Технология ультразвукового контроля участка рельса с механическими повреждениями
Преподаватель ЮУрУЦПК Головчик Юрий Александрович
Презентация для профессиональной подготовки операторов дефектоскопных тележек
К УКН относят участки рельса с повреждениями поверхности катания в зоне длиной 20 мм и более над шейкой, на которых каналом зеркально-теневого метода контроля прямым раздельно-совмещенным (РС) пьезоэлектрическим преобразователем (ПЭП) при заданной чувствительности не фиксируется донный сигнал.
УЗК применяют для выявления дефектов следующих кодов и размеров:
- кода 20.1-2, 21.1-2, 22.1-2, 26.3-4,27.3-4, высотой и шириной более 6 мм, расположенных в любом месте головки рельса;
- кода 24.1-2, 25.1-2 глубиной более 8 мм, в любом месте по ширине головки рельса;
- кода 38.1, заходящих в головку рельса более чем на 15 мм;
- кода 30.1-2, шириной более 10 мм, в любом месте головки рельса;
- кода 31.1-2, высотой более 10 мм, в любом месте головки рельса.
При отсутствии в дефектоскопе канала ПЭП с углом ввода 70 допускается применять ПЭП с углом ввода 65.
Угол ввода и мертвую зону необходимо проверять, а условную чувствительность настраивать ежедневно, перед проведением УЗК рельсов, и в случае замены ПЭП, в соответствии с таблицей.
№ п/п | Угол ввода | Мертвая | Чувствительность, дБ | |
Условная Ку | Эквивалентная Кэ | |||
1 | 0 | 6 | 16 (для эхо-метода) | - |
2 | 70 | 3 | - | 16 |
3 | 50 | 8 | 16 | - |
Эквивалентную чувствительность эхо-метода для ПЭП с углом ввода =70 и 65 необходимо настраивать по отверстию диаметром 6 мм, расположенному в ОСО-3Р или СО-3Р на глубине 15 мм.
Условную чувствительность эхо-метода для ПЭП с углами ввода =0 и 50 необходимо настраивать по отверстию диаметром 6 мм, расположенному в ОСО-3Р или СО-3Р на глубине 44 мм.
Условную чувствительность зеркально-теневого метода (ЗТМ) для ПЭП с =0 необходимо настраивать по подошве рельса на бездефектном участке
Очистить от грязи поверхность катания и боковые грани головки рельса в пределах до 100 мм от концов УКН, по которым будет перемещаться ПЭП. Покрыть контролируемую зону слоем контактирующей жидкости.
При контроле ПЭП с углом ввода 0 необходимо:
1) установить на дефектоскопе настройку, соответствующую данному ПЭП;
2) сканировать ПЭП по всей поверхности катания головки рельса с шагом (2÷3) мм
При обнаружении дефекта по глубиномеру дефектоскопа необходимо определить его максимальную глубину Н. При глубине Н<8 мм рельс признается дефектным (ДР).
При глубине Н от 8 мм до 40 мм или при пропадании донного сигнала от подошвы рельса на протяжении 70 мм или более дефект определяется как 30.1-2 и рельс с таким дефектом признается остродефектным (ОДР)
При глубине Н, соответствующей переходу головки в шейку рельса при расположении дефекта в зоне болтового стыка дефект определяется как 33.1 и при расположении дефекта вне зоны болтового стыка дефект определяется как 55.2. Рельс с такими дефектами признается остродефектным (ОДР)
3) сканировать ПЭП по боковым поверхностям головки рельса с шагом (2÷3) мм.
Появление на экране эхо-сигнала перед донным эхо-сигналом от противоположной боковой поверхности, превышающего пороговый уровень, свидетельствует об обнаружении дефекта кода 31.1-2 (ОДР)
3) сканировать ПЭП по боковым поверхностям головки рельса с шагом (2÷3) мм.
Появление на экране эхо-сигнала перед донным эхо-сигналом от противоположной боковой поверхности, превышающего пороговый уровень, свидетельствует об обнаружении дефекта кода 31.1-2 (ОДР)
При контроле ПЭП с углом ввода 70 необходимо:
1) установить на дефектоскопе настройку, соответствующую данному ПЭП.
2) сканировать ПЭП по поверхности катания головки рельса с шагом (2÷3) мм сначала в одну сторону, затем в противоположную. В процессе контроля ПЭП следует поворачивать на (15÷20) в обе стороны от продольной оси рельса
При контроле ПЭП с углом ввода 50 необходимо:
установить на дефектоскопе настройку, соответствующую данному ПЭП;
сканировать ПЭП сначала по боковой поверхности нерабочей грани, затем по боковой поверхности рабочей грани головки с шагом (2÷3) мм сначала в одну сторону, затем в противоположную. В процессе контроля ПЭП следует поворачивать на (10÷15) в сторону поверхности катания
Признаком обнаружения дефекта является появление эхо-сигнала, амплитуда которого выше опорного уровня (уровня срабатывания автоматического сигнализатора дефекта).
При отсутствии возможности УЗК болтовых отверстий из-за наличия УКН в зоне болтового стыка необходимо провести визуальный контроль непроконтролированных болтовых отверстий. Контроль проводить со снятием накладок.
При проведении УЗК УКН допускается использование дополнительных схем прозвучивания
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.