школы учувствовали три учащихся «группы риска»;

Ø  Районный слет волонтеров – два «трудных»;

Ø  Поселковая игра «Имею право?!» - из шести членов команды, двое, состоящих на ВШУ-учете и один-на учете в ГДН при ФПОМ.

  Острая проблема «трудных» детей — свободное время, умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг. Досуговая деятельность привлекательна для учащихся своей нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Однако «трудный» подросток часто не умеет рационально использовать своё свободное время, у него не развиты умения и навыки досуговой деятельности. Мы  помогаем ребёнку заполнить эту пустоту, приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, развить навыки самоорганизоваться, планировать своё время, формировать интересы, умения добиваться поставленной цели. На этом этапе ведется работа и с родителями, и с детьми. «Могу ли я помочь?»- родительское собрание в 9-х классах проводилось с целью: помочь и научить своих детей рационально использовать свое свободное время, планировать свой день, умение добиваться поставленной цели. Параллельно, с учащимися «группы риска» в индивидуальном порядке проводились беседы на  темы: «Учитесь властвовать с собой», «Цели жизни» с целью научить детей видеть «ближние, средние и дальние перспективы» (по А.С.Макаренко).

       В настоящее время мы организовали группу детей, в которую в основном  входят дети «группы риска», совместно назвав ее: «Театр + Подросток». На данное время - это одна из форм досуговой деятельности «трудных» в нашей школе. Попытки суицида, наркомания, токсикомания , курение, «пустое» времяпровождение – главные проблемы подростков, которые мы помогаем им решить через их же сценарии и выступления.

      Третья составляющая подсистемы технологии предполагает воздействие на эмоциональную сферу ребёнка путём перестройки отношения к нему на основе личностного подхода.

Личностный (личностно - ориентированный) подход к ученику в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление компенсирующих и корректирующих педагогических технологий. Этот подход содержит в себе:

идею личностной направленности воспитания и образования;

общечеловеческие принципы гуманизма;

идею демократизации педагогических отношений как основы формирования демократической личности;

углубление индивидуального подхода;

принцип природосообразности обучения и воспитания;

идею активизации и использования внутренних саморегулирующих механизмов развития личности.

 

Границы применения личностного подхода.  К трудным детям предлагается применять оптимально-личностный подход. Это означает, что гуманные мотивы доброты и мягкости, любви и уважения к подростку нельзя превращать во вседозволенность, всепрощение, заискивание или панибратство. Важно соблюдать границы личностного подхода, применять положительное стимулирование.

За границы применения личностного подхода выносятся проявления немотивированной агрессии, чёрной зависти, намеренной лжи, эгоистическое поведение, связанное с причинением зла, противоправные поступки и другие значительные отклонения от нормального социального поведения. Агрессивное «Я» (Я вас ненавижу, Я всё могу, Я вам покажу) возникает чаще всего при столкновении ребёнка с внешним злом (несправедливостью, унижением, ложью). Он становится неуправляемым, его поступки немотивированны, он опасен для окружающих. Гуманные методы уже недейственны, нужны сильные тормозящие приёмы (предупреждение, приказ, наказание). Позиция агрессивного «Я» отличается от импульсивных проявлений, связанных с потребностью личности испытать свои физические и психические возможности, с потребностью самоутвердиться в новом состоянии (в этих случаях также применимы прощение, убеждение). При чрезмерной похвале, опеке, излишнем  подчёркивании успехов личности на фоне других детей положительная самооценка может также потерять свою меру, стать гипертрофированной, личность присваивает себе успехи, которыми она обязана учителю, коллективу. Такое состояние неадекватной самооценки называется эгоцентрической Я-концепцией. Она характеризуется завышенным уровнем притязаний, желанием удовлетворить прежде всего свои личные потребности, причём за счёт других людей, стремлением «казаться», а не «быть», тенденцией к лени, отлыниванию от работы, себялюбию и т. д. В этих случаях правомерно применять тормозящие приёмы: разъяснять, убеждать, затем — предупреждать, принуждать.

Тормозящие приёмы применяем лишь после соответствующей серии приемов личностного и щадящего подходов, после того как  убеждаемся, что внутренние силы ученика не откликаются на наши усилия. Очень важно, чтобы принуждение и наказание были адекватно восприняты подростком, в противном случае они вызовут ответную реакцию активного сопротивления и враждебности. И, конечно же, методы отрицательного стимулирования не должны задевать личного достоинства «трудного» подростка, унижать личность.

 Оказывая психолого-педагогическую помощь трудным детям о которой говорилось выше, мы  стараемся  учитывать ряд требований.

Требование возрастной целесообразности. проявляющееся в том, что в настоящее время вся профилактическая и коррекционная работа начинается главным образом в подростковом возрасте, когда девиантное поведение уже стойко сформировано. Но нельзя отрицать очевидность того факта, что причина этого явления закладывается значительно раньше, в детском возрасте, поэтому целесообразно сдвинуть возрастные границы этой работы в сторону младшего школьного возраста.

Требование дифференцированности и индивидуализации работы. которое заключается в дифференцированном в плане пола и возраста подходе и учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка в процессе воспитательно-профилактической работы с ним.

Вариативность работы. В зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий и вероятных возможных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы.

Гуманный подход. Проявление внимательного и доброго отношения ко всем  детям категории «трудных», независимо от их национальной принадлежности, мировоззрения, вероисповедания, доверие к ребенку и соблюдение его интересов в любой ситуации.

      Составление собственных правил позволяет нам лучше определить собственную позицию, наметить тактику и стратегию взаимодействия.

Правило позитивного настроя. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся уже не изменить, поэтому, чтобы ваше воздействие было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой. Задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться. Чего вы хотите достичь? Наказать, выразить свое отношение, создать условия для изменения поведения2 Поэтому обязательно разберитесь в собственных целях в работе с девиантными детьми. Немаловажно также оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка.

Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: «Каково мое отношение к ребенку2» Если в этом отношении превалирует негатив, то Вам вряд ли удастся достичь взаимопонимания. При этом мы хотим обратить внимание, что следует оценивать отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Возможно, если вам удалось отделить одно от другого, уже что-то изменилось. Если нет, то обратитесь к вашим воспоминаниям: наверняка был целый ряд ситуаций, когда ребенок радовал вас, проявляя положительные качества; соберите мнения о других достоинствах ребенка...

В любом случае переключение на позитивные стороны ребенка — это проверка гуманистической направленности вашей позиции.

Путь по изменению отклоняющегося от нормы поведения может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти эту полосу, следует запастись терпением и верой в успех.

Правило доверительности взаимодействия. Потратьте достаточно времени и сил на восстановление доверительного контакта с ребенком. Древние мудрецы говорили, что можно перейти только тот мост, к которому подошел.

Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Во взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости будет прямо связан с ощущением собственной безопасности. Представьте, что вам попался раненый еж. Пытаясь активно помочь ему, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока еж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернется сам. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасность.

Доверие к миру, конкретной ситуации, другому человеку- это базовая потребность и первоочередная задача, решаемая на первых этапах взаимодействия. Она обеспечивается признаниями безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией понимания его, заботой о реализации его потребностей.

Для установления доверительных отношений с детьми, имеющими девиантное поведение, помимо позитивного, поддерживающего отношения к ним достаточно важно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры.

Правило субъектности взаимодействия. Помочь ребенку можно лишь в том случае, когда он будет не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни. Народная поговорка «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» во многом не лишена смысла. Наша задача — именно научить ребенка плавать, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать его зависимость от себя.

Первое, чего необходимо добиться при изменении девиантного поведения, — сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений.

Правило причинности. Разберитесь с причинами отклоняющегося от нормы поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если оно имело ситуативные предпосылки и не являлось сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, и устранением только следствия мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление движения.

Прежде всего постарайтесь выяснить, не относится ли при- чина нарушения поведения к одной из достаточно типичных:

стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках », чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашнего задания... А уж такие способы привлечения внимания, как дергание за косички, под- ножки и т. п., просто широко известны;

стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которых они могли бы посвятить себя, поиском того, что они могли бы любить, чему могли бы поклоняться;

Проводя анализ причин важно выяснить, что предшествовало девиации, что сам ребенок думает о своем поведении.

Правило последовательности во взаимоотношениях. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете часто менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребенку не терять самообладание в трудных ситуациях, говорите, что даже если кто-то был не прав, то дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате выявления противоречий и непоследовательности дети начинают презирать взрослых. И что особенно опасно — у них нередко формируются глобальные ощущения: они не хотят слушать никого из взрослых, особенно употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст.

Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своем» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции: вы только выиграете в углублении отношений, даже если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.

 

Правило индивидуального подхода. Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей. конкретного девиантного подростка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем (вместо гипотетических построений, основанных на теоретических подходах), выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной.

         Правило превентивности. Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить. Если вам удастся сохранить понимающие отношения с ребенком, вы сможете заметить намечающиеся отклонения и предупредить их развитие. Лучшим же способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей ребенка: любви, безопасности, внимания, самоутверждения — ведь именно их утрата приводит к нарушению поведения. Важно также содействие формированию волевых, моральных, интеллектуальных. Духовных качеств, обеспечивающих устойчивость человека. Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.

            Обществу всегда было небезразлично поведение подростков, не укладывающееся в рамки общепринятых социальных норм. Подростки с отклоняющимся поведением, как показывает исследование, даже при полной интеграции в процессе обучения и воспитания, нуждаются в специализированной поддержке. С ними ведется работа общеобразовательными, культурно-досуговыми учреждениями, а также социально-реабиалитационными центрами. Но эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее реабилитацию. В связи с этим актуальным является обращение автора к теме, которая предполагает вовлечение подростков в такую деятельность, которая формировала бы позитивные индивидуальные интересы личности ребенка, а первичная профилактика (предупреждение появления склонности к употреблению ПАВ) должна быть, прежде всего, позитивной в своей основе. Это значит, что главное здесь – культурное воспитание, привитие с раннего возраста жизнеутверждающих потребностей и навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, развитие способностей к достижению социального благополучия. Арсеналом таких мер, средств и возможностей обладает, по мнению автора, культурно-досуговая деятельность.

            В данной работе культурно-досуговая деятельность с подростками отклоняющегося поведения в студии «Театр + Подросток» рассматривается как один из возможных факторов социализации и первичной профилактики наркомании среди подростков. Работа в студии направлена не только на развитие творческих способностей подростков с отклоняющимся поведением, а главным образом на максимальное вовлечение во внеурочную деятельность, на самоутверждение как личности. Подросток получает возможность реализовать полученные социальные навыки на практике: на занятиях в студии, в тренингах, в работе над постановкой, где каждый чувствует себя нужным, на премьерах театра, которые проходят как в рамках общешкольных мероприятий, так и районного уровня.

            Успеху реализации программы способствует соблюдение эффективных социально-педагогических условий: учет психологических особенностей подростков, применение и использование разнообразных форм работы студии, предполагающих взаимодействие с благополучными подростками и социумом.

 

 


Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами,

взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли!

 

 

Давидович С.А.


 

 

1.      Воспитание трудного ребенка : Дети с девиантным поведением : Учеб.-метод. Пособие /Под ред. М.И.Рожкова.- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).

2.      Волкова.Е.М. Трудные дети или трудные родители?- М.: Просвещение, 1992. – 127с.

3.      Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160с.

4.      Никитина Е.Н. Социальный педагог в школе.- 2-е изд.-М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003. – 112с. – (серия Руководство практического психолога).

5.      Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.- 176с.

6.      Социальная педагогика: Деловой журнал для социальных работников и педагогов //  Народное образование. – 2004.- № 1. –С.  94-97.

7.      Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 416с.

 

 

 

 


Алена Николаевна Никитина, социальный педагог высшей квалификационной категории

Алена Николаевна Никитина, социальный педагог высшей квалификационной категории

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений,…

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений,…

Для того чтобы знать, как исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т

Для того чтобы знать, как исправлять, необходимо сначала понять, что исправлять, т

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания

Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий

Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий

Ступень «Сделай себя сам» открывает для подростков большие возможности самовоспитания, помогает сформировать адекватную самооценку, определить задачи и пути их решения

Ступень «Сделай себя сам» открывает для подростков большие возможности самовоспитания, помогает сформировать адекватную самооценку, определить задачи и пути их решения

О птице Дружбе», «Неопознанная сила», «Человек и

О птице Дружбе», «Неопознанная сила», «Человек и

Границы применения личностного подхода

Границы применения личностного подхода

Вариативность работы . В зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий и вероятных возможных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы

Вариативность работы . В зависимости от складывающейся ситуации, имеющихся условий и вероятных возможных последствий используются те или иные формы, методы и средства работы

Правило субъектности взаимодействия

Правило субъектности взаимодействия

Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения

Самоопределившийся человек с собственным духовно-моральным стержнем вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения

Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии

Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2023