Методический семинар
1 слайд и озвучиваю Тема моего выступления «Технология разновозрастного обучения в классах, объединенных по вертикали, в условиях реализации ФГОС НОО»
Говорю: Я – учитель начальных классов средней общеобразовательной школы с.Красновичи Унечского района. Школа, в которой я работаю, является малокомплектной.
2 слайд определения МАЛОКОМПЛЕТНАЯ ШКОЛА И МАЛОКОМПЛЕКТНЫЙ КЛАСС
Говорю: Мне очень нравится работать в этой школе, потому как малокомплектная сельская школа – уникальный социально- педагогический феномен. Она выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В классе сельской школы, где обучаются от 2 до 5 человек, возникает необходимость и целесообразность объединять классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах, т.е малокомплектных классах.
На фоне видео слайда №3 продолжаю Говорить: В настоящее время я являюсь учителем класса-комплекта. Во 2-ом и 4-ом классах, в каждом из которых по 4 обучающихся.
Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от обычных школ, однако имеются специфические особенности работы с несколькими классами:
В первую очередь мое внимание, как учителя, распределяется между двумя классами. Таким образом, Учащиеся часть времени обучаются самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе я организовываю беседу, объяснение, устный опрос или другие формы работы.
Говорю: В этом случае, я целенаправленно работаю над тем, чтобы выстроить развитие самостоятельности детей. Высший уровень индивидуализации проявляется в том, что ребенок способен сам организовывать свою учебную деятельность.
Слайд 4 в 1 классе - меня учат (1 класс);
-
учусь сам (2 класс);
- учусь учить других (3 класс);
- учу других (4 класс).
Говорю: Если рассмотреть структуру урока в классе-комплекте, которой я пользуюсь при подготовке и организации урока, на примере предмета «Математика», то мы увидим, что Сценарий урока в малокомплектной школе предусматривает чередование работы учителя и самостоятельной работы обучащихся;
Слайд 5 СТРУКТУРА УРОКА
И для того, чтобы минимизировать время самостоятельных работ без потерь в образовательном процессе целесообразно организовать тьюторское сопровождение учебной деятельности младших школьников старшими. Ведь школьная жизнедеятельность моих обучающихся происходит в разновозрастном коллективе, а разновозрастное обучение становится ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малокомплектной школе.
Слайд 6 РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Говорю: И Главная идея разновозрастного обучения – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.
Прежде всего, организовать разновозрастную образовательную деятельность детей я изучила ситуацию в классе и выявила возможности для организации таких занятий, ответив на следующие вопросы:
Задать эти вопросы залу
Слайд 7 По каким предметам объединять? все занятия по всем предметам проводятся в начальных классах малокомплектных сельских школ, когда один учитель постоянно работает с учащимися двух классов;
Как часто я могу проводить такие занятия? _________ занятия я провожу
систематически при совпадении содержания учебного материала; Отличие содержания состоит лишь в глубине его изучения в определенном классе, потому как тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими. В этом случае проводятся однотемные занятия, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов.
- На каких этапах урока организовать взаимодействия старших и младших? взаимодействие старших и младших осуществляется как на протяжении всего занятия, так и на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач;
Приступая к подготовке разновозрастных уроков, я:
И В начале учебного года я определила состав рабочих пар «ученик — учитель». Главные критерии создания пары:
Слайд 8 учебная успеваемость: очень слабым «учителям» нельзя давать самых слабых или самых сильных учеников, а самым сильным ученикам необходимо подбирать «учителей» посильнее. У нас в классе эти пары постоянные.
- психологическая совместимость
Вся работа на разновозрастном уроке проводится парами. К началу урока за каждой партой сидит «учитель» и его ученик.
На разновозрастных занятиях на различных этапах занятия я использую широкий спектр различных форм для организации обучения в диалоге, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность адаптироваться к новой ситуации.
Например
Слайд 9 При проверке домашнего задания:
– учащиеся старших классов подбирают или составляют вопросы, а затем принимают участие в опросе по ним;
Например: при изучении тем «Умножение на двузначное число» в 4 классе и «Умножение» во 2 классе, обучающиеся 4 класса дома подготавливают карточки, соответствующие теме урока 2 класса. И затем проводят опрос по ним, проверку и оценивание.
- в случае затруднений старшие помогают при ответах младшим;
– младшие задают в ходе опроса вопросы старшим, касающиеся повторения материала, ранее ими изученного. (правило умножения на 1, 0)
При изучении нового материала:
– старшие помогают изучить новый материал младшим. Такие уроки Оптимально строить на материале тех понятии, которые в 1-2 классах начали изучаться, а в 3-4 классах обобщаются и углубляются. Например, после изучения корней с чередованиями гласных четвероклассники проводят во вторых классах консультации по теме «Проверка безударной гласной в корне», таким образом, деятельность младших помогает старшим вспомнить ранее изученный материал;
если взять урок лит.чт, то применяю такую форму работы как « Птичий базар». Дети в паре читают текст друг-другу по очереди (один читает, второй следит и исправляет ошибки, если они есть, потом партнеры меняются ролями). Побеждает пара, которая за назначенное время прочитала текст большее количество раз.
Слайд 10 При закреплении изученного материала:
– решение комплексных учебных задач, в которых используются знания, приобретенные в разных классах, что реализует принцип развивающего обучения. В рамках закрепления темы «Имя существительное» пары получают карточку с заданием указать все морфологические признаки существительного. Работу по карточке начинает ученик 2 класса, в то время как 4 класс ведет контроль за правильностью, а затем дополняет те, оставшиеся морф.признаки, с которыми еще не знакомы ученики 2 кл.
– индивидуальная помощь младшим в процессе закрепления и повторения материала на уроке или дома.
При контроле знаний:
– проведение зачетов между разновозрастными учебными парами.
На этом этапе использую методику взаимных диктантов, методику Булановской.
При взаимодиктантах сначала старший ученик диктует текст, младший пишет, потом ученик младший диктует, а старший - записывает. После этого оба ученика вместе проверяют каждый диктант, подчеркивая допущенные ошибки. Проводится работа над ошибками. Ученик 4 кл. проверяет самостоятельно, а ученик 2 класса с помощью карточки.
Хочу заметить, что, начавшись как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, так как ставит перед ним вполне реальные цели: научить кого-то чему-то.
Слайд 11 Основные эффекты разновозрастного сотрудничества:
1.В первую очередь, это мощный резерв повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся.
2. Ситуация разновозрастного сотрудничества становится важным фактором формирования у школьников учебной самостоятельности.
3. Ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, четвероклассники начинают по-новому видеть труд собственных учителей.
4. работа в позиции «учителя» может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
Я убедилась в том, что советский и российский педагог-дидакт Виталий Кузьмич Дьяченко, был прав, говоря, что “общение в паре – это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества”.
Слайд 12 Спасибо за внимание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.