Технология разновозрастного обучения в классах, объединённых по вертикали, в условиях реализации ФГОС НОО.
Оценка 4.7

Технология разновозрастного обучения в классах, объединённых по вертикали, в условиях реализации ФГОС НОО.

Оценка 4.7
Лекции
docx
07.04.2022
Технология разновозрастного обучения в классах, объединённых по вертикали, в условиях реализации ФГОС НОО.
Технология разновозрастного обучения в классах, объединённых по вертикали, в условиях реализации ФГОС НОО.
выступление на 14.03.docx

Методический семинар

1 слайд и озвучиваю     Тема моего выступления «Технология разновозрастного обучения в классах, объединенных по вертикали, в условиях реализации ФГОС НОО»

 Говорю: Я – учитель начальных классов средней общеобразовательной школы с.Красновичи Унечского района.  Школа, в которой я работаю, является малокомплектной.

2 слайд   определения МАЛОКОМПЛЕТНАЯ ШКОЛА И МАЛОКОМПЛЕКТНЫЙ КЛАСС

Говорю: Мне очень нравится работать в этой школе, потому как малокомплектная  сельская школа                               – уникальный социально- педагогический феномен. Она выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В классе сельской школы, где обучаются от 2 до 5 человек, возникает необходимость и целесообразность объединять классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах, т.е малокомплектных классах.

На фоне видео слайда №3 продолжаю Говорить: В настоящее время я являюсь учителем класса-комплекта. Во 2-ом и 4-ом классах, в каждом из которых по 4 обучающихся.

Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от обычных школ, однако имеются специфические особенности работы с несколькими классами:

В первую очередь мое  внимание, как учителя,   распределяется между двумя классами. Таким образом, Учащиеся часть времени обучаются самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе я организовываю беседу, объяснение, устный опрос или другие формы работы.

Говорю: В этом случае, я целенаправленно работаю над тем, чтобы выстроить развитие самостоятельности детей. Высший уровень индивидуализации проявляется в том, что ребенок способен сам организовывать свою учебную деятельность.

Слайд 4   в 1 классе - меня учат (1 класс);

- учусь сам (2 класс);
              - учусь учить других (3 класс);
              - учу других (4 класс).

Говорю: Если рассмотреть структуру урока в классе-комплекте, которой я пользуюсь при подготовке и организации урока, на примере предмета «Математика», то мы увидим, что Сценарий урока в малокомплектной  школе предусматривает                                                                                          чередование работы учителя и самостоятельной работы обучащихся;      

 Слайд 5 СТРУКТУРА УРОКА

И для того, чтобы минимизировать время самостоятельных работ без потерь в образовательном процессе целесообразно организовать тьюторское сопровождение учебной деятельности младших школьников старшими. Ведь школьная жизнедеятельность моих обучающихся происходит в разновозрастном коллективе, а разновозрастное обучение становится ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малокомплектной школе.

 

Слайд 6 РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Говорю:  И Главная идея разновозрастного обучения – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

 

Прежде всего, организовать разновозрастную образовательную деятельность детей я  изучила ситуацию в классе и выявила возможности для организации таких занятий, ответив на следующие вопросы:

Задать эти вопросы залу

Слайд 7  По каким предметам объединять?  все занятия по всем предметам проводятся в начальных классах малокомплектных сельских школ, когда один учитель постоянно работает с учащимися двух  классов;

Как часто я могу проводить такие занятия? _________ занятия я провожу

систематически при совпадении содержания учебного материала; Отличие содержания состоит лишь в глубине его изучения в определенном классе, потому как тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими. В этом случае проводятся однотемные занятия, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов.

- На каких этапах урока  организовать взаимодействия старших и младших?  взаимодействие старших и младших осуществляется как на протяжении всего занятия, так и на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач;

Приступая к подготовке разновозрастных уроков, я:

  • согласовываю предметное содержание классов, вступающих во взаимодействие;
  • составляю совместный план-конспект  проведения разновозрастного урока.

И В начале учебного года я определила состав рабочих пар «ученик — учитель». Главные критерии создания пары:

Слайд 8  учебная успеваемость: очень слабым «учителям» нельзя давать самых слабых или самых сильных учеников, а самым сильным ученикам необходимо подбирать «учителей» посильнее. У нас в классе эти пары постоянные.

- психологическая совместимость

Вся работа на разновозрастном уроке проводится парами. К началу урока за каждой партой сидит «учитель» и его ученик.

           На разновозрастных занятиях на различных этапах занятия я использую широкий спектр различных форм для организации обучения в диалоге, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность адаптироваться к новой ситуации.

 

 

 

 

Например

Слайд 9 При проверке домашнего задания:

        учащиеся старших классов подбирают или составляют вопросы, а затем принимают участие в опросе по ним;

Например: при изучении тем «Умножение на двузначное число» в 4 классе и «Умножение» во 2 классе, обучающиеся 4 класса дома подготавливают карточки, соответствующие теме урока 2 класса. И затем проводят опрос по ним, проверку и оценивание.

- в случае затруднений старшие помогают при ответах младшим;

        младшие задают в ходе опроса вопросы старшим, касающиеся повторения материала, ранее ими изученного. (правило умножения на 1, 0)

При изучении нового материала:      

        старшие помогают изучить новый материал младшим. Такие уроки Оптимально строить на материале тех понятии, которые в 1-2 классах начали изучаться, а в 3-4 классах обобщаются и углубляются. Например, после изучения корней с чередованиями гласных четвероклассники проводят во вторых классах консультации по  теме «Проверка безударной гласной в корне», таким образом, деятельность младших помогает старшим вспомнить ранее изученный материал;

если взять урок лит.чт, то применяю такую форму работы как « Птичий базар». Дети в паре читают текст друг-другу по очереди (один читает, второй следит и исправляет ошибки, если они есть, потом партнеры меняются ролями). Побеждает пара, которая за назначенное время прочитала текст большее количество раз.

Слайд 10  При закреплении изученного материала:

        решение комплексных учебных задач, в которых используются знания, приобретенные в разных классах, что реализует принцип развивающего обучения. В рамках закрепления темы «Имя существительное» пары получают карточку с заданием указать все морфологические признаки существительного. Работу по карточке начинает ученик 2 класса, в то время как 4 класс ведет контроль за правильностью, а затем дополняет те, оставшиеся морф.признаки, с которыми еще не знакомы ученики 2 кл.

        индивидуальная помощь младшим в процессе закрепления и повторения материала на уроке или дома.

При контроле знаний:

        проведение зачетов между разновозрастными учебными парами.

На этом этапе использую методику взаимных диктантов, методику Булановской.

При взаимодиктантах сначала старший ученик диктует текст, младший пишет, потом ученик младший диктует, а старший - записывает. После этого оба ученика вместе проверяют каждый диктант, подчеркивая допущенные ошибки. Проводится работа над ошибками. Ученик 4 кл. проверяет самостоятельно, а ученик 2 класса с помощью карточки.

Хочу заметить, что, начавшись как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, так как ставит перед ним вполне реальные цели: научить кого-то чему-то.

Слайд 11 Основные эффекты разновозрастного сотрудничества:

1.В первую очередь, это мощный резерв повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся.

2. Ситуация разновозрастного сотрудничества становится важным фактором формирования у школьников учебной самостоятельности.

3. Ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, четвероклассники начинают по-новому видеть труд собственных учителей.

4. работа в позиции «учителя» может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);

 

Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

 

Я убедилась в том, что советский и российский педагог-дидакт Виталий Кузьмич Дьяченко, был прав, говоря, что “общение в паре – это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества”.

 

 

Слайд 12    Спасибо за внимание

 


 

Методический семинар 1 слайд и озвучиваю

Методический семинар 1 слайд и озвучиваю

Слайд 6 РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Слайд 6 РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Например Слайд 9 При проверке домашнего задания: – учащиеся старших классов подбирают или составляют вопросы, а затем принимают участие в опросе по ним;

Например Слайд 9 При проверке домашнего задания: – учащиеся старших классов подбирают или составляют вопросы, а затем принимают участие в опросе по ним;

Хочу заметить, что, начавшись как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, так как ставит перед ним вполне реальные цели: научить кого-то…

Хочу заметить, что, начавшись как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, так как ставит перед ним вполне реальные цели: научить кого-то…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022