Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории
Оценка 5

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Оценка 5
Работа в классе
docx
история
10 кл—11 кл
13.12.2017
Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории
Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Чтобы успешно осуществлять такое обучение, учителям необходимо выработать систему новых установок. Цель моей работы показать, как можно построить такой процесс обучения на основе использования инновационных образовательных технологий, на примере технологии «Дебаты».
Гончарова Ж.В..docx
Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории Гончарова Ж.В.                                     Учитель истории и обществознания  МАОУ «Школа №176»                                Притча «Лавка возможностей»                                               «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в  торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических  заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и  ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают  его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского  аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины  фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и  часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек  брал в руки какой­нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное  семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки:  «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку.  Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем  семенами…». ­ Как вы поняли данную притчу?  Новые социально –  экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость  совершенствования образовательной системы при решении новых задач.  Стратегические направления развития образования зафиксированы в  «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»:  «Модернизация и инновационное развитие ­ единственный путь, который  позволит России стать конкурентным обществом в мире 21­го века,  обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения  этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся  инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные  решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в  течение всей жизни». Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных  изменений главным становится формирование умения учиться  самостоятельно, следуя принципу: «Научить нельзя ­ научиться можно!»  Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик  выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Современных учеников  трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю  невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и  признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней  внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть  главной целью учебно­воспитательного процесса. Целью обучения становится  развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс  приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели  в средство развития личности ребенка. Известный американский психолог К.  Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что  никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та  часть информации, которая принята ребенком. Как можно добиться  проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную  деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной  работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения  гуманистически ориентированным. Чтобы успешно осуществлять такое  обучение, учителям необходимо выработать систему новых установок. Цель  моей работы показать, как можно построить такой процесс обучения на  основе использования инновационных образовательных технологий, на  примере технологии «Дебаты».  Любые технологии сами по себе – ещѐ не  гарантия успеха. Учитывать необходимо и культурную ситуацию в школе,  личностные особенности учеников, скорость усвоения учебного материала,  уровень владения компьютером. Дискуссия   как   эффективный   интерактивный   метод   познания, нахождения   истины   издавна   применяется   в   России.   В   словаре   Ожегова термины   «дискуссия»   и   «дебаты»­   синонимы     и   означают   обсуждение противоречия,   спор,   ведущийся   и   разрешающийся   средствами   вербального общения.   Программа   (технология)   Дебаты   разработана   Международным институтом   «Открытое   общество».   В   переводе   с   французского   «дебаты» означают прения, обмен мнениями на каком­нибудь собрании, заседании. Особенности   содержания   состоят   в   том,   что   образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение ее на уроках и внеурочной деятельности детей. Обсуждение   строится   на   заранее   спланированных   выступлениях участников   (команд),   имеющих   прямо   противоположное   мнение   по обсуждаемой проблеме. Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса.). При   подборе   темы   необходимо   учитывать   требования,   согласно которым «хорошая» тема должна:  провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;  быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;  стимулировать исследовательскую работу;  иметь положительную формулировку для утверждающей стороны  Работа с информацией по теме:  активизация знаний учащихся (мозговой штурм);  поиск информации с использованием различных источников;  систематизация материала;  составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т.д. Формирование общих и специальных умений и навыков:  формулирование и обоснование аргументов;  построение стратегии отрицающей стороны;  умение правильно формулировать вопросы;  овладение знаниями риторики и логики и применение их на практике;  овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации. Задача   команд   в   дебатах   –   склонить   судей   и   зрителей   (но   не противоположную   команду)   к   своей   точке   зрения.   Этого   команды добиваются,   предоставляя   аргументы   в   поддержку   своей   точки   зрения   и выдвигая   контраргументы   на   высказывания   противников.   Например,   если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет доказывать этот тезис, а вторая антитезис: «Государство не должно заботиться о своих бедных». В   состав   команды   входят   три   человека.   Каждый   член   команды называется   спикером.   Таким   образом,   в   игре   участвуют   три   спикера утверждающей   команды   (У1   –   первый   спикер,   У2   –второй   спикер,   У3   – третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 –второй   спикер,   О3   –   третий   спикер).   Спикеры   утверждающей   команды приводят   аргументацию,   позволяющую   убедить   судей   в   правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция   утверждающей   команды   неверна   или   что   интерпретация   темы   и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре имеет свою определенную роль, от которой нельзя отходить. При этом личная   позиция   ученика   по   вопросу   для   дебатов   значения   не  имеет.  Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений   связан   с   продолжительностью   и   с   последовательностью выступлений   спикеров.   За   продолжительностью   выступлений   следит таймкипер. Эти ограничения отражены в регламенте игры. Вторая группа ограничений связана с тем, что у каждого спикера  команды есть свои обязанности, определяемые его ролью. Итак, игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестных вопросов, тайм­аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи   спикеров   или   перекрестных   вопросов   для   подготовки   к   следующему раунду (дается не более 8 минут в течение игры каждой команде). Время для подготовки   (тайм­аут)   можно   брать   по   частям   по   мере   необходимости. Перекрестные   вопросы   задаются   в   порядке,   предусмотренном   правилами игры. Их цель – принизить, разрушить позицию противоположной стороны. Вопросы   могут   быть   самые   разные.   Умело   поставленный   вопрос   (каков вопрос,   таков   и   ответ)   позволяет   получить   дополнительную   информацию, уточнить   позиции   выступающего   и   тем   самым   определить   дальнейшую тактику проведения «круглого стола». Вопросы   могут   быть:   уточняющие   (закрытые),   восполняющие (открытые), корректные и некорректные, провокационные или улавливающие,   развивающие контролирующие,   активизирующие   внимание,   память, мышление. Неопытные   игроки   задают   уточняющие   (закрытые)   вопросы.   Более сложными   являются   восполняющие   вопросы.   Обычно   используется   форма простого   (который   не   может   быть   расчленен,   не   включает   в   себя   другие вопросы),   а   не   сложного   вопроса.   Нельзя   задавать   вопросы,   направленные против личности отвечающего, а также неблагожелательные вопросы. В процессе игры каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свой кейс – систему доказательств, в которую входит совокупность аспектов и   аргументов,   представленных   в   организованной   форме,   и   которая используется для обоснования своей позиции. Под   учебными   дебатами   мы   понимаем   такую   форму   организации проблемного   обучения,   в   основе   которой   лежит  обсуждение   вопросов, способствующих   более   глубокому   осмыслению   материала,   развитию аргументативных   умений,   умений   понимать   и   принимать   другую   точку зрения, умения оценивать проблему с разных сторон. Основные характеристики учебных дебатов:  Дебаты   –   обсуждение,   в   основе   которого   лежат   разные   точки   зрения, предполагающие рассмотрение данной темы с разных позиций.  Во время дебатов выделяется группа активных участников обсуждения и группа слушателей.  Ведущий   дебатов   является   коммуникативным   лидером   общения.   Он   не стремиться   сталкивать   противоположные   точки   зрения   (как,   например, ведущий дискуссию  или полемику), а ставит перед собой цель выявить разные точки зрения, что позволяет обсудить проблему многоаспектно.  Следует   также   отметить   роль   слушателей,   которые   уже   после   начала обсуждения   и   высказывания   основных   точек   зрения   могут   выразить согласие с мнением участников, наряду с ведущим задать интересующий вопрос. Главная роль отводится ведущему, так как именно он организует  общение. Основная задача ведущего – обеспечить эффективность общения.  Более частные задачи – конкретно­содержательные:   Выбор актуальной темы­проблемы, в обсуждении которой должны быть  заинтересованы все.  Осознание ведущим трудностей, связанных с обсуждаемыми  проблемами.  Продумывание общего сценария дебатов.  Постановка вопросов, проблем, отражающих неоднозначность и  многоаспектность выбранной темы.  Всесторонне обсудить тему, творчески осмыслить материал в ходе  учебных дебатов. Организация взаимодействия в классе:  Распределение ролей в классе на участников и зрителей (заранее).  Расположение зрителей в аудитории (обычно рассаживаются в кругу).  Соблюдение   принятых   правил   и   процедур   совместной   деятельности   порядка   выступлений   участников, (установление   регламента, выдвижение критериев анализа дебатов).    Ведущим  должны задаваться проблемные вопросы открытого типа. «Открытые» вопросы побуждают к поиску, творческому мышлению («как?», «почему?»,   «при   каких   условиях?»,   «что   может   произойти,   если?»).   если ученик сформулировал мысль недостаточно ясно, ведущий прямо говорит об этом («Кажется, я не очень понимаю, что ты имеешь в виду», «Я не уверена, что правильно поняла тебя», «Мне не совсем понятно, как связано то, что ты говоришь, с заданной темой»). Участники  дебатов   –   подготовленные   ученики,   общее   количество которых не превышает 6 человек. В ходе игры они должны соблюдать  ряд правил:  Каждый   участник   должен   выступать   только   с   разрешения   ведущего, недопустима перепалка между участниками.  Каждому участнику дается возможность высказаться.  Каждое высказывание должно быть аргументировано.  В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки,  допускать уничижительного высказывания. Аудитория   –   слушатели  на   протяжении   всего   процесса   обсуждения внимательно следят за происходящим и параллельно готовят материал для анализа   речевого   поведения   ведущего   и   участников   учебных   дебатов.   Для того,   чтобы   анализ   получился   глубоким   и   всесторонним,   ребятам предлагаются специально подготовленные вопросы:   Состоялись   ли,   на   ваш   взгляд,   дебаты?   Аргументируйте   свою   точку зрения.  По вашему мнению, достаточно ли активны были участники дебатов?  Какой момент в дебатах вам особенно запомнился или понравился?  Какое из высказанных доказательств вы считаете самым убедительным?  Хотели   бы   вы   обратиться   к   какому­либо   участнику   дебатов   с пожеланием или советом?  Допустил ли ведущий ошибки при ведении дебатов?  Какое замечание или пожелание вы могли бы высказать ведущему? Кроме того 2­3 ученикам предлагается выступить в роли судей, вести судейский протокол. Критерии оценивания заранее оговариваются учителем перед началом дебатов. Современные   инновационные   технологии   обучения   учащихся, несомненно,   получили   серьезный   методический   инструмент   в   виде использования   дебатов   в   учебном   процессе.   Технология   «Дебаты» представляет собой интеллектуальную игру, которая позволяет значительно повысить уровень развития детей, приобрести навыки ораторского искусства, научиться свободно общаться и повысить интерес к получению новых знаний.  Эта   технология   стала   популярной   в   последние   несколько   лет   и представляет   собой   дискуссию   по   жестко   заданным   правилам.   «Дебаты» могут быть использованы при изучении той или иной проблемы истории, а также   в   целях   обобщения,   систематизации   знаний,   закрепления   учебного материала, обеспечения "обратной связи", как форму аттестации учащихся. Также нами эта игра используется во внеклассной работе. В школе создан разновозрастной   клуб   «Дебаты»,   деятельность   которого   вышла   за   рамки одной школы, участники клуба принимают активное участие в районных и республиканских мероприятиях, занимают призовые места. Функции   игры   очень   многоплановые:   обучающая,   развивающая, коммуникативная, воспитательная, релаксационная.  Результаты использования программы "Дебаты":   создает   условия   для   принятия   учениками   многообразия действительности,   признания   множественности   подходов, вариативности   содержания,   а   также   наличия   взаимосвязей изучаемых   событий   и   явлений,   формирует   их   системное видение;   способствует   формированию   умений   и   навыков:   работы   с источниками,   документами,   справочными   материалами, периодикой и т.д.   развивает устную речь;   учит   критически   мыслить,   формулировать,   излагать   и аргументировать собственную точку зрения;   учит слушать и слышать не только свое, но и другое мнение;   учит работать сообща ради достижения общей цели;   учит корректно общаться. В заключение  процитирую  слова  А.Н.Тубельского: «Мне часто представляется практика, да и теория образования большой рекой с двумя берегами.   Один   из   них,   как   и   положено,   правый   берег,   крутой   и многонаселенный. Там есть вершины и горы. Самая высокая из них, пожалуй, Я.А.Коменский,   создатель   классно­урочной   системы;   вершины   поменьше   – А.Дистерверг,   И.Гербарт   вплоть   до   нашего   В.Шаталова…Левый   берег пологий,   низменный   и   топкий.   На   нем   почти   нет   дидактических   вершин. Находящийся на этом берегу, ребенок сам движется по топям и лугам жизни: ведь содержание образования – ОН САМ. Он сам строит собственный образ, то   есть  образуется».1В   этом   ему   поможет     технология   «дебаты»,   которая стала актуальной, так как является школой сотрудничества и взаимодействия, увлекает своей новизной, гибкостью, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Список литературы 1. Б.   Зельцерман,   Д.   Нетунахин   "Некоторые   аспекты   развития   программы «Дебаты». 2.   Б.   Зельцерман,   С.   Танцоров   "Развитие   программы   «Дебаты»   – Управленческий   формат.   Беспалько   В.П.   Слагаемые   педагогической технологии. – М., Педагогика, 1989 3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М, 1999. С. 63. 4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.­ М., 1996 5. Загвязинский   В.И.   Теория   обучения.   Современная   интерпретация.   ­   М., Академия, 2001.  1 Погружение – методика будущего/ Отв.ред. и состав. А.Н.Тубельский – М., Парсифаль,  1999,с.11 6. Занков Л.В. Дидактика и жизнь.­ М., 1968. 7. Зверева   Н.М.   Практическая   дидактика.­   М.,   Педагогическое   общество России, 2001. 8. Кларин   М.В.   Инновации   в   обучении:   метафоры   и   модели:   Анализ зарубежного опыта.­ М. Наука, 1997 9. Кларин   М.В.   Инновационные   модели   обучения   в   зарубежных педагогических поисках.М.,1994 10.Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования //Народное образование,2005, № 2,с113­121 11.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991 12.Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974 13.М.Кларин . Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1995. 14. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.­ М.: Знание, 1991 15.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и  конструирования учебного процесса.­ Волгоград, Перемена, 1995.  16.Ортега­и­Гассет Х. История как система // Вопросы философии. 1996. № 6. С. 99. 17.отенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение и здоровье. – М.,1989 18.Погружение – методика будущего/ Отв.ред. и состав. А.Н.Тубельский – М., Парсифаль, 1999, 19.С.   Танцоров,   Б.   Зельцерман.   Педагогический   центр   «Эксперимент»   – ориентации и проблемы практики / в сб. "Мастерская открытий". – Рига, 1995.  20.Савенков   А.И.  Содержание   и  организация   исследовательского   обучения школьников/М.: «Сентябрь», 2003 21.сайт www.idebate.org.

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории

Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории

Технология «Дебаты»  как способ организации учебной деятельности  на уроках  истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2017