Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе

  • Видеоуроки
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 03.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Традиционной целью школьного образования: овладение системой знаний, составляющих основу наук. По исследованиям российских учёных: высокий уровень задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями средний и ниже среднего задания на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных , сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений
Иконка файла материала Технология системно-деятельностного метода.pptx
деятельностного подхода Технология системно- в начальной школе Гебекова А.Н., к.п.н., доцент
Актуальность Традиционной целью школьного образования: овладение системой знаний, составляющих основу наук. По исследованиям российских учёных: высокий уровень задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями средний и ниже среднего задания на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных , сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Начальная школа предметные ЗУНы УУД
Необходимы:  знания  знания о том, как и где их применять  знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Эпиграф Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость
Цель: • применение технологии системно-деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе Задачи: • изучить технологию системно- деятельностного подхода в обучении • обосновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках деятельностного подхода
Деятельностный подход – основа концепции развивающего образования в любом варианте.
Что же такое системно-деятельностный подход обучения? Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно- познавательной деятельности называется системно – деятельностным.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения. Сам процесс учения должен быть творческим Процесс обучения есть всегда обучение деятельности Обучение деятельности предполагает совместную учебно- познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя
Система дидактических принципов Принцип деятельности. Принцип творчества Принцип вариативности Принцип целостного представления о мире. . Принцип непрерывности. . Принцип минимакса. Принцип психологической комфортности.
Составляющие деятельностного подхода 1. Учебный материал предтавляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам. 2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Сравнительная характеристика Объяснительно­ иллюстративный Задаётся педагогом Используются внешние  мотивы Выбираются педагогом. Инвариантные,  предусмотренные учителем Уровень усвоения знаний Сравнение результативности с  эталонами Компоненты учебной  деятельности Цель: предполагаемый результат Мотивы:  побудители к деятельности Средства:  способы осуществления  деятельности Действия: основной элемент   деятельности Результат:  конечный продукт Оценка: критерий достижения целей Деятельностный В процессе проблематизации  обеспечивается внутреннее  принятие цели Опора на внутренние мотивы Совместный с учащимися  выбор. Вариативные, возможность  индивидуального выбора Позитивные внутренние  личностные изменения Самооценка на основе  применения индивидуальных  эталонов достижений
Характерная черта технологии способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Виды деятельности Формы деятельности • групповая • парная • индивидуальная • фронтальная • игровая • исследовательска я • проектная • рефлексивная • контрольно- оценочная • творческая • практическая
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода • уроки «открытия» нового знания • уроки рефлексии • уроки общеметодологической направленности • уроки развивающего контроля
Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе 1.Мотивация к учебной деятельности 2.Актуализация и пробное учебное действие 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Первичное закрепление учебного действия 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности
Этап 1 МОТИВАЦИИ Приёмы • "Побуждение" • "Психологический тренинг" • "Фантастическая добавка" • "Удивляй" • "Привлекательная цель" • "Отсроченная отгадка" • "Проблемная ситуация" • "Театрализация" • "Рифмованное начало уроков" • "Эпиграф к уроку" • "Оратор" • "Фантазёр" • "Индуктор" • "Ассоциативный ряд" •
Этап  2 АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ Приёмы •"Столкновение противоречий" •"Вопросы, требующие установления сходства и различия." •"Вопросы по установлению причинно–следственных связей." •"Вопрос к тексту" •"Лови ошибку" •"Мозговой штурм" •"Почини цепочку" •"Да-нетка" •"Пресс - конференция" •"Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам" •"Сравнение" •"Проведи исследование" •"Раздели на группы" •"Дай информацию" •"Слепой текст" •"Придумай название" •"Игры в случайность" •"Идеал"
Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ Приёмы • "Составление алгоритма" • "Слепая таблица" • "Птичий базар" • "Цепочка" • "Расшифруй!" • "Кластер" • "Починить цепочку"
Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Приёмы • "Яркое пятно" • "Разрешение парадоксов" • "Помощники" • "Тема в виде проблемного вопроса" • "Отгадай ребус, загадку, шараду…" • "Проблемная ситуация" • "Подводящий диалог " • "Работа над понятием" • "Группировка"
Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА Приёмы • "Мини – рассказ" • "Упрости!" • "Создай коллекцию" • "Проблемный поиск" • "Пары сменного состава" • "Послушать – сговориться – обсудить" • "Облака мыслей" • "Ромб ассоциаций"
Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ Приёмы • "Составь меню" • "Аукцион" • "Феномен" • "Чего больше?" • "Реклама" • "Учимся сообща" • "Я беру тебя с собой"
Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ Приёмы • "Фактологический диктант" • "Цифровой диктант" • "Буквенный диктант" • "Тренировочная к/р" • "Блиц-контрольная" • "Творческий тест" • "Соответствие фактов и понятий" • "Рядом с художником"
Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ Приёмы •"Создай презентацию" •"Своя опора" •"Повторяем с контролем" •"Приведи примеры" •"Составление текста" •"Починить цепочку" •"Раздели на группы" •"Уравнение" •"Дай информацию" •"Восстанови текст" •"Назвать, одним слово" •"Кроссворд" •"Немая схема"
Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приёмы • "Опрос – итог" • "Пантомима" • "Азбука" • "Анкета" • "Цветные поля" • "Увеличение – уменьшение" • "Синквейн" • "Толстый и тонкий вопрос" • "Телеграмма" • "Шкатулка"
Изучив теорию и применив на практике технологию деятельностного обучения можно достигнуть следующие результаты:
Уровень математических представлений Начало 1 класса Окончание 1 класса Низкий уровень Средний уровень Уровень выше среднего Высокий уровень 52% 34% 14% - 26% 36% 23% 15%
Уровень языковых Начало 1 класса Окончание 1 представлений класса Низкий уровень Средний уровень Уровень выше среднего Высокий уровень 60% 25% 8% 7% 22% 18% 34% 26%
математика 1класс 2 класс Уровень обученности Качество знаний 96% 92% 100% 79% русский язык 1класс 2 класс Уровень обученности Качество знаний 85% 75% 91% 78%
Литературное чтение Базовый уровень Выше нормы Понимание прочитанного Выше среднего показателя 26% 74% Универсальные учебные действия Личностные Коммуникативные Регулятивные 67%-высокий уровень 96%-высокий уровень 72% - высокий уровень
Уильям Артур Уорд, писатель
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!