Технология разноуровневого обучения
на бинарных уроках немецкого языка
Братушева Г.О.
учитель немецкого языка
высшей квалификационной категории
Няндома
2021 г.
Современная методика преподавания иностранного языка благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям в обществе осуществляет системно-деятельностный подход в сфере обучения, при котором учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Системно-деятельностный подход предусматривает воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Системно-деятельностный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс в целом. Исходя из этого, пересматривается не только отношение к ученику как к субъекту учебного процесса, но речь идет и об изменение деятельности самого учителя как организатора данного учебного процесса, как соучастника, сотоварища, умелого слушателя и координатора деятельности отдельного ученика и класса в целом.
Задачи и принципы системно-деятельностного подхода, таким образом, меняют и отношение учителя к своей профессиональной деятельности. Творческий союз учителей немецкого языка (Братушева Г.О. и Маркова И.В.) плодотворно работает во всех направлениях профессиональной деятельности, которые возможны в школе, т. е. в учебной, воспитательной, общественной деятельности, в работе, связанной с повышением уровня образования.
Ставя перед учителем новые задачи, системно-деятельностный подход дает большой стимул для развития именно творческого потенциала в разных сферах деятельности учителя: будь то форма урока или мероприятия, будь то планирование всего учебного материала или конкретных этапов урока, применение новых методик и технологий в учебном и воспитательном процессе или переосмысливание старых классических методик. Поэтому можно поставить знак равенства между системно-деятельностным подходом и творчеством учителя.
Одним из методов системно-деятельностного подхода является сотрудничество. Конечно, речь идет о сотрудничестве между учителем и учеником, между учителем и учителем. В данном плане и в отношении творческого союза учителей немецкого языка, который существует более двенадцати лет, данный метод более чем приемлем. Сотрудничество проявляется и в планировании всей деятельности методического объединения учителей, в ее анализе, в проведении уроков и мероприятий, в участии в олимпиадах, конференциях, семинарах и во многих других общественных делах.
Особенно мне хотелось бы поделиться своим опытом в проведении бинарных уроков.
Бинарные уроки, связанные с межпредметными связями, известны уже давно и повсеместно используются. Мы решились взглянуть на этот вопрос несколько с другой стороны. Дело в том, что современная методика обучения иностранному языку нацеливает на практическое владение иностранным языком как языком общения. И поэтому большая роль уделяется тому, чтобы создать реальные речевые ситуации, которые бы позволили ученику с разным уровнем языковой подготовки высказаться, поучаствовать в общении. В условиях школы создание таких речевых ситуаций очень трудное дело, так как из урока в урок ученик общается с одним учителем и своими одноклассниками, привыкая именно к их голосу, темпу речи, произношению. Поэтому, попадая в новые языковые условия, у такого ученика возникают естественные языковые трудности.
Решить данную проблему помогают бинарные уроки.
Итак, их цель:
1) Общение на иностранном языке в различных условиях и речевых ситуациях;
2) Предоставление возможности учащимся сравнить свои успехи в изучении иностранного языка с успехами других ребят и планирование своей работы по улучшению знаний;
3). Повышение мотивации учения и пропаганда иностранного языка.
В своей работе мы используем два вида бинарных уроков: одноуровневые (для групп одного класса или параллели) и разноуровневые (для групп разных возрастов).
Формы таких уроков могут быть самыми разнообразными: урок- путешествие, урок- конференция, урок-дискуссия, урок- экскурсия и т. д.
Предварительная работа по подготовке бинарных уроков требует определенных условий. Предлагаю вашему вниманию этапы этой работы:
1. Выбор классов или групп для проведения подобного бинарного урока, готовым по своим личностным качествам к такому уроку.
2. Выбор темы урока. Учебный материал по немецкому языку предрасположен к тому, чтобы на разных возрастных этапах возвращаться к одним и тем же темам, но на более высоком уровне. Поэтому общая тема может быть выбрана, например:
- 5,6,7 классы – города Германии,
- 8,9 классы – ФРГ,
- 6,8 классы – школьное образование,
- 7,11 классы – экология,
- 9,11 классы – чтение как отдых.
3.Отбор лексического и грамматического материала урока. Этот этап особенно важен для разноуровневых уроков, так как более младшим школьникам должен быть понятен (хотя бы в основном) материал урока.
4.Прогнозирование успехов и неуспехов в деятельности учащихся на разных этапах урока. Может быть, в данном плане уместна таблица
Умения и навыки обучающихся |
Чему необходимо научить |
|
|
5.Планирование или создание монологических и диалогических ситуаций общения. Думается, что для облегчения вхождения в данные ситуации, аналогичная проблема может быть поставлена и решена заранее.
6. Психологическая подготовка учащихся к новым условиям учения, донесение до них целей, задач урока.
После прохождения данных этапов работы учитель может уже непосредственно приступать к планированию и разработке этапов конкретного урока, исходя из его формы и желаемых методов и приемов работы.
Были проведены следующие бинарные уроки:
1. «Подготовка к путешествию»- урок для учащихся 7 и 8 классов
( Приложение № 1 – план урока);
2. «Ориентировка в незнакомом городе»- урок для учащихся 7 и 9 классов;
3. «Зачем я хожу в школу»- урок для групп 5 класса;
4. « Путешествие по Рейну»- урок для групп 8 класса;
5. « Выбор профессии»- урок для групп 9 класса.
6. «Лицо города – визитная карточка страны» - для учащихся 7 и 8 классов.
Подобные бинарные уроки вызывают несомненный интерес среди учащихся, побуждают их к общению, мотивируют для более усердной и углубленной работы по предмету.
Интерес к своему предмету мы стараемся развивать, углублять и пропагандировать и во время проведения внеклассных мероприятий. Ограниченность во времени на уроках не позволяет полностью раскрыть какие-то вопросы, поэтому для проведения внеклассной работы мы пользуемся дополнительными материалами и возможностями для обыгрывания различных тем. Чтобы привлечь для участия как можно большее число учащихся, мы стараемся проводить внеклассные мероприятия на родном языке, но, естественно, с привлечением немецкого. Разнообразие форм, богатство наглядного материала, полезные темы для расширения кругозора – все это является стимулом для участия в наших мероприятиях.
Что же касается системно-деятельностного подхода, то в данном плане речь идет о практической направленности, так как сведения, полученные на внеклассных мероприятиях, всегда используются впоследствии на уроках. Кроме того, выбор темы мероприятия вызван актуальностью и интересами учащихся и, естественно, содержит некоторую избыточность. Очень часто данный материал побуждает учащихся заняться самостоятельной работой, как при подготовке, так и при проведении мероприятия, а также является стимулом к обобщениям, размышлениям, выводам.
Как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, мы пытаемся достигнуть
главного в системно-деятельностном подходе - постановки ученика в новую для него роль – роль субъекта процесса обучения, соучастника, сотоварища данного процесса.
Как результат применения технологии разноуровневого обучения на бинарных уроках учителей немецкого языка и как показатель того, что немецкий язык как предмет, несмотря на его сложность, является предметом, который пользуется интересом у учащихся, могут служить такие факты как:
1. Выбор немецкого языка в качестве экзамена по выбору;
2. Участие в школьных и районных олимпиадах по немецкому языку;
3. Выбор профессии, где иностранный язык играет профилирующую роль.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что системно-деятельностный подход во всех областях деятельности учителя, помноженный на творчество, может дать довольно высокий результат в обучении обучающихся.
Приложение 1
План урока
УМК: Бим И.Л., Немецкий язык, 7 класс, 8 класс.
Тип урока: бинарный, комбинированный.
Предмет: немецкий язык.
Тема: подготовка к путешествию по Германии.
Форма урока: посещение туристического бюро.
Классы: группы 7 и 8 классов.
Учителя: Братушева Г.О., Маркова И.В.
Цели, задачи урока:
7 класс
Развивающие:
- овладение навыками общения по теме «Подготовка к путешествию по Германии»,
- обучение навыкам давать советы путешественникам.
Образовательные:
- контроль монологических высказываний о немецких городах,
- тренировка грамматического материала о неопределенно-личных предложениях,
- обучение чтению текста с пониманием основного материала.
Воспитательные:
- умение делать выбор в предложенных ситуациях,
- формирование навыка общения в мини-группах и с обучающимися другой группы.
8 класс
Развивающие:
- овладение навыками общения по теме «Подготовка к путешествию по Германии»,
- формирование умения заполнять выездную анкету.
Образовательные:
- контроль монологических высказываний о Германии,
- развитие умения вести диалог-расспрос по заданной теме,
- аудирование информации, построенной на знакомом материале,
- контроль грамматического правила о неопределенно-личных предложениях,
- обучение чтению с полным понимаем и пересказом основного содержания.
Воспитательные:
- умение играть социальную роль в обществе,
- формировать потребность в общении на иностранном языке.
УУД
Регулятивные: рефлексия изученного материала, постановка задач по изучаемой проблеме.
Коммуникативные: умение работать в парах, группах, умение выражать свои мысли.
Познавательные: поиск необходимых ресурсов для самостоятельной работы, использование неопределенно-личных предложений.
Личностные: усвоение нравственных норм разрешения проблемных ситуаций.
Планируемые результаты
Предметные: умение высказываться/вести диалог на заданную тему, применять неопределенно-личные предложения.
Метапредметные: формирование умений работы в паре, группе.
Личностные: формирование способности узнавать необходимую информацию для поездки.
Ход урока:
В туристическом бюро:
- представление отделов,
- отдел «Советы путешественникам»,
- отдел «Страны»,
- отдел «Города»,
- отдел «Транспорт»,
- сводка погоды в Германии.
4. Подведение итогов работы:
- контроль выполнения работы в классе по достижению целей,
- оценивание обучающихся,
- комментарий домашнего задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.