Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)
Оценка 4.7

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
русский язык +2
Детсад
29.10.2019
Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)
Специальная работа учителей-логопедов МАДОУ "Детский сад №26 комбинированного вида" по изучению динамики обучения грамоте детей 6-летнего возраста, позволила разработать модель по активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР и систему дидактических игр и упражнений по обучению детей грамоте, которая способствует успешному овладению детьми навыками осмысленного чтения и письма, повышению обучаемости, улучшению внимания, памяти, восприятия; снятию эмоционального напряжения и тревожности; развитию способности к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Статья для Знанио 2019.doc
Авторы: Анерт М.О., Новикова И.А., Пигузова Л.А.,  учителя­логопеды высшей категории,  Авдонина А.Е., учитель­логопед первой категории,  МАДОУ «Детский сад  № 26 комбинированного вида» Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно­экспериментальной работы) Активизация   мыслительной   деятельности   детей  с   ОНР  подготовительной к школе группы на занятиях по обучению грамоте связана, прежде всего, с тем, что в современной педагогической   науке   и   образовательной   практике,   с   одной  стороны,   повышаются требования   к   умственному   развитию   детей,   а,   с   другой   стороны,   многие  дети   (по исследованию  М.К.   Акимовой,,   В.Т.   Козловой,   В.В,   Давыдова,   Г.А.   Цукермана)   в недостаточной мере овладевают основными качествами для успешной учебы. Обусловлено это:  недоразвитием   необходимых   межполушарных   и  внутри   полушарных   связей   коры головного мозга. отставание   в   анатомическом  развитии   структур   мозга,   и,   следовательно,   в формировании функциональных систем психики, быстрой истощаемостью при интенсивной умственной нагрузке, психологической неготовностью ребенка к обучению, недостаточным вниманием родителей к умственному развитию детей, низким образовательным уровнем родителей воспитанников.      По данным многих исследователей (Н.К, Корсакова. Е.Ю. Балашова, Ю.В. Микадзе, Р.И. Лалаева, ДЖ Богоявленский) 80 % детей имеют особенности в развитии:     сенсомоторном         (особенностей       восприятия         пяти         органов         чувств, двигательных   и   полисенсорных   видов   внимания   и   памяти,   синестезических способностей), символьном   (способности   к   простейшему   моделированию   и   схематизации, особенностей воображения, символьного внимания и образной памяти), логическом (логическом внимания и памяти), лингвистическом (символики и логики как способности к звукобуквенному анализу и синтезу,   лексико­грамматическим  изменениям   и   связным высказываниям). Природосообразные подходы к процессу образования предусматривают поддержание естественной   развивающей   среды,   создание   разноуровневых   биосоциальных коммуникаций,   сотрудничество   ребенка   и   взрослого,   а   также   соблюдение онтогенетических закономерностей познавательных и речевых механизмов.                  Исходя   из   практических   и   теоретических   исследований,   наблюдений,   нами поставлена  задача   использования  эффективных   приемов   и   методик   активизации мыслительной  деятельности детей с ОНР подготовительной к школе группы на занятиях по обучению грамоте. Цель опытно­экспериментальной работы:   Содействие детям 6 лет с ОНР в успешном овладении грамотой через повышение уровня мыслительной деятельности на занятиях. Задачи: , 1. Изучить и выявить особенности и овладение грамотой детьми 6 лет с ОНР. 2. Разработать   и   опробовать   специальные   дидактические   игры   и   упражнения, способствующие максимальной умственной активности детей на занятиях. 3. Способствовать развитию желания детей владеть грамотой. 4. Профилактика возникновения эмоционального дискомфорта у детей при овладении грамотой. 5. Оснащение воспитательно­образовательного процесса специальными эффективными пособиями по обучению грамоте. Ожидаемый результат: По итогам эксперимента  получены результаты, представляющие интерес для специалистов МАДОУ: 1. Разработана   гибкая   многоуровневая   модель   по   активизации   мыслительной деятельности на занятиях по обучению грамоте; 2. Проанализированы организационно­педагогические условия на занятиях по обучению грамоте; 3. Подобраны дидактические игры и упражнения по обучению грамоте. 4. Даны рекомендации по проведению занятий по обучению грамоте для детей с ОНР всем участникам образовательного процесса. Блок – схема    организации   коррекционно­педагогической   работы   по   активизации   мыслительной деятельности у детей с ОНР на занятиях по обучению грамоте.   Диагностический блок: сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии. Блок анализа и планирования: выбор способа организации коррекционно­педагогического процесса в группе; планирование фронтальной и индивидуальной работы с детьми; комплектование подгрупп по проявлениям нарушений; выработка стратегии работы специалистов МАДОУ. Коррекционно­развивающие занятия: работа учителя ­ логопеда по совершенствованию разных сторон речи, активизация мыслительной   деятельности   на  занятиях   по   коррекции   ОНР;   фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, логоритмические занятия; работа воспитателя по активизации мыслительной деятельности детей во всех видах образовательной деятельности; организация   постоянного   медицинского   сопровождения   для  детей   с   проблемами развития. Блок профилактической и консультативной работы: углублённые медицинские  осмотры; оказание консультативной помощи родителям. Блок методического обеспечения:  научно­методическая помощь педагогам МАДОУ по вопросам коррекции; изучение и внедрение вариантных форм оказания коррекционной помощи; курсовая подготовка педагогов; самообразование по вопросам коррекции; участие   педагогов   в   работе   методических   объединений  учителей   ­   логопедов, воспитателей, педагогов – психологов. Оптимизации коррекционно­педагогического процесса:                1. 2. 3. 4. 5. 6.  материальная база, дальнейшее оборудование логопедических кабинетов, групп.  использование ИРТ Блок контроля проведение тестовых срезов; информация   о  работе   учителя­логопеда  на  педагогических  советах,   на   семинарах сетевых сообществ; информация на родительских собраниях; подведение итогов за учебный год 7.     активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР    подготовительной к школе группы   Модель   Пространственное восприятие (графический образ звука) Зрительное восприятие (буква) Слуховое восприятие (звук) Восприятие Кинестетичекое восприятие (произносительный образ звука) Память Активизация мыслительной деятельности на занятиях по обучению грамоте мышление Внимание зрительная слуховая зрительное слуховое Языковой анализ и синтез ­ выделение звука из  слога или слова; ­ выделение слога из  предложения; ­ соединение звуков в  слог; ­ составление из слов  предложения. Соотнесение произносительных, слуховых и графических образов звуков ­ правильное повторение услышанного звука; ­ определение правильности самостоятельного  произнесения звука; ­ подбор буквы к услышанному звуку; ­ подбор буквы к произносительному звуку; ­ правильное чтение буквы. Особенности овладения грамотой детьми 6 лет с ОНР   Дети   с   ОНР,   в   отличие   от   детей   не   имеющих   отклонения   в   речевом   развитии,   имеют специфические особенности, которые затрудняют успешное овладение грамотой:     недоразвитие произвольного внимания, слуховой памяти, обобщенного мышления; отсутствие    осознанного    овладения    грамотой, сниженная познавательная активность; недоразвитие фонематического восприятия; несформированность   в   полном   объеме   звуковой  стороны   речи:   отсутствие   или замены некоторых звуков, смешение звуков близких по артикуляции; задержка   в   лексико­грамматическом   развитии (недостаточный объем      словаря, недостатки         грамматического  оформления  речи, недостаточность  практического усвоения   морфологической   системы   языка,   связная   речь   без   передачи   смысловых отношений).  Дети с ОНР испытывают трудности при запоминании букв (как гласных, так и согласных), делении  слов   на   слоги.   Особенно   сложно   детям   анализировать  слова   и   предложения, вкладывать их из букв разрезной азбуки, читать и писать. Таким   образом,  детям  с  ОНР  необходимо   больше  времени,   дополнительных  занятий  для полного овладения грамотой в соответствии с программой коррекционно – развивающего обучения. Знакомство с буквами   Анализ   исследования  на  выявление  предпосылок  дисграфии   у дошкольников  6­7 летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей   старшего   дошкольного   возраста   не   готовы   к   началу   школьного   обучения   и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у неуспевающих   детей   гораздо   ниже   нормы,   а   это   вызывает   негативное  отношение   к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение,  как правило, становится   механическим,   без   понимания   материала.   Таким   детям   трудно  овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку. Как   известно,   любую   болезнь   легче   предупредить,   чем   лечить.   Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна для всех. Изучив   работы   дефектологов,   учителей­логопедов,   занимающихся   проблемами раннего обучения грамоте (И.Л. Калинина, Л.Г. Милостивенко, А.Н. Корнев, В.В. Лайло, И.Н. Садовникова),  и обобщив  опыт  работы учителей­логопедов  МАДОУ, предлагаем систему   работы   по   совершенствованию   навыка   чтения   и   письма,   по   предупреждению дисграфии   для   детей   с   нарушениями   речи.   К   основным   коррекционным   задачам   этой системы относятся:  Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;  Совершенствование зрительно­пространственного восприятия;  Формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;  Развитие восприятия. С целью успешного усвоения детьми   основной коррекционно – развивающей программы   необходимо использовать  упражнения и игры для предупреждения ошибок чтения и письма (см. таблицу). Коррекционные задачи Совершенствование  пространственных        и  временных ориентировок Виды работ и упражнений ­игра «разноцветное путешествие»,  ­графические диктанты, ­упражнения:   «закончи узор»,  «дорисуй по точкам,  «повтори рисунок», «нарисуй дорожку» и  т.д. Время проведения В   течение   всего  года Развитие конструктивного праксиса ­моделирование букв из палочек, цепочек,  спичек, монеток и т.д. ­игра «необычный  конструктор» Сентябрь­ноябрь, В   течение   всего года Развитие      тактильных  ощущений Развитие дифференцированности, аналистичности, конкретности восприятия Формирования навыков  чтения Совершенствование  техники чтения ­дермалексия      (узнай,      какую      букву «написали»   на  спине,   руке,   в   воздухе рукой ребенка) ­игра «умные ручки» (узнавание букв на ощупь)  ­ игры «необычный конструктор», ­ «угадай какая буква», ­упражнение «кто внимательнее» Начало    учебного года Ноябрь ­ январь В   течение   всего  года 2­3 период учебного года 2­3 период учебного года ­нахождение букв в геометрических  фигурах, ­приемы, помогающие запомнить зрительный образ буквы, ­игра «зоркие глазки», слоговые таблицы и карточки для чтения (по И.Л. Калининой) чтение столбиков слов с  чтение слов, отличающихся 1 ­2  карточки из книги Г.Г. Мисаренко и И.Л.  Калининой: ­ буквами (лак­бак­мак); ­ одинаковыми гласными (баба­вата­ лапа;луна­лупа­рука); ­чтение   столбиков   слов   с   одинаковой  концовкой (палка­фиалка­закалка); ­работа с рифмованными текстами; ­чтение «лесенок»­слов, расположенных в порядке возрастания количества букв: кот­котик­котище­котенок Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:   1) Лепка из пластилина, 2) Выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики, 3) Вырезание из цветной бумаги, 4) Вычеркивание заданной буквы из текста («зоркие глазки»), 5) Отгадывание букв с закрытыми глазами (пишется на ладони ребенка), 6) Узнавание буквы на ощупь, 7) Выдавливание палочкой очертания букв, письмо на снегу, песке, 8) Рисование букв в воздухе. Игры и упражнения «перепечатать» с полотна буквы, которые состоят: «перепечатать « с полотна буквы, которые «смотрят»: 1.«Необычный конструктор» Цель: вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв; начать классификацию букв алфавита по количеству элементов. На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал,2 полуовала­   большой   и   малый;   палочка­   большая,   средней   величины   и   маленькая;   две точки; знак над И; активных элементов всего 6. 2.Упражнение «Кто внимательнее» (самостоятельная работа) • из одного элемента (о,с); из двух элементов (у,г,з,р, ит.д.) ­из трех элементов и т.д. • прямо (а,и,й,м,н,о,т, и т.д.) вправо (б,в,г,е, и т.д.) влево (з,л,у,ч, ит.д.) «открыты» (а,б,г, и т.д.) «закрыты» (в,о,) 3. Упражнение «Нарисуй дорожку» Детям   предлагают   на   листе   бумаги   фломастером   нарисовать   маршрут   поездки   на машине: «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.» 4. Упражнение «Угадай, какая буква» Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет   три   элемента:  малый   полуовал   и  две   палочки  ­  большую  и   среднюю.  Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая это буква? (я). 5. Игра «Разноцветное путешествие» У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх ­ вправо ­ вниз и т.д. дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились. 6.   Игра   «Какие   буквы   ты   видишь»  (буквы   спрятаны   в   картинках,   заштрихованы, написаны элементы букв, буквы не дописаны) Ожидаемый результат:   В результате целенаправленной работы у детей: ­повышается   обучаемость,   улучшается   внимание,   восприятие,   дети   учатся   видеть, слышать, рассуждать; ­ формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; ­ развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Работа над предложением   Цель: Формирование грамматически правильной речи у детей с общим недоразвитием речи. Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно   с   ней   не   справиться.   Нарушения   грамматического   строя   речи­ аграмматизмы ­ нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей   с   общим   недоразвитием   речи   нарушение   грамматического   строя   является   типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как  для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации. Практический   аспект   занятий   состоит   в   предупреждении,   выявлении   и   устранении речевых   нарушений.   У   детей,   имеющих   некоторую   задержку   в   лексико­грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций. Наряду   с   общепринятыми   приемами   обучения   следует   использовать   те   приемы, которые  требуют  у детей   самостоятельного  умения  подбирать  нужные   грамматические формы   слов,   правильно   согласовывать   слова   в   предложении,   самостоятельно   строить предложения   из   данных   слов,   использовать   приготовленный   словарь   и   предложения определенной конструкции в самостоятельной речи. Характерной   особенностью   речи   детей   с   общим   недоразвитием   речи   является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное   сочетание   лексических   и   грамматических   средств   языка   характеризует нарушенный   ход   речевого   развития   ребенка.   Корневой   морф   очень   медленно   обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты. То длительное время используются неправильно. Коррекционную   работу   по   грамматике   с   детьми,   имеющими   речевые   нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям. Эффективность   коррекционных   упражнений   зависит   от   соблюдения   следующих условий:  Систематическое проведение коррекционных  занятий;  Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;  Подчиненность заданий выбранной теме;  Вариативность упражнений;  Развитие  внимания. Чтобы каждое занятие способствовало успешному усвоению детьми грамматических основ, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Речевая нагрузка обеспечивается   путем   подбора   разнообразного   наглядного   материала.  Полезно   хоровое проговаривание.   Прежде  чем приступить  к коррекции аграмматизмов,  необходимо   сформировать,   у ребенка   понятие  слово  и  предложение.  Работу   над   предложением   можно   проводить   с постановкой таких целей: 1. Сопоставление слова и предложения как речевых единиц; 2. Наглядно  показать,  что  предложение  состоит из  слов  (использовать полоску бумаги); 3. Определение первого, последнего слова в предложении; 4. Определение количества слов в предложении; 5. Определение главного (кто? что?) ­ И.п. слова в предложении; 6. Дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления; 7. Наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения; 8. Учить определять границы предложения в небольшом тексте. Называть количество предложений. Повторять первое, второе, третье предложение; 9. Учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме. Примеры заданий: Образуй из слогов слова, потом напиши получившиеся слова. Прочитай их, придумай с ними предложения. (с красивыми картинками)                                          Заключение Активизация мыслительной деятельности у детей с ОНР мыслительной деятельности у  детей с ОНР в подготовительной к школе группе на занятиях по обучению грамоте в группах  компенсирующей направленности  имеет важное значение. Анализ литературных источников показал, что особенности активизации мыслительной деятельности   у   детей   с   ОНР   недостаточно   рассмотрены.  В   результате   изучения особенностей   овладения   грамотой   детьми   6­летнего   возраста   с  ОНР   выявлено,   что эффективными   средствами   является   специальные   дидактические   игры   и  упражнения, способствующие высокой умственной активности детей на  крррекционных  занятиях. Специальная   работа   учителей­логопедов   МАДОУ   проследила   динамику   обучения грамоте  детей   6­летнего   возраста   и   позволила   разработать   модель   по   активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР  и систему дидактических игр и упражнений по обучению детей грамоте. Таким образом, модель по активизации мыслительной деятельности у детей 6 лет с ОНР   и  система   дидактических   игр   и   упражнений   по   обучению   грамоте   способствует успешному  овладению   детьми   навыками   осмысленного   чтения   и   письма,   повышению обучаемости,  улучшению   внимания,   памяти,   восприятия;   снятию   эмоционального напряжения   и  тревожности;   развитию   способности   к   переносу   полученных   навыков   на незнакомый материал. Литература: 1. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., Знание 1987 г. 2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 3. Глинка Г. Буду говорить, читать и писать правильно. СПб, 1996 г. 4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Дельта, 1995 г. 5. Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю. М., 2007 г. 6. Игнатьева Т.Б., Сергеева В.А. Читаем по слогам и целыми словами. «Столетие» 1998 г. 7. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001 8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи М.,1985 г. 9. Климанова Л.Ф. АБВГДейка. М.: Просвещение, 1995 г. 10. 11.Кобзарева   Л.Г.,   Кузьмина   Т.И.   Ранняя   диагностика   нарушения   чтения   и   его коррекция. М.,2000 11. 12.Коноваленко   В.В.,   Коноваленко   С.В.   Фронтальные   логопедические   занятия   в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 2004 г. 12. Корпев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997 13. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006 14. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М.,1999 15. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 16. Леонтьев А.А. Основы речевой деятельности. М.,1974 г. 17. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002 18. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб.,1995 19. Научные труды Эльконина Д.Б. о психическом развитии в детском возрасте. 20. Новотворцева Е.Н. Учимся читать. Обучение грамоте в д/с и дома. Ярославль 1998 г 21. Полякова М. Как научить ребенка читать и писать. Москва 2008 г. 22. Психолого­педагогическая диагностика развития детей/ под редакцией Стребелевой дошкольного возраста. М.1998 г. 23. Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей 6­7 лет. Волгоград 2009г. 24. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. ­М.: Владос, 1994 г. 25. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей.М.,2003 26. Теоретические основы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников (Жукова Н.С., Мастюкова С.М., Филичева Т.Б.) 27. Учимся читать// под ред. Чеснокова В.Б. Росмэн. 2008 г. 28. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей с ФФН в условиях специализированного д/с. 29. Хохлова С.П., М.: Сфера, 2007 г. 30. Царева В.П. Развитие техники чтения// журнал «Логопед», 2006 г. №4, стр. 93.  31. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Гном и Д. М., 2007 г. 32. Шибаев А. Буква заблудилась. ­Л, 1986 г. 33. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. СПб. 1998 г. 34. Эльконин Д.Б. Букварь М., Просвещение 1995 г. 35. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. М., 2000 г.

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)

Технология активизации мыслительной деятельности у детей с ОНР подготовительной группы на занятиях по обучению грамоте (из материалов опытно-экспериментальной работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2019