Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.
Разновидности текста с описанием
описание внешности человека (портрет);
описание состояния человека;
описание характера человека;
описание окружающей среды (природы);
описание места (города, села, местности);
описание предмета и пр.
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
общее впечатление от предмета речи;
признаки предмета речи;
авторская оценка описываемого.
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
преобладают имена существительные и прилагательные;
глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида;
составные именные сказуемые;
обстоятельства места.
ПРИМЕР ТЕКСТА
Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).
Давайте прочитаем текст. Определим его тему и главную мысль.
Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
Тема – (о чём говорится в тексте?) –
о подснежнике.
Главная мысль (что хотел сказать автор?)
– подснежник – настоящий герой.
- Как вы думаете, зачем автор создал этот текст?
– чтобы рассказать интересную историю или описать то, что он увидел?
Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является как можно точно описать данный объект. А как это сделать? С помощью текста-описания. Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности построения текста-описания.
Какой вопрос можно задать к данному тексту?
(Какой?)
Это текст-описание. В нём описывается подснежник.
Текст-описание состоит из 3 частей:
Главная мысль. Описание. Особенности.
Части текста-описания можно менять местами в зависимости от построения текста. Рассмотрим пример.
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
В данном тексте рассказывается о том, какая лиса. Значит, это текст-описание.
Определите части текста.
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Это главная мысль.
Описание внешнего вида лисы.
Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Особенности.
Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
У каждого типа текста есть свои особенности. Как вы думаете, без какой части речи мы не смогли бы написать текс-описание? Догадались?
Конечно без прилагательного. Прилагательные являются опорными для текста-описания.
Домашнее задание:
Запишите текст, озаглавьте его, определите тему. Выпишите из текста все приглагательные, которые помогают описать природу.
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Старые деревья облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие листья, блистающие золотом. Устлана земля сухими и разноцветными листьями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.