Технологическая карта пробного урока технологии в начальной школе
Дата: 29.01.2020 г.
Школа: МБОУ СОШ№18
Класс: 2 «Б»
Учитель: Китова Татьяна Зиновьевна
Методист: Терских Галина Аттиковна
Практикант: Зелич Нина Витальевна
Тип урока: комбинированный
Тема урока |
«Секрет подвижной игрушки» |
Цель |
Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через освоение техники выполнения подвижной игрушки - дергунчика. |
Задачи
|
Образовательные: 1) повторить историю появления дергунчика; познакомить с театральной куклой-дергунчик. 2) закрепить навыки анализа конструкции изделия, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану. 3) совершенствовать навыки выполнения технологических операций: резания бумаги и картона по контуру, склеивания деталей изделия. Развивающие: способствовать развитию конструкторского, технологического, образного, художественного мышления; слуховой и зрительной памяти; диалогическая речи; мелкой моторики и фантазии. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию ответственности за выполнение работы; бережного отношения к природе; интереса к технике петельного шва. 2) способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. |
Планируемые результаты |
Предметные: - иметь представление - знать - уметь Формируемые УУД: - личностные - регулятивные - коммуникативные - познавательные |
Основные понятия |
|
Межпредметные связи |
русский язык, математика, изобразительное искусство. |
Оборудование
|
Оборудование учителя: образец изделия –дергунчик в виде совы, пошаговая последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (для словарной работы), шаблоны. Оборудование учащихся: Материалы: Цветной картон, цветная бумага для аппликаций, чёрный маркер, проволока или скрепки; клей, плотные нитки. Инструменты: карандаш, ножницы, шило. |
Литература, интернет-ресурсы |
Литература: Лутцева, Е А. Технология. 2 класс [Текст]: учеб. Для общеобразоват. Организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 5-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 184 с. : ил. - (Школа России). Интернет - ресурсы https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-belochka.html |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Планируемые результаты
|
Время |
|
Предметные |
УУД |
||||
|
I. Организация класса на работу |
|
|
|
|
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
|
-Здравствуйте, ребята! -Тихо присели девочки! -Тихо присели мальчики! -Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! |
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
|
|
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений; |
1 мин
|
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели |
|
|
2 мин |
|
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. |
-Ребята, посмотрите на слайд. -Что изображено на нём? (Игрушка) -Мы её закончили? -Так как звучит тема нашего урока? (Секрет подвижной игрушки) -Что мы будем доделать? (дергунчика) -Верно. |
С помощью учителя формулируют тему и цель урока, |
|
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя. |
|
|
III. Вводная беседа |
|
|
3-5 мин |
|
Повторить историю появления дергунчика.
Познакомить с театральной куклой-дергунчик.
|
-Кто помнит, что такое дергунчи? (Дергунчик – вариант механической игрушки, части которой слабо соединены и приводятся в движение с помощью нитей, закреплённых на задней стороне игрушки) -С какого времени известны Игрушки-дергунчики? (Игрушки- дергунчики известны ещё со времён античного мира) -Какие названия были у дергунчика в разных странах? (В Германии их называли «Хампельман», во Франции – «Пантин», а в англоязычных странах – «Прыгающий Джек». Мастерили такие игрушки и в России, назывались они «плясуны») -А сейчас я вам расскажу о театральных куклах-дергунчиках. -За многовековую историю кукольного театра люди придумали и создали очень много разнообразных кукол. Театральные куклы могут быть как маленькими (пальчиковыми), так и большими. Театральные куклы отличаются друг от друга внешностью и устройством. Каждая кукла обладает своей индивидуальностью, но в зависимости от их устройства принято различать несколько классических видов театральных кукол. Театральные куклы могут быть пальчиковыми, перчаточными, конусными, тростевыми и, наконец, кукла-дергунчик. |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
|
Иметь о дергунчике и его видах.
|
Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. |
|
|
IV. Подготовка к практической работе
|
|
|
4-5 мин |
|
Закрепить навыки анализа конструкции изделия.
Закрепить навыки планирования работы. |
А) Анализ конструкции изделия -Вспомним наше издеие. -Посмотрите на него -Из скольких частей состоит? (Из туловища, головы). -Из скольких деталей состоит каждая часть? (Туловище состоит из большого и маленького туловища, двух крыльев и хвостика. Голова состоит из 2 глаз, двух зрачков, носика и ушек ). -Как детали соединяются между собой? (Неподвижно с помощью клея, а туловище с крыльями соединены подвижно, с помощью проволоки в виде шарнира, нитки плотные) -Какие материалы использованы? (Цветной картон, цветная бумага для аппликаций, клей, чёрный маркер, проволока или скрепки) Б) Составление плана практической работы -Вспомним наш план. План
-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (Первый) -А теперь, пришло время немного отдохнуть. Встаньте из-за парт. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной. Физминутка Ах, ты, совушка-сова, Ты большая голова, (руками показать над головой большой круг) Ты на дереве сидела, (приседания) Головой своей вертела, (повороты головой в разные стороны) С дерева свалилася, (наклоны влево и вправо) В яму покатилася» (повороты вокруг туловища). |
Анализируют изделие учителя.
Читают план практической работы.
Выолняют физминутку.
|
Знать конструкции однодетальные; способы сборки деталей. Уметь: анализировать, планировать предстоящую практическую работу; с помощью учителя решать доступные конструктор-ско – техно- логические задачи. |
Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, |
|
|
V. Организация рабочего места |
|
|
3 мин |
|
Закрепит навыки организации рабочего места. |
-Что нам понадобится. Материалы: Цветной картон, цветная бумага для аппликаций, чёрный маркер, проволока или скрепки; клей, плотные нитки. Инструменты: карандаш, ножницы, шило. - Прежде чем мы приступим к работе, вспомним о правилах работы с ножницами, клеем. Правила безопасной работы ножницами: 1.Перед работой проверьте исправность ножниц. 2.Используйте ножницы только назначению. 3.Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 4.Работайте ножницами только на своём рабочем месте. 5.Подавайте ножницы в закрытом виде кольцами вперёд. 6.Не оставляйте на столе ножницы в раскрытом виде. 7. Не играйте с ножницами, не подносите их близко к лицу. Правила безопасной работы с клеем
-А что нужно сделать после работы? (Когда закончили работу, нужно привести в порядок свое рабочее место.) -Молодцы. |
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами |
Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.
|
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. |
|
|
VI. Практическая работа |
|
|
25-30 мин |
|
Совершенствовать навыки выполнения технологических операций: резания бумаги и картона по контуру, склеивания деталей изделия. |
-Повторим критерия оценивания. Критерии оценивания:
Практическая работа -Продолжаем нашу работу. 2.Наклеить глаза (можно их сделать объёмными), нос. -Берём туловище совы, газа, зрачки и носик. Берём клей и соблюдая технику безопасности наносим его на глаза, потом подносим их к туловищу и вверху наклеиваем их. -Берём клей и соблюдая технику безопасности наносим его на зрачки, потом подносим их к глазам и в середине наклеиваем их. -Берём клей и соблюдая технику безопасности наносим его на носик, потом подносим его к глазам и ниже на середине наклеиваем их. 3.Наклеить уши, животик и хвост. -Берём клей и соблюдая технику безопасности наносим его на ушки, но только на нижнюю часть, примерно 1 см, потом подносим их к верхней части туловища и с обратной стороны туловища наклеиваем их, только ту часть, на которую нанесли клей. -Берём клей и соблюдая технику безопасности наносим его на хвостик, но только на верхнюю часть, примерно 1 см, потом подносим их к нижней части туловища и с обратной стороны туловища наклеиваем его, только ту часть, на которую нанесли клей. -Берём клей и соблюдая технику безопасности наносим его на животик, потом подносим их к середине туловища и с наклеиваем его. 4.Подвижно соединить крылья с туловищем. -Берём туловище совы и находим место для крыльев, примерно выше середины туловища с краю. Делаем засечки в виде крестика с двух сторон, на одном расстояние. -Берём крылья совы, находим округлую часть крыла, на ней находим середину и делаем засечку в виде крестика. Немного ниже от сделанной засечки делаем ещё одну. Теперь я подойду к вам и проколю ваши засечки шилом. Во время этого должна быть тишина. -Я вам сейчас раздаю два кусочка проволоки, будьте с ней аккуратны. Берём одну проволоку, находим на ней середину и с помощью рук делаем небольшую петельку, а остальную проволоку скручиваем таким образом. (Показ учителя) -Берём сову и крыло. Прикладываем эти детали на обратной стороне так, чтобы проколы от шила были друг под другом. Потом аккуратно переворачиваем изделие и в место прокола помещаем проволоку тонким концом, чтобы петелька осталась на лицевой стороне. После этого переворашиваем изделие и тонкий конец проволоки скручиваем в круг, как показано на слайде. Такие же действия проделываем со вторым крылом. -Теперь берём нитку для вязания, отмеряем нить следующим образом:
-На конце нити надо сделать узелок, для этого не туго накрутите на указательный палец руки. Полученную петлю немного скручивают между указательным и большим пальцами, постепенно её нужно снять и натянуть нитку. -Данную нить вденьте в прокол от шила №2. Вытяните нить и сделайте два узла для фиксации. Дальше вденьте эту же нить во второе крыло в прокол от шила и так же сделайте два узла. Отрежьте оставшуюся нить ножницами по косой линии, соблюдая технику безопасности. -Нить, которую вы отрезали, возьмите в руки. Между крыльями совы вы видите проходит нить. Найдите на ней середину и соедините её с оставшейся нитью с помощью узла. -Потяните за нить. Видите, ваша сова поднимет крылья, это значит, что ваше изделие исправно. У кого возникли трудности, поднимете руку, и я к вам подойду. 5.Подойти творчески к оформлению игрушки. -Теперь можете украсить свою сову по вашему желанию. |
Выполняют практическую работу под руководством учителя, выполняя работу по этапно.
Осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту |
Знать: виды изучаемых материалов, их свойства и названия Уметь: правильно работать ручными инструментами; аккуратно выполнять сборку деталей, реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. |
Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций, в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки |
|
|
VII. Подведение итога урока. Рефлексия. |
|
|
3 мин |
|
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности |
Дети выходят к доске по рядам. -Какие у нас получились превосходные совушки. Вы все просто умнички. -Наш урок подходит к концу. Время подвести урок. -Как называется наше изделие, которое мы сегодня с вами делали? (Дергунчик) -В чём секрет подвижной игрушки? (В том что можно дёргая за ниточку можно привести игрушку в движение) -С каким видом дергунчика, мы с вами сегодня познакомились? (С театральным) -Какие виды театральных дергунчиков вы знаете? ( Театральные куклы могут быть пальчиковыми, перчаточными, конусными, тростевыми и, наконец, кукла-дергунчик) -Поднимите руку, кто не успел закончить работу и не очень доволен своим результатом? -Поднимите руку, кто все успел на уроке и доволен своим результатом? -Можно сделать вывод, что урок прошел успешно, так как многие всё успели. |
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности. |
|
Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
|
|
VIII. Уборка рабочих мест |
|
|
2 мин |
|
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место |
- А сейчас, приведите свои рабочие места в порядок. - Спасибо за урок, я была очень рада с вами работать. - Урок окончен!
|
Наводят порядок на рабочем столе |
|
Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место |
|
Учитель ______________________________________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.