Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Оценка 4.7
Видеоуроки +1
pptx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.06.2019
Традиционной целью школьного образования:
овладение системой знаний, составляющих основу наук. По исследованиям российских учёных:
высокий уровень
задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями
средний и ниже среднего
задания на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных , сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений
Технология системно-деятельностного метода.pptx
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
деятельностного
подхода
Технология
системно-
в начальной школе
Гебекова А.Н., к.п.н., доцент
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Актуальность
Традиционной целью школьного образования:
овладение системой знаний, составляющих основу
наук. По исследованиям российских учёных:
высокий уровень
задания репродуктивного характера, отражающие
овладение предметными знаниями и умениями
средний и ниже среднего
задания на применение знаний в практических
ситуациях, содержание которых представлено в
необычной, нестандартной форме, в которых
требуется провести анализ данных ,
сформулировать вывод или назвать последствия
тех или иных изменений.
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Начальная школа
предметные ЗУНы
УУД
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Необходимы:
знания
знания о том, как и где их применять
знание о том, как информацию добывать,
интерпретировать, или создавать новую.
И то, и другое, и третье – результаты деятельности,
а деятельность – это решение задач.
Таким образом, желая сместить акцент в
образовании с усвоения фактов (результат –
знания) на овладение способами взаимодействия с
миром (результат – умения), мы приходим к
осознанию необходимости изменить характер
учебного процесса и способы деятельности
учащихся.
Поэтому и появилась потребность введения
деятельностного метода обучения.
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Эпиграф
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Цель:
• применение технологии
системно-деятельностного подхода
в обучении на уроках в начальной
школе
Задачи:
• изучить технологию системно-
деятельностного подхода в обучении
• обосновать возможности развития
познавательной самостоятельности
школьников посредством
целенаправленного использования на
уроках деятельностного подхода
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Деятельностный подход –
основа концепции развивающего
образования в любом варианте.
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Что же такое
системно-деятельностный
подход обучения?
Подход в обучении, при котором
ребенок сам добывает знания в
процессе собственной учебно-
познавательной деятельности
называется
системно – деятельностным.
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Основные положения
технологии деятельностного метода
обучения.
Сам процесс
учения
должен быть
творческим
Процесс
обучения
есть
всегда
обучение
деятельности
Обучение
деятельности
предполагает
совместную
учебно-
познавательную
деятельность
группы
учащихся под
руководством
учителя
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Система дидактических
принципов
Принцип
деятельности.
Принцип
творчества
Принцип
вариативности
Принцип
целостного
представления
о мире.
.
Принцип
непрерывности.
.
Принцип
минимакса.
Принцип
психологической
комфортности.
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Составляющие
деятельностного подхода
1. Учебный материал предтавляется в
виде последовательных задач, которые
решаются совместно с учащимися,
формируются выводы, осуществляются
на различных этапах логически
допустимые обобщения и делается
переход к следующим задачам.
2. Поэлементное формирование у
учащихся умений осуществлять то или
иное мыслительное или практическое
действие.
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Позиция учителя:
к классу не с ответом
(готовые знания, умения,
навыки),
а с вопросом.
Позиция ученика:
за познание мира,
(в специально организованных
для
этого условиях).
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Сравнительная характеристика
Объяснительно
иллюстративный
Задаётся педагогом
Используются внешние
мотивы
Выбираются педагогом.
Инвариантные,
предусмотренные учителем
Уровень усвоения знаний
Сравнение результативности с
эталонами
Компоненты учебной
деятельности
Цель:
предполагаемый результат
Мотивы:
побудители к
деятельности
Средства:
способы осуществления
деятельности
Действия:
основной элемент
деятельности
Результат:
конечный продукт
Оценка:
критерий достижения целей
Деятельностный
В процессе проблематизации
обеспечивается внутреннее
принятие цели
Опора на внутренние мотивы
Совместный с учащимися
выбор.
Вариативные, возможность
индивидуального выбора
Позитивные внутренние
личностные изменения
Самооценка на основе
применения индивидуальных
эталонов достижений
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Характерная черта технологии
способность ученика
проектировать
предстоящую деятельность,
быть ее субъектом
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Виды
деятельности
Формы
деятельности
• групповая
• парная
• индивидуальная
• фронтальная
• игровая
• исследовательска
я
• проектная
• рефлексивная
• контрольно-
оценочная
• творческая
• практическая
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Типология уроков
в дидактической системе деятельностного метода
• уроки «открытия» нового
знания
• уроки рефлексии
• уроки общеметодологической
направленности
• уроки развивающего контроля
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Этапы построения
урока «открытия» нового знания при
системно-деятельностном подходе
1.Мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация и пробное учебное действие
3.Выявление места и причины затруднения
4.Построение проекта выхода из затруднения
5.Реализация построенного проекта
6.Первичное закрепление учебного действия
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
8.Включение в систему знаний и повторение
9.Рефлексия учебной деятельности
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Этап 6.
ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Приёмы
• "Составь меню"
• "Аукцион"
• "Феномен"
• "Чего больше?"
• "Реклама"
• "Учимся сообща"
• "Я беру тебя с собой"
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Этап 7.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С
САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Приёмы
• "Фактологический диктант"
• "Цифровой диктант"
• "Буквенный диктант"
• "Тренировочная к/р"
• "Блиц-контрольная"
• "Творческий тест"
• "Соответствие фактов и понятий"
• "Рядом с художником"
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Этап 8.
ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ
И ПОВТОРЕНИЯ
Приёмы
•"Создай презентацию"
•"Своя опора"
•"Повторяем с контролем"
•"Приведи примеры"
•"Составление текста"
•"Починить цепочку"
•"Раздели на группы"
•"Уравнение"
•"Дай информацию"
•"Восстанови текст"
•"Назвать, одним слово"
•"Кроссворд"
•"Немая схема"
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Изучив теорию и применив на
практике технологию
деятельностного обучения
можно достигнуть следующие
результаты:
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Уровень
математических представлений
Начало 1 класса Окончание 1 класса
Низкий уровень
Средний
уровень
Уровень выше
среднего
Высокий
уровень
52%
34%
14%
-
26%
36%
23%
15%
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Уровень
языковых
Начало 1 класса Окончание 1
представлений
класса
Низкий уровень
Средний уровень
Уровень выше
среднего
Высокий уровень
60%
25%
8%
7%
22%
18%
34%
26%
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
математика
1класс
2 класс
Уровень
обученности
Качество знаний
96%
92%
100%
79%
русский язык
1класс
2 класс
Уровень
обученности
Качество знаний
85%
75%
91%
78%
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Литературное чтение
Базовый уровень
Выше нормы
Понимание прочитанного Выше среднего показателя
26%
74%
Универсальные учебные
действия
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
67%-высокий уровень
96%-высокий уровень
72% - высокий уровень
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Уильям Артур Уорд,
писатель
Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.