Технология «Развитие критического мышления»
Оценка 4.9

Технология «Развитие критического мышления»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
английский язык
10 кл
12.02.2017
Технология «Развитие критического мышления»
Описание технологии развития критического мышления для использования на уроках английского языка св средней школе.Данная технология позволяет учителю давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть справленным учителем,фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу.
Технология критического мышления.doc
Технология «Развитие критического мышления» Технология   «Развитие   критического   мышления»   является   системой   стратегий   и методических   приемов,   предназначенных   для   использования   в   различных   предметных областях,   видах   и   формах   работы.   Она   позволяет   добиваться   таких   образовательных результатов   как   умение   работать   с   увеличивающимся   и   постоянно   обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и   письменно)   ясно,   уверенно   и   корректно   по   отношению   к   окружающим;   умение вырабатывать   собственное   мнение   на   основе   осмысления   различного   опыта,   идей   и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением;   умение   сотрудничать   и   работать   в   группе;   способность   выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность,   владеющую   определенным   субъективным   опытом,   способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира, формирование критического мышления   в   период   расширения   информационного   пространства   приобретает   особую актуальность.  Критическое   мышление  –   это   сложный   мыслительный   процесс,   который начинается   с   получения   информации   и   заканчивается   принятием   решения,   созданием собственных   концепций.   Критическое   мышление   означает   мышление   оценочное, рефлексивное.   Это   открытое   мышление,   не   принимающее   догм,   развивающееся   путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.  Методы   СРКМ   с   одной   стороны   позволяют   педагогам   работать   более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным. Однако   эти   методы   будут   эффективны   при   определённых   условиях,   т.е.   при создании среды КМ, которая подразумевает следующее:  Поощрять готовность учеников быть открытыми. Давать заранее оговоренное время для обдумывания ответов на вопросы, при  • • • необходимости продлевать его. чужому мнению, идее. Принимать разнообразные идеи и мнения, «не выплескивать» нетерпимость к Работать в сменном составе, что позволяет отрабатывать навык общения, т.к. в жизни нам приходится общаться с разными людьми. На   уроках   английского   языка   нередко  приходилось   видеть   скучающие   лица учеников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и   культуры   выполнения   домашнего   задания,   да   и  с   нежеланием   учиться вообще.  Поскольку это еще и английский язык, то порой кажется, что такое пассивное отношение   к   предмету   может   быть   вследствие  недопонимания   заданий,   неумения ориентироваться   в   учебнике,   работать   самостоятельно   с   различными   источниками, находить и систематизировать информацию.           В качестве целей при изучении, в частности, иностранного языка выступает не обучение как таковое, при  котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс общеучебных умений, включающих:   находить требующуюся информацию в различных источниках; критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;  систематизировать информацию по заданным признакам;  обратно;     и высказывать обоснованные аргументы; информационными сообщениями; устанавливать   ассоциативные   и   практически   целесообразные   связи   между переводить   визуальную   информацию   в   вербальную   знаковую   систему   и видоизменять объем, форму, знаковую систему информации; находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения уметь   длительное   время   (четверть,   учебное   полугодие,   учебный   год   или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию.   В основе данной технологии – трехфазовая структура урока Iфаза   Вызов   (пробуждение   имеющихся знаний интереса к получению новой информации) Технологические этапы IIфаза IIIфаза Осмысление   содержания (получение новой информации)     Рефлексия (осмысление, нового знания)   рождение Три фазы технологии развития критического мышления:      1. Evocation (вызов, побуждение). Цель: вызвать интерес, побудить задуматься над тем, что, может быть, в какой­то степени  уже известно(актуализация имеющихся знаний). Это завязка, интрига урока, который сразу вовлекает ученика в мыслительный процесс.  В процессе реализации фазы вызова:  Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.  Важно,   чтобы   высказывания   фиксировались,   любое   из   них   будет   важным   для дальнейшей   работы.   При   этом   на   данном   этапе   нет   «правильных»   или «неправильных» высказываний.  Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы.  Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые   часто   являются   неожиданными   и   продуктивными.   На   данном   этапе   важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». 2. Realization  of  meaning  (осмысление   содержания):   активное   осмысление учебной информации, поиск ответов.  На этом этапе ученик должен быть независимым и вовлечен в работу. Здесь должно быть хоть   минимальное,   но   собственное   участие.  Одним   из   условий   развития   критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно   данная задача  является   основной   в   процессе   обучения   на   фазе   осмысления содержания.   Важным   моментом   является   получение   новой   информации   по   теме.   Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или   просмотр   видеоматериала.   В   любом   случае   это   будет   индивидуальное   принятие   и отслеживание   информации.   Авторы   педагогической   технологии   развития   критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в   том,   чтобы   поддерживать   активность   учащихся,   их   интерес   и   инерцию   движения, созданную   во   время   фазы   вызова.   В   этом   смысле   важное   значение   имеет   качество отобранного материала. 3. Рефлексия  (reflection): осмысление предшествующей деятельности, итогов, выводов, к которым приходит сам ученик, а также осмысление полученного опыта.   По   окончанию   урока   задается   вопрос   о   том,   что   огорчило   и   что порадовало,   что   мешало?   Можно   предложить   учащимся   закрыть   глаза   и вспомнить, что было на уроке.  Наиболее   эффективным   на   стадии   рефлексии   является   написание пятиминутного эссе. Эссе – это письменные размышления на заданную тему. Этот вид работы   особенно   эффективен,   если   школьники   пишут   его   по   «горячим   следам»,   не продумывая   тщательно   план   и   структуру.  Наряду   с   письменными   формами   не   менее важной   является   устная   рефлексия.   Дж.   Стил   и   ее   коллеги   –   авторы   педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма – отмечают, что   живой   обмен   идеями   между   учащимися   дает   возможность   расширить   свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос. ВЫВОДЫ: Технология развития критического мышления очень хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет учителю:  давать   уч­ся   возможность   высказывать   свою   точку   зрения   по   поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть справленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей  работы,  сочетать   индивидуальную,   парную   и   групповую   работу:   индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, групповая ­ услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Из   всего   выше   сказанного   можно   сделать   вывод,   что   технология   "критического мышления" имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам. Берёзкина Людмила Александровна, учитель английского языка, Насонова Татьяна Владимировна, учитель математики, Орбелян Анаит Иосифовна, учитель английского языка МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова,  г.Геленджик, Краснодарский край

Технология «Развитие критического мышления»

Технология «Развитие критического мышления»

Технология «Развитие критического мышления»

Технология «Развитие критического мышления»

Технология «Развитие критического мышления»

Технология «Развитие критического мышления»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017