Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"
Оценка 4.8

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
русский язык
2 кл—3 кл
09.02.2019
Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"
Вспомните, кому нужна зоркость. «Моряку - скажете вы. - Ему нужно избежать столкновения с другими кораблями или, например с айсбергом». Вы правы. «Ястребу, - скажете вы. – Ему необходимо видеть добычу». И вы опять окажетесь правы. «Охотнику, снайперу, пограничнику, разведчику». Тоже верно. Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. «А что еще?» – спросите вы. Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.
Орфограф. тетрадь.doc
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ                                  УЧЕНИ________________КЛАССА                                  _______________________ШКОЛЫ                                  _______________________________                                  _______________________________ _______________________________ ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ? Вспомните, кому нужна зоркость. «Моряку  ­ скажете вы. ­ Ему нужно избежать  столкновения с другими кораблями или, например с айсбергом». Вы правы. «Ястребу, ­  скажете вы. – Ему необходимо видеть добычу». И вы опять окажетесь правы.  «Охотнику, снайперу, пограничнику, разведчику». Тоже верно.  Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли,  подзорные трубы, микроскопы и телескопы. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. «А что еще?» – спросите вы. Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий  ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть  орфографическая зоркость. В чем­то эти люди похожи на настоящих… грибников.  Давайте вспомним как собирают грибы. «Грибная» удачливость у всех разная.  Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва прикрыты грибами, у  других корзины полны с верхом и оттягивают руки. Эта «грибная удачливость» зависит от того, как люди собирают грибы. Одни  ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немало грибов  остаются незамеченными. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр  земли. Они тоже соберут не много грибов, так как потратят напрасно немалую часть  времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и  быстро. «Грибное счастье им улыбается. Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок.  Сейчас мы придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар,  называют «огнеопасным». О месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно  «взрывоопасное». Как же можно назвать место, где может возникнуть ошибка?  Правильно! Это «ошибкоопасное» место. Чтобы видеть «ошибкоопасные» места, надо понимать почему они возникают. С  помощью этой тетради мы и научимся их видеть. КТО, КТО В АЛФАВИТЕ ЖИВЕТ? Вот и алфавит. В алфавите живут буквы. У каждой из них есть свое место. Они  стоят в строгом порядке. У каждой – свое имя. А (а) Б (бэ) В (вэ) Г (гэ) Д (дэ) Е (е) Ё (ё) Ж (жэ) З (зэ) И (и) Й (и краткое)             Ф (эф) К (ка) Л (эль) М (эм) Н (эн) О (о) П (пэ) Р (эр) С (эс) Т (тэ) У (у) Х (ха) Ц (цэ) Ч (че) Ш (ша) Щ (ща) Ъ  Ы (ы) Ь Э (э) Ю (ю) Я (я) АЛФАВИТ НУЖНО ЗНАТЬ ТАК ЖЕ ХОРОШО, КАК По алфавиту составляются самые разные списки, в том числе список фамилий в  ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ классном журнале. 1.  Определите, в какой части списка находится ваша фамилия: (запишите её) В начале___________________________________________ В середине_________________________________________ В конце____________________________________________ 2. Вспомните известное стихотворение С. Маршака про даму, которая сдавала в  багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую  собачонку. Перепишите вещи дамы в алфавитном порядке. (Обращайте внимание не только  на первую, но и на вторую, третью и т.д. буквы) _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 3. В алфавитном порядке расположены сведения в справочниках,  энциклопедиях. Пользуясь алфавитом  ответьте на вопросы: Где искать Австрию, в начале или в конце справочника____________________ А Швецию?__________________________________________________________ А Бельгию?_________________________________________________________ А Югославию?_______________________________________________________ О какой стране говорится раньше:  о Польше или о Греции?_________________ О Румынии или о Чехословакии?________________________________________ Об Индии или об Эквадоре?____________________________________________ О Люксембурге или о Португалии?______________________________________      ЗНАНИЕ АЛФАВИТА ВАМ ПОНАДОБИТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРИ РАБОТЕ С Почему названия  стран  из справочника написаны с заглавной  буквы? Вы совершенно правы! 4. Найди и подчеркни «ошибкоопасные» места в тексте. ЗАГЛАВНАЯ БУКВА УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В НАПИСАНИИ НАЗВАНИЙ СЕЛ, ГОРОДОВ, СТРАН, ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ, КЛИЧКАХ    Этим летом Альбина решила поехать отдыхать на Клязьму. Поселилась она рядом с мельницей. Ставни дома бабушки – Марфы Петровны, украшала нарядная резьба. У  забора дома Петуховых росли молоденькие топольки.   ЖИВОТНЫХ, ИМЕНАХ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ,  А ТАК ЖЕ В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 5. Используя знания по теме, найди и исправь ошибки в данном тексте. Лесник Иван федорович подарил нам маленького пушистого зайчика. Мы назвали его ушастик. Сначала зайчик боялся нас и не хотел есть. Но потом привык к нам.  он охотно грыз морковку и пил молоко. 6. Найди и исправь ошибки. Докажи свою правоту.   Володя громов и Сережа Погодин – друзья. Они живут в поселке светлое на  улице центральной. Мальчики учатся во втором классе. Володя сидит на первой  парте рядом с женей Сотниковым, а Сережа на второй парте рядом с Машей  Калугиной. Их учительницу зовут Наталья владимировна. На зимних каникулах  второклассники поедут на экскурсию в город псков. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________             Расположите имена и фамилии ребят из текста в алфавитном порядке. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ВАШИ СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ Как вы знаете в русском языке есть твердые согласные, у которых нет мягких пар.  Назовите их! Они верны в своей твердости в любом слове, перед любыми другими звуками.  А есть мягкие согласные, которые не имеют твердых пар. Вы их тоже знаете. Они верны в  своей мягкости перед любыми другими звуками. 1. Прочитайте отрывок из веселого стихотворения А. Милна. Найдите и  подчеркните в тексте всегда мягкие и всегда твердые согласные. Жили два медвежонка в чащобе глухой, И один был Хороший, другой был Плохой, И Хороший твердил своё:»Дважды один», А Плохой всегда немытым ходил. Это правило как песенка, которую знают все. И мы пишем жизнь, живот, а того, кто  напишет в этих словах –Ы­, мы считаем безграмотным. А почему? Потому что (Ж0 и  (Ш) – всегда твердые. Буква –Ы­ после согласных обозначает их твердость. А для чего обозначать  твердость (Ж) и (Ш), если они всегда твердые? Поэтому мы пишем шило, жир,  шишка. Писать в этих словах –Ы­ «масло масляное» ЖИ, ШИ пиши через И 2. Вставьте в слова пропущенные слоги ЖИ и ШИ Вер…на, сне…нка, пу…нка, пру…нка, …раф, пасса…р Так же хорошо вы знаете еще два правила. 3. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Милна. Подчеркните в тексте всегда  ЧУ, ЩУ пиши через У мягкие согласные.    А еще я играю во что захочу, ЧА, ЩА пиши через А А еще размышляю о чем захочу, А еще хохочу над чем хочу. (Ч) и (Щ) – всегда мягкие и обозначать их мягкость буквами Ю и Я – «масло  масляное». И люди заключили договор: после шипящих никогда не писать Ы, Я, Ю, а только  И,А,У; 4. Допишите шуточные двустишия в приведенных ниже предложениях. В поле травы хоро…. А на речке камы… Возле поля, мимо р… Шли колючие е… Я руки в воду опу…. И их в воде прополо…. Или я зажгу све…. Или лампочку вклю… 5. Найдите и подчеркните в словах «ошибкоопасные» места. Трепещущая рыбка, хорошо чувствующую, вращающаяся юла, учащающаяся  стрельба, удручающая картина, в решающую минуту, участвующая в походе группа, сгущающаяся туча. 6. Замените выделенные словосочетания одним словом. Вот так: молодежь, которая  учится – учащаяся молодежь.   Речка, которая журчит____________________________________________________ Корова, которая мычит­___________________________________________________ Ветка, которая торчит­____________________________________________________ Бабушка, которая ворчит­__________________________________________________ 7. Найди и исправь ошибки. Докажи свою правоту.   У Наташы новая шыфоновая юбка. На вышыты ландыши. Завтра в этой юбке она будет  кружыться на празднике. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ В зоопарке на площядке молодняка веселая кутерьма. Возятся, рычят медвежата,  качаются на ветках обезьянки, пищят пушыстые тигрята. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Бабушка поставила чюгунок в печку и пошла на огород за щявелем. Скоро щи в  печюрке закипели. 8. Прочитайте «вкусное» стихотворение С. Маршака По дороге «стук» да «стук» ­ Едет крашеный сундук. Старичок его везет, На всю улицу орет: «Отличное! Земляничное! Прекрасное! Ананасное! ЖИ Мороженое!»         ШИ Этот старичок – мороженщик с его «отличным земляничным» мороженом  подчиняется правилу. ЧА           ЩА ЧУ          ЩУ Почему же в этих сочетаниях не пишется Ь? Вы совершенно правы, если думаете  так:  (Ч) и (Щ) –всегда мягкие, поэтому не стоит передавать ее мягкость с помощью  мягкого знака. А в сочетаниях НЧ, НЩ чаще всего звук (Н) твердый, например: блин – блинчик,  барабан – барабанщик. Но на (Н) действуют мягкие соседи (Ч) и (Щ). А чужую  мягкость мы не обозначаем. Итак, ставить Ь в сочетаниях ЧН,ЧК, НЧ, НЩ – это тоже «масло масляное». Этому правилу подчиняются многие слова в русском языке. Помните «отличное  земляничное» мороженое? Выполните «вкусное» задание. В СОЧЕТАНИЯХ ЧН,ЧК, НЧ, НЩ НЕ ПИШЕТСЯ Ь 9. Запишите все знакомые вам сорта мороженого и варенья, которые пишутся по этому  правилу. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 10. А теперь вспомните, кем был папа Карло. Шарманщиком. Можно назвать немало  профессий, в которых есть сочетание НЩ. Бетонщик, каменщик. Продолжите сами  этот список:____________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 11. Образуйте от данных слов слова, отвечающие на вопрос какой? Вот так: проверка­ проверочный;  энергия­……………………….., мелочь ­……………………………,  сердце ­ ……………………………, подарок­………………………………………, Срок­………………………………, скука­ …………………………………………...,  молоко ­…………………………….., канарейка­……………………………………..  . Подчеркните в словах «ошибкоопасные» места. НА СЦЕНЕ ГЛАСНЫЕ Добрый волшебник ударение 1. Прочитайте два предложения, в которых пропущены все гласные. Л..б..п..тн..й  сл..н..к спр..с..л, чт..  …ст  кр..к..д..л  з..  ..б..д..м.  Кр..к..д..л сх..в..т..л  сл..н..нк..  з.. н..с Вспомнили из какой это сказки?  Нелегкое, наверное, было чтение! Трудно без гласных  звуков! Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь. В орфографии они  работают «волшебниками». Гласные – это добрые «волшебники» для согласных. Но сами они очень опасные! Из­за  гласных звуков в слабой позиции мы часто бродим по «ошибкоопасным» местам. Почему?  Потому что Гласных в слове может быть много, а ударение одно. Например: в слове ОВОЩЕРЕЗКА  опасных гласных в слабой позиции здесь много, а в сильной ­ только один. 2. Подчеркните «ошибкоопасные» места для гласных в следующих словах: Барабан, переполох, разговорчивость, самооборона, водонепроницаемость. А теперь посчитайте в уме. А) Сколько трудностей может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? ________________________________________________________________ Б) А если два?________________________________________________________ В) А в слове из четырех слогов?_________________________________________ Г) Из пяти?__________________________________________________________ У гласных в слове есть только одна сильная позиция – под ударением Придумайте сами слова с одной, двумя, тремя трудностями в гласных звуках. Напишите как  можно больше таких слов.________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ НЕТ ХЛОПОТ Среди гласных есть такой, с которым при письме нет никаких хлопот, если только он не  окажется после шипящих. Сравните два слова: ВОДОКАЧКА и КУКУРУЗА. В каждом из этих слов по четыре гласных, но в слове КУКУРУЗА орфографических трудностей нет, а в слове  ВОДОКАЧКА могут  вырасти две ошибки. ВоДоКАЧКА                         кУкУрУза 3. Подсчитайте, сколько ошибок можно сделать в следующих словах. Подсолнух________________________________________________ Подснежник_______________________________________________ Шиповник_________________________________________________ Гладиолус_________________________________________________ ТРУДНОСТИ ВПЕРЕДИ Гласные звуки полны коварства. Есть среди них такие, которые и ударением не проверишь.  Например: зорька – О, а заря – А А есть такие, которые надо запоминать. Например: чепуха, ерунда. С ними выручает  словарь ( здесь тебе непременно пригодится знание алфавита) ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО К «главному» правилу вы сможете придти сами. Для этого нужно только ответить на  вопросы. 1. Какие позиции есть у гласных звуков?_______________________________________ 2. Когда гласные занимают сильную позицию?__________________________________ ___________________________________________________________________________ Вот мы и вышли на главное правило.  Главным правилом проверяется большинство  трудностей в нашем языке. ОТКУДА «ВЫЛЕТАЮТ» ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? Откуда появляются в уме проверочные слова? Они «вылетают из гнезд». А что это за  «гнезда»? «Гнезда» – это объединения родственных слов в вашем уме. В этом объединении слова  связаны в единую семью. «Родственники» в такой семье легко приходят на помощь друг другу.  4. Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников»  ЧТОБЫ ГЛАСНАЯ ОКАЗАЛАСЬ В СИЛЬНОЙ выбросите из «гнезда». ПОЗИЦИИ, НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЕЁ ПОД Маленький, малявка, маляр, малыш;  гроза, грозный, гроздь, грозовой; конница, конник,  подоконник, конюшня; лень, лентяй, лента, ленивец; УДАРЕНИЕМ ПОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО РОДСТВЕННЫМИ, А НЕ ПРОСТО ПОХОЖИМИ, ТО ЕСТЬ ДОЛЖНЫ Например: дом, домашний, домище, бездомный, домовничать. ИМЕТЬ ОДИНАКОВЫЙ КОРЕНЬ 5.  Придумайте и запишите слова, от одного корня, живущие в одном «гнезде» ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 6. Найдите и подчеркните в этом предложении родственные слова. «Не надо удивляться, когда видишь удивительное, но удивления достойно, если, взглянув  вокруг, ты ничего удивительного не встретишь».               ЧТОБЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА БЫСТРО ВЫПОЛНЯЕМ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИХОДИЛИ В ГОЛОВУ, ВАМ НАДО ЧАЩЕ 1. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова. СОБИРАТЬ «ГНЕЗДА» СЛОВ К…менистый  (……………………………) пляж, …довитый (…………) гриб,  л…нивый (……………..) мальчик, з…имовать (…………….) в ст…рожке  (……………………….), с…сновый (………………) бор, д…ждливый  (…………………….) день, долго т….рпеть (…………………………….), гордо  выпр…мился (…………………………………….). Скв…рцы (……………………….) стаей  л…тели (……………………) от х… лодной (……………………………..)  з…мы (………………………………….) 2. Прочитай текст. Найди и подчеркни в нем «ошибкоопасные»  места. Весна идёт. Стоят тёплые деньки. Потекли веселые ручейки. Вода залила  тропинки. Вот цветы. А над ними летают пчелки, шмели. На деревьях  появились зеленые листочки. Весело кричат скворцы. Показались первые   журавли. 3. Прочитай текст. Исправь ошибки. Докажи свою правоту, подобрав и записав проверочное  слово. Пришла висна.  Тают снига. Течет талая вада. Зелинеют  леса и паля. Среди тровы видны первые цвиты. Слышны галоса птиц. Родились дитёныши у лисных звирей. Они должны кармить и охранять  сваих малышей. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ _______________________________________________ БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН! СНАЧАЛА ПОДУМАЙ, А  ПОТОМ НАПИШИ. У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ! ОПАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Самые опасные согласные звуки, это звуки –«двойняшки» – звонкие и глухие  согласные  (Б­П, В­Ф, Г­К, Д­Т, Ж­Ш, З­С). С ними очень много хлопот. Но на эти звуки  можно найти управу. Для этого существуют звуки –«волшебники» ЗВУКИ­«ВОЛШЕБНИКИ» Это звонкие согласные – (Р), (Л), (М), (Н). Эти звуки самые безопасные в русском  языке: их нельзя ни с чем перепутать, потому что у них нет глухих пар. Они всегда находятся  в сильной позиции (т.е. слышатся отчетливо). Эти звуки добрые «волшебники», Они не только сами всегда стоят в сильной позиции, но и проясняют звуки, которые находятся в слабой  позиции. Стоит какой–нибудь сомнительной «двойняшке» стать перед «волшебником», и вы  сразу перестанете в ней сомневаться. Кто еще может стать для «двойняшек» добрым волшебником? Ну, конечно, гласные  звуки. Вы уже знаете, что сами гласные могут быть очень опасными, но по отношению к  согласным, они настоящие добрые «волшебники». Стоит сомнительному согласному стать  перед любым гласным, как он попадает в сильную позицию.                                              ПРИСМОТРИМСЯ К СОСЕДУ! А как обстоят дела, когда рядом оказываются два согласных и не один из них не  «волшебник»? Возникает «ошибкоопасное» место. А почему? Да потому, что эти звуки при  встрече друг с другом сразу вступают в игру. «Делай как я!» «Командует» в этой игре всегда  второй звук, а первый ему «подчиняется». Если второй звук глухой – первый тоже становится глухим. Если второй звук звонкий – первый тоже становится звонким СКАЗ (С)КА Вслушайтесь в слово сказка! Что звучит перед глухим (К)? Звук (С)! А какой перед  звонким (Б) в слове просьба? Правильно  (З)! В какой позиции стоят звуки? Конечно в слабой. С помощью «волшебников» поставим эти звуки в сильную позицию и узнаем, какие  буквы надо записать. Так сказку превратим в сказочку, а просьбу в просить. 1. Найдите «ошибкоопасные» места для согласных в середине слова, подчеркните их. Пташка, бумажка, резьба, косьба, ходьба, молотьба, ползти, везти, нести,  наводчик, пулеметчик. 2. Прочитайте предложения и запишите их по памяти. 1). У Маришки и Сережки есть коврижки и лепешки. 2). У хорошей сказки  счастливая развязка. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3. Найдите в стихотворном тексте слова с соседями –«командирами» и проверьте их. Стану сказывать я сказки, Песенку спою. Ты ж дремли, закрывши глазки. Баюшки – баю (М. Лермонтов) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ 4. Вставьте в предложения имена сказочных девочек. 1)…………………………… очень подружилась с семью гномами. 2). Убегая из дворца, ……………………….. потеряла хрустальный башмачок. 5. По какому правилу построены эти столбики слов? Продолжите эти столбики своими  силами насколько сможете.              пряжка   ромашка     указка     окраска сыроежка гармошка                замазка                  колбаска кормёжка        кормушка                повозка                  стамеска ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 6. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова. По одё…ке (…………………….) протягивай но…ки (……………………). Попробуйте объяснить смысл этой пословицы. 7. Прочитайте стихотворение, подчеркните «ошибкоопасные» места. В тех краях, где кошельком                           Ложь всегда опередит Мерят все на свете,                                          Истину немножко, Правда ходит босиком,                                    Но не бойтесь: победит Катит ложь в карете.                                        Правда – босоножка.                                                                                                             (И. Фефер, пер. С.Маршака) КТО ПОСЛЕДНИЙ? Там они всегда находятся в слабой позиции, а звучат одинаково. На это они и  «двойняшки». Последние звуки в словах ВОДОПРОВОД и БЕГЕМОТ слышатся одинаково, а буквы  пишутся разные. Последний звук в слове ВОДОПРОВОД потерял свою звонкость и звучит   как глухой (Т). Услышав глухой звук на конце слова, обязательно спросите себя: а может  быть, это замаскированный звонкий? Не попал ли звук в слабую позицию? И только призвав на помощь «волшебников»  ( гласные) и поставив этот звук в сильную позицию, напишите  нужную букву. 8. Найдите в стихотворении глухие и звонкие «двойняшки», подчеркните их. 1).Людоеда людоед                                     Не пойду к тебе, сосед!        Приглашает на обед.                              На обед попасть не худо,      Людоед ответил: «Нет!»                        Но отнюдь не в виде блюда! 9. Найди и исправь ошибки, докажи свою правоту. Начался урок русского языка. Я достал тетратку. Мы стали писать диктант.  У меня только одна ошипка. Учительница похвалила меня __________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ЕСТЬ ЕЩЁ ОДНО «ОШИБКООПАСНОЕ» МЕСТО. ЭТО КОГДА НА КОНЦЕ СЛОВА ОКАЗЫВАЕТСЯ ОДИН ИЗ ЗВУКИ «ЖИВУТ» ПО ЗАКОНУ. ПАРЫ «ДВОЙНЯШЕК» – ГЛУХОЙ ИЛИ ЗВОНКИЙ Там они всегда ТТТ Вы заметили, что звуки в слабой и сильной позиции «живут» по определенным законам.   Вам надо записать эти законы. Постарайтесь вспомнить все, что вы узнали об опасных и  безопасных звонких и глухих согласных  звуках. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ БУКВА – ПОМОЩНИЦА Есть в русском языке буква­помощница для передачи мягкости согласного.  Возьмем слово – БАНКА. В середине этого слова рядышком два твердых звука (Н) и  (К). А есть в русском языке другое слово, которое отличается от слова БАНКА только тем,  что у него мягкий звук (Н)? Произнесите новое слово вслух. Как же в этом случае передать  мягкость согласного? Как раз для таких случаев ученые изобрели букву – помощницу. Это –  мягкий знак – Ь Сам по себе Ь отдельного звука не обозначает, но вместе с согласным звуком передает  его мягкость. Сравните слова: кон – конь, мел – мель, мол – моль, кров – кровь. Теперь вам понятно для чего нужен Ь? Он помогает различать слова по смыслу. 1. Придумайте и запишите сами такие пары слов. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Прочитайте стихотворение. Вставьте, где нужно Ь Мел…ник на ослике ехал верхом. Мал..чик за мел…ником  плелся пешком. ­ Глян…­ка, ­ толкует досужий народ,­ ­ Дедушка едет, а мал…чик идет!                                                       ВТОРАЯ НАГРУЗКА Ь Вспомните, какую нагрузку несет мягкий знак в словах ЛЕНЬ, ПЕНЬ, БАНЬКА. Оказывается, у мягкого знака есть еще одна нагрузка: он занимается  ПОДСКАЗКАМИ. Ь сигнализирует, что звук (Й) «прячется» в буквах Е,Ё,Ю,Я, когда эти  буквы стоят в любом другом месте слова: льём, лью, семье, семья. Его в этих случаях  называют разделительным. Следовательно Ь – «актер», у которого две роли. В одних словах  он обозначает мягкость согласных. В других словах выступает как разделительный. 3. Найдите слова, в которых есть разделительный Ь, подчеркните их. БУКВА Ель, елка, воюет, веялка, коньки, вьюн, обезьяна, килька. 4. Выпишите из стихотворения слова с разделительным Ь Целый день лежит тюлень,  И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прилежанье – Не пример для подражанья.                                 (Б. Заходер) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________ БУКВА  ­ ПОДСКАЗЧИЦА Есть в алфавите еще одна буква – Ъ. Её называют твердый знак. Какую же работу она  выполняет? Оказывается Ъ тоже занимается подсказками:   Если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласную, то перед буквами Е,Ё,Ю,Я  ставится ­  твердый знак.

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"

Методическая разработка по русскому языку "Орфографическая тетрадь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2019