Технология разноуровневого обучения на бинарных уроках немецкого языка
Оценка 4.7

Технология разноуровневого обучения на бинарных уроках немецкого языка

Оценка 4.7
doc
12.11.2021
Технология разноуровневого обучения  на бинарных уроках немецкого языка
Обобщение опыта технология разноуровневых уроков.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология разноуровневого обучения

на бинарных уроках немецкого языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братушева Г.О.

учитель немецкого языка

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

Няндома

2021 г.

Современная методика преподавания иностранного языка благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям в обществе осуществляет системно-деятельностный подход в сфере обучения, при котором учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает  наряду с учителем в качестве активного субъекта  деятельности учения. Системно-деятельностный подход предусматривает воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Системно-деятельностный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс в целом. Исходя из этого, пересматривается не только отношение к ученику как к  субъекту учебного процесса, но речь идет и об изменение деятельности самого учителя как организатора данного учебного процесса, как соучастника, сотоварища, умелого слушателя и координатора деятельности отдельного ученика и класса в целом.

Задачи и принципы системно-деятельностного подхода, таким образом, меняют и отношение учителя к своей профессиональной деятельности. Творческий союз учителей немецкого языка (Братушева Г.О. и Маркова И.В.) плодотворно работает во всех направлениях профессиональной деятельности, которые возможны в школе, т. е. в учебной, воспитательной, общественной деятельности, в работе, связанной с повышением уровня образования.

Ставя перед учителем новые задачи, системно-деятельностный  подход дает большой стимул для развития именно творческого потенциала в разных сферах деятельности учителя: будь то форма урока или мероприятия, будь то планирование всего учебного материала или конкретных этапов урока, применение новых методик и технологий в учебном  и воспитательном процессе или переосмысливание старых классических методик. Поэтому можно поставить знак равенства между системно-деятельностным подходом и творчеством учителя.

Одним из методов системно-деятельностного подхода является сотрудничество. Конечно, речь идет о сотрудничестве между учителем и учеником, между учителем и учителем. В данном плане и в отношении творческого союза учителей немецкого языка, который существует более двенадцати лет, данный метод более чем приемлем. Сотрудничество проявляется и в планировании всей деятельности методического объединения учителей, в ее анализе, в проведении уроков и мероприятий, в участии в олимпиадах, конференциях, семинарах и во многих других общественных делах.

Особенно мне хотелось бы поделиться своим опытом в проведении бинарных уроков.

Бинарные уроки, связанные с межпредметными связями, известны уже давно и повсеместно используются. Мы решились взглянуть на этот вопрос несколько с другой стороны. Дело в том, что современная методика обучения иностранному языку нацеливает на практическое владение иностранным языком как языком общения. И поэтому большая роль уделяется тому, чтобы создать реальные речевые ситуации, которые бы позволили ученику с разным уровнем языковой подготовки высказаться, поучаствовать в общении. В условиях школы создание таких речевых ситуаций очень трудное дело, так как из урока в урок ученик общается с одним учителем и своими одноклассниками, привыкая именно к их голосу, темпу речи, произношению. Поэтому, попадая в новые языковые условия, у такого ученика возникают естественные языковые трудности.

Решить данную проблему помогают бинарные уроки.

Итак, их цель:

1) Общение на иностранном языке в различных условиях и речевых ситуациях;

2) Предоставление возможности учащимся сравнить свои успехи в изучении иностранного языка с успехами других ребят и планирование своей работы по улучшению знаний;

3). Повышение мотивации учения и пропаганда иностранного языка.

В своей работе мы используем два вида бинарных уроков: одноуровневые (для групп одного класса или параллели) и разноуровневые (для групп разных возрастов).

Формы таких уроков могут быть самыми разнообразными: урок- путешествие, урок- конференция, урок-дискуссия, урок- экскурсия и т. д.

Предварительная работа по подготовке бинарных уроков требует определенных условий. Предлагаю вашему вниманию этапы этой работы:

1. Выбор классов или групп для проведения подобного бинарного урока, готовым по своим личностным качествам  к такому уроку.

2. Выбор темы урока. Учебный материал по немецкому языку предрасположен к тому, чтобы на разных возрастных этапах возвращаться к одним и тем же темам, но на более высоком уровне. Поэтому общая тема может быть выбрана, например:

- 5,6,7 классы – города Германии,

- 8,9 классы – ФРГ,

- 6,8 классы – школьное образование,

- 7,11 классы – экология,

- 9,11 классы – чтение как отдых.

3.Отбор лексического и грамматического материала урока. Этот этап особенно важен для разноуровневых уроков, так как более младшим школьникам должен быть понятен (хотя бы в основном) материал урока.

4.Прогнозирование успехов и неуспехов в деятельности учащихся на разных этапах урока. Может быть, в данном плане уместна таблица

Умения и навыки обучающихся

Чему необходимо научить

 

 

 

5.Планирование или создание монологических и диалогических ситуаций общения. Думается, что для облегчения вхождения в данные ситуации, аналогичная проблема может быть поставлена и решена заранее.

6. Психологическая подготовка учащихся к новым условиям учения, донесение до них целей, задач урока.

После прохождения данных этапов работы учитель может уже непосредственно приступать к планированию и разработке этапов конкретного урока, исходя из его формы и желаемых методов и приемов работы.

Были проведены следующие бинарные уроки:

1. «Подготовка к путешествию»- урок для учащихся 7 и 8 классов

( Приложение № 1 – план урока);

2. «Ориентировка в незнакомом городе»- урок для учащихся 7 и 9 классов;

3. «Зачем я хожу в школу»- урок для групп 5 класса;

4. « Путешествие по Рейну»- урок для групп 8 класса;

5. « Выбор профессии»- урок для групп 9 класса.

6. «Лицо города – визитная карточка страны» - для учащихся 7 и 8 классов.

Подобные бинарные уроки вызывают несомненный интерес среди учащихся, побуждают их к общению, мотивируют для более усердной и углубленной работы по предмету.

Интерес к своему предмету мы стараемся развивать, углублять и пропагандировать и во время проведения внеклассных мероприятий. Ограниченность во времени на уроках не позволяет полностью раскрыть какие-то вопросы, поэтому для проведения внеклассной работы мы пользуемся дополнительными материалами и возможностями для обыгрывания различных тем. Чтобы привлечь для участия как можно большее число учащихся, мы стараемся проводить внеклассные мероприятия на родном языке, но, естественно, с привлечением немецкого. Разнообразие форм, богатство наглядного материала, полезные темы для расширения кругозора – все это является стимулом для участия в наших мероприятиях.

 

 

Что же касается системно-деятельностного подхода, то в данном плане речь идет о практической направленности, так как сведения, полученные на внеклассных мероприятиях, всегда используются впоследствии  на уроках. Кроме того, выбор темы мероприятия вызван актуальностью и интересами учащихся и, естественно, содержит некоторую избыточность. Очень часто данный материал побуждает учащихся заняться  самостоятельной работой, как при подготовке, так и при проведении мероприятия, а  также является стимулом к обобщениям, размышлениям, выводам.

Как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, мы пытаемся достигнуть

главного в системно-деятельностном подходе -  постановки ученика в новую для него роль – роль субъекта процесса обучения, соучастника, сотоварища данного процесса.

Как результат применения технологии разноуровневого обучения на бинарных уроках учителей немецкого языка и как показатель того, что немецкий язык как предмет, несмотря на его сложность, является предметом, который пользуется интересом у учащихся, могут служить такие факты как:

1. Выбор немецкого языка в качестве экзамена по выбору;

2. Участие в школьных и районных олимпиадах по немецкому языку;

3. Выбор профессии, где иностранный язык играет профилирующую роль.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что системно-деятельностный подход во всех областях деятельности учителя, помноженный на творчество, может дать довольно высокий результат в обучении обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

План урока

УМК: Бим И.Л., Немецкий язык, 7 класс, 8 класс.

Тип урока: бинарный, комбинированный.

Предмет: немецкий язык.

Тема: подготовка к путешествию по Германии.

Форма урока: посещение туристического бюро.

Классы: группы 7 и 8 классов.

Учителя: Братушева Г.О., Маркова И.В.

Цели, задачи  урока:

7 класс

Развивающие:

- овладение навыками общения по теме «Подготовка к путешествию по Германии»,

- обучение навыкам давать советы путешественникам.

Образовательные:

- контроль монологических высказываний о немецких городах,

- тренировка грамматического материала о неопределенно-личных предложениях,

- обучение чтению текста с пониманием основного материала.

Воспитательные:

- умение делать выбор в предложенных ситуациях,

- формирование навыка общения в мини-группах и с обучающимися другой группы.

8 класс

Развивающие:

- овладение навыками общения по теме «Подготовка к путешествию по Германии»,

- формирование умения заполнять выездную анкету.

Образовательные:

- контроль монологических высказываний о Германии,

- развитие умения вести диалог-расспрос по заданной теме,

- аудирование информации, построенной на знакомом материале,

- контроль грамматического правила о неопределенно-личных предложениях,

- обучение чтению с полным понимаем и пересказом основного содержания.

Воспитательные:

- умение играть социальную роль в обществе,

- формировать потребность в общении на иностранном языке.

УУД

Регулятивные: рефлексия изученного материала, постановка задач по изучаемой проблеме.

Коммуникативные: умение работать в парах, группах, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск необходимых ресурсов для самостоятельной работы, использование неопределенно-личных предложений.

Личностные: усвоение нравственных норм разрешения проблемных ситуаций.

Планируемые результаты

Предметные: умение высказываться/вести диалог на заданную тему, применять неопределенно-личные предложения.

Метапредметные: формирование умений работы в паре, группе.

Личностные: формирование способности узнавать необходимую информацию для поездки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Обсуждение темы, целей урока и социальных ролей обучающихся.
  3. Работа по теме «Подготовка к путешествию по Германии».

В туристическом бюро:

- представление отделов,

- отдел «Советы путешественникам»,

- отдел «Страны»,

- отдел «Города»,

- отдел «Транспорт»,

- сводка погоды в Германии.

4. Подведение итогов работы:

- контроль выполнения работы в классе по достижению целей,

- оценивание обучающихся,

- комментарий домашнего задания.

 


Технология разноуровневого обучения на бинарных уроках немецкого языка

Технология разноуровневого обучения на бинарных уроках немецкого языка

Современная методика преподавания иностранного языка благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям в обществе осуществляет системно-деятельностный подход в сфере обучения, при котором учитываются потребности, возможности и склонности…

Современная методика преподавания иностранного языка благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям в обществе осуществляет системно-деятельностный подход в сфере обучения, при котором учитываются потребности, возможности и склонности…

В своей работе мы используем два вида бинарных уроков: одноуровневые (для групп одного класса или параллели) и разноуровневые (для групп разных возрастов)

В своей работе мы используем два вида бинарных уроков: одноуровневые (для групп одного класса или параллели) и разноуровневые (для групп разных возрастов)

Что же касается системно-деятельностного подхода, то в данном плане речь идет о практической направленности, так как сведения, полученные на внеклассных мероприятиях, всегда используются впоследствии на…

Что же касается системно-деятельностного подхода, то в данном плане речь идет о практической направленности, так как сведения, полученные на внеклассных мероприятиях, всегда используются впоследствии на…

Приложение 1 План урока УМК:

Приложение 1 План урока УМК:

Советы путешественникам», - отдел «Страны», - отдел «Города», - отдел «Транспорт», - сводка погоды в

Советы путешественникам», - отдел «Страны», - отдел «Города», - отдел «Транспорт», - сводка погоды в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2021