Текст-описание. Схема построения описания.
Оценка 4.8

Текст-описание. Схема построения описания.

Оценка 4.8
doc
06.05.2020
Текст-описание. Схема построения описания.
3-andreeva-chast2.tekst-9-16.doc

Занятие 9 – 10.

ТЕМА: Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания.

ЦЕЛЬ:

•  познакомить с описательным текстом, схемой построения текста-описания;

  формировать умения определять особенности текста-описания, пересказывать описательный текст по плану и опорным словам;

  формировать умения строить описание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;

  воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом (см. приложение 2), предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1  Организационный момент

—               Сядет тот, кто отгадает предмет.

—               Определите в слове количество слогов, назовите ударный слог:

Небольшая птичка с красной грудкой, голубовато-серой спинкой, с черной бархатной шапочкой. (Снегирь.)

Цветок растет в поле. Серединка желтая, а вокруг белые лепестки. (Ромашка.)

Это овощ. Красного цвета, круглый, мягкий и сочный. (Помидор.)

Косой, слабый, трусливый, маленький, серый, с длинными ушами, коротким хвостом, короткими передниками и длинными задними лапами. (Заяц.)

Круглый, гладкий и пузатый.

Больно бьют его ребята.

                                         (Мяч.)

Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой.

Кто же я такой?

                             (Огурец.)

Маленькие зверьки,                                       Птица длиннохвостая,

Серенькие шубки,                                          Птица говорливая,

Черненькие глазки,                                        Самая болтливая. (Сорока.)

Остренькие зубки. (Мыши.)

   Как вы смогли узнать предмет? Как я рассказывала о предмете?

   Правильно, я описывала предмет, называя его признаки.

 

2.  Запись числа, темы занятия

3.  Текст-описание, схема построения описательного текста Этимология слова

—               Отгадайте загадку.

У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки —

Желтые глазочки.

                                                               (Мать-и-мачеха.)

Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Мать-и-мачеха».

(Этимология слова.)

«Название растения произошло от особенности его листьев, светлых снизу и темно-зеленых сверху. Если потрогать нижнюю его сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки — это мать. Верхняя же сторона листа гладкая, жесткая, как бы холодная: это мачеха.» (Из книги Волиной В.В. «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь».)

Уточнение лексического значения слов:

МАЧЕХА — жена отца по отношению к его детям от прежнего брака.

ЭТИМОЛОГИЯ — это наука о значении и происхождении слов.

• Знакомство с текстом.

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2) карточка.

 

Мать-и-мачеха — первые весенние цветы.

Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика, Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу — мягкие и теплые.

Мать-и-мачеха — прекрасный цветок.

 

—               Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

 

•  Анализ текста

  Докажите, что это текст.

  Определите тему текста. (Текст о цветке.)

  Определите основную мысль текста. (Описание мать-и-мачехи.)

  Это текст-описание. Запишите правило в тетрадь. (Орфографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внимание на постановку знаков препинания.)

 

Описание — это рассказ о признаках людей, животных, растений, предметов.

—               Озаглавьте текст. (Мать-и-мачеха.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

 

•  Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи

  Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

  Составим план текста.

  Прочитайте первую часть рассказа.

  Сначала выделен общий признак предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу)

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

  Предложите название этой части. (Весенние цветы.) (Запись в тетрадь, на доске.)

  Назовите опорные слова этой части. (Весенние.) (Учитель-логопед записывает опорное слово на доске.

—               Прочитайте вторую часть текста.

—               Эта часть содержит признак частей предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ

—               Перечислите по порядку, что описывается во второй части? (Головки, стебли, листья.)

—               Как описывается каждая часть предмета? Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и разбора текста.)

 

Признак частей предмета:

головки

стебли

листья

Одуванчик

покрыты чешуйками

с верхней, гладкие, холодные

с нижней, мягкие, теплые

 

— Прочитайте третью часть рассказа.

Итогом текста является оценка предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА

 

—               Прочитайте оценку предмета автором.

  Предложение название этой части. (Прекрасный цветок.) (Запись в тетрадь, на доске.)

  Назовите опорные слова этой части. (Удивительный.) (Учитель-логопед записывает опорное слово на доске.)

  Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны друг с другом? (Используются имена существительные, обозначающие части целого: мать-и-мачеха — цветок, головки цветка, стебли растения, листья.)

—               Получается полная схема:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец записи на доске:

 

МАТЬ-И-МАЧЕХА

План.

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

Весенние цветы.

 

Весенние (похож на одуванчик)

ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ

части цветка:

головки

стебли

листья

 

Покрыты, чешуйками

С верхней, гладкие, холодные

С нижней, мягкие, теплые

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА

Прекрасный цветок

Удивительный

 

МАТЬ-И-МАЧЕХА. ПЛАН.

 

•  Устный пересказ текста по плану, опорным словам

—               По плану, опорным словам перескажите текст.

 

Учащиеся пересказывают текст. Логопед помогает учащимся использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

•  Обобщение

   Прочитайте опорные слова рассказа. Определите часть речи опорных слов. (Коллективная работа.)

   Сделайте вывод, какие слова чаще всего являются опорными в текстах-описаниях? (Имена прилагательные.)

   С чем сравниваются цветки мать-и-мачехи? Прочитайте предложение, в котором содержится это сравнение. (Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика.)

Описанию помогают сравнения с чем-либо. Используются слова: похоже на ........ как будто          , словно…………………. .

 

—               Послушайте стихотворение.

Ночь зимой — как черный кот,

День — как серенькая мышь.

Но весна, весна идет,

Ярко, звонко каплет с крыш.

И теперь наоборот:

Ночь — как серенькая мышь,

День — большой, блестящий кот.

                                                     (П. Соловьева.)

—               С чем сравнивает автор ночь и день зимой?

—               Назовите образные сравнения весенней ночи и весеннего дня?

 

4. Физкультминутка

 

Мы бежали по дорожке,

Промочили свои ножки.

Потом сели, посидели.

Смотрим, птицы полетели

Ветер сильный вдруг подул

Испугались! Караул!

Листья в воздухе кружатся

И на землю все ложатся

Дует, дует ветер, дует, надувает

Желтые листочки с дерева срывает

И летят листочки, кружат по дорожке.

Падают листочки прямо нам под ножки.

Бег

Трясем ногами

Присели

Руки двигаются как крылья в полете

Дуем

Спрятать лицо в ладонях

Кружимся

Приседаем

Плавные движения руками верху

Резкие рвущие движения руками

Кружимся на месте

Медленно приседаем

 

5. Составление устного сочинения-описания листьев деревьев

—               Отгадайте загадку.

Из почек появляются,

Весной распускаются,

Осенью увядают

И все опадают.

                                                                     (Листочки.)

—               Сегодня мы будем описывать листья деревьев.

  Покажите и назовите свои листочки (по образцу) (У меня кленовый лист, у меня березовый и т. д.)

  Посмотрите на свой листочек. Сам листочек называется листовой пластинкой. То, что соединяет лист с веточкой, — черешок. В листке хорошо видны жилки. Описывая листочек, мы будем рассказывать о форме, краях, цвете, размере. (Учитель-логопед показывает запись на доске.)

 

На доске:

Форма

Края

цвет

размер

 

  Определите форму своего листочка. (Круглая, овальная, яйцевидная, вытянутая, сердцевидная, стреловидная).

С чем можно сравнить листья клена? (Со звездами.) Со­ставьте предложение о листьях клена.

   С чем можно сравнить листья березы? (С золотыми монетками.)

   На что похожи листочки липы? (На сердечки.) Составьте предложения о листьях липы.

   На что похожи листья ивы? (На лодочки, рыбки.) Составьте предложения о листьях ивы. (Ива засыпает дорожки узкими лодочками. Плывут в воздухе золотистые рыбки ивы.)

  С чем можно сравнить листья дуба? (С фонариками.) Составьте предложение о листьях дуба. (Дуб сбрасывает темные фонарики.)

  Расскажите о краях своего листочка. (Зубчатые, ровные, пильчатые.)

—       Опишите цвет листочка. Подберите слова-синонимы.

 

(Красный — багровый, багряный, пунцовый, пурпурный,

огненный, рубиновый, коралловый, малиновый, рыжий.

Желтый — золотой, лимонный, янтарный, золотистый.

Коричневый — кофейный, шоколадный, каштановый, бурый.

Зеленый — изумрудный.)

 

—               Определите размер. (Большой, крупный, огромный, небольшой, маленький, крохотный, средний.)

—               Давайте поиграем. По описанию узнайте листочек.

Все листочки прикрепляются к доске, учитель-логопед описывает один из них (по плану описания).

—               Теперь вы описывайте листочек, рассказывая, какой он, используя план описания, — а мы отгадаем. (2—3 ученика.)

 

Творческое устное сочинение-описание по данному началу

—               Продолжите рассказ.

Учитель-логопед предлагает начало рассказа. (На доске листья деревьев: клена, березы, осины, тополя и др.)

 

Я гулял по парку. Он весь был усыпан листьями. Меня привлек лист клена....

Я сидел в парке и читал книгу. Было тихо. Вдруг на мою книгу упал ли­сточек. Он....

 

Учащиеся составляют рассказы-описания. Логопед помогает учащимся, редактирует высказывания. Оценивание устных сочинений.

 

6. Итог занятия

   Что содержит текст-описание?

   Как строится текст-описание? Назовите особенности описательного текста.

   Слова какой части речи чаще всего используются в текстах-описаниях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Описание волка

Загадки:

    Чей тоскливый вой

Слышится зимой?

    Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

• Серовато-зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

    Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

    На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

 

Этимология слова

«Его названия во многих языках (в частности, индоевропейских) родственны между собой: русское — волк, литовское — вилкас, индийское — улкос. А вот относительно древнейшего его значения пока нет единого мнения. Вполне возможно, что оно связано с тем же корнем, что и наш глагол волочить. Тогда волк — это "вор", "уволакивающий, похищающий". Народная мудрость гласит: "Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел", "Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Но справедливости ради отметим, что волк — санитар леса и "уволакивает" преимущественно больных и слабых животных.» (Из книги Волиной В.В. «Откуда пришло слова: Занимательный этимологический словарь».)

 

Пословицы, поговорки:

Волк шерсть меняет, а зубы никогда.

Голод и волка из леса выгонит.

Волков бояться — в лес не ходить.

Пешком волка не догнать.

У волка всего одна песенка.

Волка ноги кормят.

С волками жить — по-волчьи выть.

Как волка ни корми, все в лес смотрит.

 

Фразеологические обороты

Голоден как волк — очень голодный.

Хоть волком вой — о состоянии тяжелой тоски или безвыходности.

Волком смотрит — смотреть угрюмо, враждебно.

Волк в овечьей шкуре — злой человек, прикидывающийся добрым, прячущийся под маской кротости.

Морской волк — старый, опытный моряк.

Волчий закон — беззаконие, опирающееся на грубую силу.

И волки сыты, и овцы целы — верх дипломатии.

 

Текст-описание. Схема построения описательного текста

•  Знакомство с текстом

Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Волк», текст записан на доске.

 

 

 

Волк — мощный зверь. Он похож на крупную собаку.

Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший.

Волк легко может выследить и настигнуть добычу.

 

—               Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

 

•  Анализ текста

   Докажите, что это текст.

   Определите тему текста. (Текст о волке.)

  Определите основную мысль текста. (Описание волка.)

   Над каким типом текста мы сегодня будем работать? Докажите.

   Как строится текст-описание? Назовите части текста-описания.

Озаглавьте. (Волк.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

 

•  Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи

   Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

   Составим план.

   Прочитайте первую часть рассказа.

— Сначала выделен общий признак предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

 

Предложите название этой части. (Мощный зверь.) (Запись в тетрадь, на доске.)

—               Назовите опорные слова этой части. (Мощный, похож.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

—               Прочитайте вторую часть текста.

—               Эта часть содержит признак частей предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ

 

Перечислите по порядку, что описывается во второй части? (Тело, лапы, хвост, глаза, уши, пасть.) Уточнение лексического значения слова: Пасть — зев, рот зверя, рыбы.

Как описывается каждая часть предмета? Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и разбора текста.)

 

Признак частей:

1)  тело                             покрыто шерстью

2)  лапы                            большие, длинные

3)  хвост                           опугцен вниз

4)  глаза                            внимательные, зоркие

5)  уши                             торчат, кику овчарки

6)  пасть                           большая, острые зубы

 

—               Прочитайте третью часть.

Итогом текста является оценка предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА

 

—               Прочитайте оценку предмета автором.

   Предложите название этой части. (Опасное животное.) (Запись в тетрадь, на доске.)

   Назовите опорные слова этой части. (Легко выследить, настигнуть добычу.)

(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

   Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны друг с другом?

   Назовите языковые средства связи. (Волк — зверь, он, у него, хищник. Используются имена существительные, обозначающие части целого: тело, хвост, глаза, уши, нюх у хищника.)

 

Образец записи на доске:

 

ВОЛК.

План.

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

Мощный зверь

Мощный, похож

ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ

а) тело

б) лапы

в) хвост

г) глаза

д) уши

е) пасть

покрыто шерстью большие, длинные опущен вниз внимательные, зоркие торчат, как у овчарки большая, острые зубы

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА

Опасное животное

 

Легко выследить, настигнуть добычу

 

•  Устный пересказ текста по плану, опорным словам

—               По плану, опорным словам перескажите текст. Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

 

•  Обобщение.

—               Прочитайте опорные слова текста-описания. Определите часть речи. (Коллективная работа.)

Сделайте вывод, какие слова чаще всего являются опорными в текстах-описаниях? (Имена прилагательные.)

С каким животным сравнивается волк? Прочитайте предложения, в которых содержится это сравнение. (Он похож на крупную собаку. Уши торчат, как у овчарки.)

—........................... Какие слова помогают сделать сравнение: (Похож на ...
торчат, как...................... )

 

 

Занятие 11-12.

ТЕМА: Текст-рассуждение. Характерные признаки текста - рассуждения.

Схема построения рассуждения.

ЦЕЛЬ:

формировать умения конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи;

познакомить с особенностями текста типа «рассуждение», схемой построения текста-рассуждения;

формировать умения определять особенность текста - рассуждения;

совершенствовать слоговой анализ слов.

набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», карточки с текстом (см. приложение 2, карт.), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

  Ребята, вы все читали книгу о веселых приключениях Незнайки. Как называется книга? («Приключения Незнайки и его друзей»)

  Сядет тот, кто вспомнит имена друзей Незнайки. Определите в имени героя количество слогов.

Знайка, Торопыжка, Авоська, Небоська, поэт Цветик, доктор Пилюль-кин, художник Тюбик, изобретатели-механики Винтик и Шпунтик, сладкоежка Пончик, Растеряйка, Сиропчик, охотник Пулька, музыкант Гусля.

—          Кто написал эту замечательную книгу? (Николай Николаевич Носов)

 

2. Вступительная беседа

— Вы знаете, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное? Оно, как сказал замечательный сказочник Джанни Родари, «гуляет по всему свету, оно забирается во все, что мы с вами видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но и взрослых, задавать массу полезных и нужных вопросов». Кто догадался, о каком слове идет речь? (Почему.)

Конечно, это слово «почему»! Когда-то оно жило в словаре, а потом ему стало скучно «сидеть» без дела и пошло «почему» гулять по белу свету. А к вам оно заглядывало? Вы любите задавать вопрос «почему»?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно что-то объяснить, доказать. Сегодня на занятии мы познакомимся с предложениями и текстами, в которых что-то объясняется или доказывается.

 

3. Запись числа, темы занятия

 

4. Конструирование сложноподчиненных предложений. Смысловой анализ составляющих частей предложения

—          Составьте полный ответ на вопрос: «Почему жителей Цветочного города звали малышами?» (Жителей Цветочного города звали малышами, потому что они были маленького роста.)

—          Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

—          Как называется такое предложение? (Это сложное предложение.) Объясните свой ответ.

Запись предложения (орфографическая диктовка, уточнить постановку знака препинания). Составление схемы сложного предложения, обозначение главного предложения.

 

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.

Прочитайте из предложения то, что объясняется? (Жителей Цветочного города звали малышами.)

А теперь прочитайте само объяснение? (Потому что они были маленького роста.)

С каких слов начинается объяснение? (Потому что). Обратите внимание на постановку знака препинания перед эти­ми словами!

Вывод. Это сложное предложение отвечает на вопрос почему? В нем содержится рассуждение, где дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т. д. Предложение состоит из двух частей. Первая часть предложения — это то, что объясняется, а вторая часть предло­жения — это само объяснение. В объяснении могут использоваться слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, потому что, значит, кроме того, итак, следовательно.

 

—          Послушайте.

Шел Сережка по траве,

Бил цветы по голове,

Бил панамкой, бил ладошкой.

Не хотим играть с Сережкой!

 

—          Дайте полный ответ на вопрос: «Почему ребята не хотят играть с Сережкой?» (Дети составляют устный ответ — полное сложноподчиненное предложение.)

Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

Что объясняется в этом предложении?

—          Какое дается объяснение? С каких слов начинается это объяснение?

—          Послушайте.

Снег кружится над деревней,

Снег ложится на деревья,

На заборы он ложится

И на лысые пеньки.

Почему же он боится

Теплой маленькой руки?

—          Дайте полный ответ на вопрос: «Почему снег боится руки?» (Дети составляют устный ответ — полное сложноподчиненное предложение.)

Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

Что объясняется в этом предложении?

—          Какое дается объяснение? С каких слов начинается это объяснение?

 

5. Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку:

Встаньте прямо, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам спокойно встать

И спокойно подышать.

 

6. Работа с текстом-рассуждением

• Знакомство с текстом

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2).

С давних пор люди строят из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

 

—          Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.)

—          Прочитайте ту часть рассказа, которая содержит объяс­нение.

  Прочитайте вывод. (Третья часть текста.)

  Составим план текста.

  Прочитайте первую часть рассказа.

  Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

   

• Анализ текста

  Докажите, что это текст.

  Определите тему текста. (Текст о кирпиче.)

  Определите основную мысль текста. (Кирпич — удобный и универсальный строительный материал.)

  Озаглавьте рассказ. (Кирпич.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

  Определите тип текста. (Текст-рассуждение.) Докажите. (Текст отвечает на вопрос: почему так много построено из кирпича?)

  Запишите определение в тетрадь. (Орфографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внимание на постанов­ку знаков препинания.)

 

Рассуждение — это объяснение событий, фактов, явлений, причин.

 

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи.

  Проанализируем схему построения текста-рассуждения.

  Сколько в нем частей? Объясните свой ответ.

   Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.)

  Прочитайте ту часть рассказа, которая содержит объяснение.

  Прочитайте вывод. (Третья часть текста.)

  Прочитайте первую часть рассказа.

  Сначала выделен тезис или основная мысль. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ТЕЗИС

Предложите название этой части. (Почему понравился кирпич.) (Запись в тетрадь, на доске.)

  Назовите опорные слова этой части. (С давних пор, почему понравился.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

  Прочитайте вторую часть текста.

  Приводятся доказательства тезиса. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

—          Прочитайте, по порядку все доказательства.

—          Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и разбора текста.)

 

Доказательства.

Во-первых,...

Делают, повсюду, под рукой

Во-вторых,...

Не горит, не боится

В-третьих,...

Не трескается

Кроме того,…

Тепло, прохладно

 

В конце делается вывод. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ВЫВОД

 

 

Дается полная схема:

 

 

 

 

 

 

 

—          Прочитайте заключительную часть.

Предложите название этой части. (Из кирпича много домов.) (Запись в тетрадь, на доске.)

Назовите опорные слова этой части. (Во всем мире.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны друг с другом?

— Назовите языковые средства связи. (Кирпич — он. Используются слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме того, поэтому.)

 

Образец записи на доске:

КИРПИЧ

План

ТЕЗИС

Почему понравился кирпич.  

С давних пор, почему понравился

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Во-первых,...

Во-вторых,...

В-третьих,...

Кроме того,...

Делают, повсюду, под рукой

Не горит, не боится

Не трескается

Тепло, прохладно

ВЫВ0Д

Из кирпича много домов.

Во всем мире

 

• Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст.

Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

 

7. Обобщение. Итог занятия

О чем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах-рассуждениях говорится о причинах событий, фактов, явлений.)

Из каких частей состоит текст-рассуждение? (В текстах-рассуждениях есть мысль, которая доказывается, доказательства и вывод.)

Как составить план текста? (Сначала прочитать текст 2—3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть, записать пункты плана.)

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

 

Текст-рассуждение «КОНЕК НА КРЫШЕ»

• Знакомство с текстом

КОНЕК НА КРЫШЕ

В старину избы часто украшали коньками. Кто был первым помощником человека? Конечно, конь!

Конь помогал крестьянину пахать землю, сеять зерно.

Многие века конь служил транспортом. На нем люди ездили и перевозили поклажу.

Без коней не было бы и почты. Почтовые лошади перевози­ли разные вести на большие расстояния.

А кто помогал русскому воину в бою? Конь! Случалось, он выносил с поля боя раненого хозяина, спасал ему жизнь.

Живет конек на крыше. Дождик прольет — станет конь золо­тым. Еще выше поднимает голову, гордится собой.

(Е. Каменева)

—          Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

• Анализ текста

Докажите, что это текст.

Определите тему текста. (Текст о коньке на крыше.)

Определите основную мысль текста. (Почему люди помещали на крышу конька?)

Определите тип текста. (Текст-рассуждение.) Докажите. (Текст отвечает на вопрос: почему люди помещали на крыши домов конька?)

—     Запишите заголовок. (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

 

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи

—     Проанализируем схему построения текста-рассуждения.

Сколько в нем частей? Объясните свой ответ.

Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.)

—     Прочитайте те части рассказа, которые содержат объяснения или доказательства.

- Прочитайте вывод. (Последняя часть текста.)

- Составим план текста.

- Прочитайте первую часть рассказа.

- Выделите тезис или основную мысль. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ТЕЗИС

Продолжите название этой части. (Конек на крыше.) (Запись в тетрадь, на доске.)

Назовите опорные слова этой части. (В старину украшали, помощником, конечно.) Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

Прочитайте те части рассказа, которые содержат объяснения или доказательства тезиса. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

— Прочитайте, по порядку все доказательства тезиса. Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чте­ния и разбора текста.)

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

Помощник человека:

а)         на земле;

б)         транспорт;   

в)         почта;

 

г)         на войне.     

 

 

Крестьянину, пахать, сеять

Служил, ездили, перевозили

Не было бы, почтовые вести, расстояния

Помогал русскому воину, случалось, выносил раненого хозяина, спасал

— Прочитайте вывод. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ВЫВОД

 

Предложите название этой части. (Золотой конь.) (Запись в тетрадь, на доске.)

Назовите опорные слова этой части. (На крыше, прольет, станет, выглянет, поднимает, гордится.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны друг с другом?

Назовите языковые средства связи. (Конь — на нем, он, лошади. Используются вопросительные предложения. (Кто был первым помощником человека? А кто помогал русскому воину в бою?)).

 

Образец записи на доске:

 

КОНЕК НА КРЫШЕ

План

ТЕЗИС

Конек на крыше.

В старину украшали помощником, конечно

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Помощник человека:

а)       на земле;

б)      транспорт;

в)      почта;

 

г)       на войне.

 

 

Крестьянину, пахать, сеять

Служил, ездили, перевозили

Не было бы, почтовые вести, расстояния

Помогал русскому воину, случалось, выносил раненого хозяина, спасал

ВЫВОД

Золотой конь.

 

 

На крыше, прольет, станет, выглянет, поднимает, гордится.

 

• Устный пересказ текста по плану, опорным словам

—          По плану, опорным словам перескажите текст. Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

 

• Обобщение

О чем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах-рассуждениях говорится о причинах событий, фактов, явлений.)

Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Тезис, доказательства и вывод.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 13.

ТЕМА: Составление плана текста с обозначенными частями.

ЦЕЛЬ:

•          формировать умения определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему;

закреплять знания о схеме построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;

формировать умения составлять план текста по обозначенным частям.

ОБОРУДОВАНИЕ: наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами (см. приложение 2), памятка «Типы текстов» (см. приложение 2), запись на доске.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

1 . Организационный момент. Беседа-повторение

На доске:

 

пи, ни, са, о, е                 (описание)

по, ва, е, вест, во, ни     (повествование)

е, рае, де, суж, ни          (рассуждение)

 

Замок откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй разгадать быстрее всех!

Уверена, что ждет тебя успех!

 

—          Сядет тот, кто из слогов составит слово.

Учитель предлагает детям пользоваться памятками. (Дать таблицу «Типы текстов»). Логопед может попросить учащихся в процессе беседы-повторения воспроизвести схему построения того или иного типа текста на доске, пользуясь наборами опорных таблиц типов текстов.

Назовите типы текстов.

Каково содержание текста-повествования?

Как строится текст-повествование?

Каково содержание текста-описания?

Как строится текст-описание?

Каково содержание текста-рассуждения?

Как строится текст-рассуждение?

Что такое план текста?

Для чего нужен план текста?

Как составить план текста?

 

2.  Запись числа, темы занятия

 

3.  Дифференциация типов текстов

 

На доске:

 

1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали!

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные!

3.  Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?

 

—          Прочитайте начальную часть трех текстов. (2—3 ученика.)

—          Какое предложение есть во всех трех текстах?

  Что сообщает нам это предложение? (Мы узнаем, о чем будет говориться в тексте.)

  По какому предложению можем догадаться, о чем будет говориться в каждом из текстов дальше?

  Прочитайте второе предложение первого отрывка. Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? (О том, что тигры делали.)

  Вероятно, в первом тексте будет рассказываться о том, что происходило в цирке, о событиях, о действиях, и подсказывает нам это слово «делали». (Учитель-логопед подчеркивает слово «делали» как сказуемое.)

  Прочитайте второе предложение второго отрывка. О чем мы узнаем из этого предложения? (Какие были тигры — красивые и сильные.)

  Правильно. Слово «какие» подсказало нам дальнейшее содержание текста. (Учитель-логопед подчеркивает слово «какие» как определение.)

  Прочитайте второе предложение третьего отрывка. Какой вопрос содержит это предложение?

О чем же будет говориться в тексте? (В нем будет объясняться, почему тигры слушаются дрессировщика.)

Правильно, этот текст, наверное, объяснит причину поведения тигров, почему такие сильные звери слушаются дрессировщика.

Какое вопросительное слово нам подсказывает дальнейшее содержание текста? (Почему?). (Учитель-логопед подчеркивает слово «почему» как обстоятельство.)

Проверим предположения.

 

4. Работа с текстами. Сравнение текстов. Составление плана текста

Учитель-логопед выдает каждому ребенку лист с текстами (см. приложение 2) и знакомит с порядком работы с текстом.

 

Порядок работы с текстом

1. Знакомство с текстом. Чтение текста (2—3 уча­щихся).

2. Выделение в тексте слов с непонятным лексичес­ким значением, пояснение лексического значения.

3. Докажите, что это текст.

4. Определите тему текста.

5. Определите основную мысль текста.

6. Озаглавьте текст. Запись заголовка текста в тет­радь, на доске.

7. К такому типу относится текст? Докажите. Опреде­лите особенности данного типа текста.

8. По какой схеме строится текст. Выделите части построения текста.

9. Сколько частей в тексте? Сколько пунктов плана?

10. Чтение каждой части текста, обсуждение и запись соответствующего пункта плана текста в тетрадь.

11. Назовите средства связи предложений в тексте.

12. Пересказ текста по плану.

 

Образец записи на доске, в тетради.

• ТЕКСТ № 1. (Повествование)

Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали!

Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тиг­ров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.

Мне очень понравилось выступление дрессированных хищников!

 

План.

1. Вчера я был в цирке.

2. Тигры выступают.

3. Мне очень понравилось выступление.

 

ТЕКСТ № 2. (Описание)

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая. Глаза горят зеленым огнем. Лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки. Тигр — очень красивое животное.

 

План.

1. Сильные и красивые тигры.

2. Описание тигра:

шкура

глаза

лапы

клыки

3.           Красивое животное.

 

• ТЕКСТ № 3. (Рассуждение)

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?

Может быть, потому, что человек их не боится? Дрессировщики берут в цирк еще совсем маленьких тигрят для того, чтобы животное привыкло к человеку, его заботе и требованиям. Некоторые тигрята рождаются и растут в цирке. Поэтому, наверное, тигры и слушаются укротителей.

Тигр хоть и слушается дрессировщика, но, все равно, он опасный зверь.

 

План.

1. Почему слушаются дрессировщика?

2. Доказательство: во-первых,...

во-вторых,   

поэтому,.

3. Опасный зверь.

 

5. Физкультминутка (Учитель-логопед проводит между анализом 1-2-3 текстов.)

 

Тигр вышел погулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять.

Запереть его забыли,

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Он по улицам идет.

Ни к кому не пристает,

Но от тигра почему-то

Разбегается народ.

Кто на дерево забрался,

Кто укрылся за ларек,

Кто на крыше оказался,

Кто забрался в водосток.

А на елке, как игрушки,

Разместились две старушки.

Опустел весь город мигом —

Ведь опасны шутки с тигром.

Видит тигр — город пуст.

«Дай-ка, думает, — вернусь.

В зоопарке веселей,

Там всегда полно людей!»

(Эд. Успенский)

 

Прыжки на месте.

Имитация движений тигра.

Показ движений руки при закрывании двери. Прыжки на месте.

 

Имитация движений тигра.

 

 

Бег на месте.

Дети плавно качают руками над головой. Руки скрещены на груди, ладони на плечах. Руками показать над головой крышу дома. Присесть.

 

Руки на поясе, наклоны влево и вправо.

 

Развести руками. Погрозить пальцем.

 

Потягивания — руки в стороны

 Ходьба.

 

Дети садятся за парты

 

6. Итог занятия

Что делали сегодня на занятии?

Какое задание было самым интересным?

Какое задание было самым трудным?

 

ПАМЯТКА

ТИПЫ ТЕКСТОВ

 

Типы текстов

Текст-повествование

Текст-описание

Текст-рассуждение

Содержание

Сменяющие друг друга последова­тельные события

Рассказ о при­знаках людей, животных, рас­тений, предметов

Объяснение со­бытий, фактов, явлений, причин

Тема

1.  Начало.

2.  Развитие.

3.  Кульминация

4.  Итог.

1.  Общий признак.

2.    Признак  частей.

3.    Оценка предмета.

1. Тезис.

2.Доказательства:

а)   примеры;

б)  объяснения

3. Вывод.

Опорные слова

Глаголы

Имена   прилага­тельные

Во-первых,   во-вторых, так как, поэтому, потому что, итак.

 

КУЛЬМИНАЦИЯ — точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего-нибудь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 14.

ТЕМА: Деление текста на части. Работа над планом

ЦЕЛИ: •          формировать умение определять тип текста;

закреплять знания о схеме построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;

формировать умения составлять план, использовать его при пересказе текста;

учить делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану.

ОБОРУДОВАНИЕ: наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами (см. приложение 2), памятка «Типы текстов», запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.               Организационный момент. Беседа-повторение

— Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.

Учитель предлагает детям пользоваться памяткой «Типы текстов», вывешенной на доске. Логопед может попросить учащихся в процессе беседы-повторения воспроизвести схему построения того или иного типа текста на доске, пользуясь наборами опорных таблиц.

Назовите типы текстов.

Каково содержание текста-повествования?

Как строится текст-повествование?

Каково содержание текста-описания?

Как строится текст-описание?

Каково содержание текста-рассуждения?

Как строится текст-рассуждение?

Что такое план текста?

Для чего нужен план?

Как составить план текста? (Сначала прочитать текст 23 раза, разделить на смысловые части. Определить, что в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть, записать пункты плана.)

2.  Запись числа, темы занятия

3.  Работа с текстами. Деление текста на части. Составление плана

Учитель-логопед выдает каждому ребенку лист с текстами (см. приложение 2)

Учитель-логопед еще раз знакомит детей с листом

 

«Порядок работы с текстом»

Задание: записать текст, обозначая каждую часть. Списывание текста в тетрадь по частям. (Каждую новую часть необходимо записывать с красной строчки.)

 

Образец записи на доске, в тетради

ТЕКСТ № 1. (Повествование)

ДРУГ ДЕТСТВА

Вите было шесть лет. Он решил стать боксером. На чем же ему отрабатывать силу удара?

Мама вынула из кладовой облезлого мишку. Посадил его Витя на диван и приготовился бить.

А мишка поднял лапы и ждет. Один глаз у него желтый, а другой — белый, из пуговицы. Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал мишку и шептал ему сказки.

Витя решил: я никогда не буду боксером!

План.

1. Витя решил стать боксером.

2. Мама достала мишку.

3. Старый друг.

4. Я никогда не буду боксером.

ТЕКСТ № 2. (Описание)

 

ЖИВЫЕ УДОЧКИ

Обитатели в море встречаются удивительные. Раз моряки вытащили на палубу небольшую рыбу.

У нее была зубастая пасть, а из головы росла удочка. На конце удочки рыба зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбешки плывут посмотреть на фонарик и попадают в пасть рыбы.

Это хищная рыба-удильщик. Живет эта рыба в глубинах морей и ловится редко.

ПЛАН.

1.  Удивительный обитатель моря.

2.  Описание рыбы:

пасть

удочка

фонарик

3. Редкая хищница.

 

 

ТЕКСТ № 3. (Рассуждение)

 

ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ ТАК НРАВИТСЯ ЛЕН Много лет люди шьют одежду изо льна. Почему же так нравится нам эта ткань?

Во-первых, лен легко вырастить на своих полях. Это неприхотливое растение.

Во-вторых, волокна льна прочны и удобны в обработке. Из льняных ниток получается прочная ткань.

Кроме того, в зной в одежде изо льна не жарко, а в стужу — не холодно.

Поэтому во всем мире люди с такой любовью относятся к этому растению.

ПЛАН.

1. . Почему понравился лен?

2. .Доказательства: во-первых,...

во-вторых,.

кроме того,

3. С любовью.

 

4.  Физкультминутка (Учитель-логопед проводит между анализом 1-2—3 текстов.)

5.  Итог занятия

 

Что такое план текста?

Для чего нужен план текста?

Как составить план текста?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 15-16.

ТЕМА: Редактирование текста.

ЦЕЛИ:        * формировать умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования;

* делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи;

* ознакомить с приемами редактирования текста:

ОБОРУДОВАНИЕ:    предметная картинка «Лиса», запись на доске.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

1.               Организационный момент. Беседа-повторение

—          Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

Какие типы текстов вы знаете?

Каково содержание текста-повествования?

Как строится текст-повествование?

Каково содержание текста-описания?

Как строится текст-описание?

Каково содержание текста-рассуждения?

Как строится текст-рассуждение?

 

2.   Запись числа, темы занятия

 

3.   Редактирование текста-описания

 

• Знакомство с текстом. (Текст записан на доске. Учитель-логопед выставляет предметную картину «Лиса».)

 

Лиса — небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью.* У лисы короткие ноги и острая хитрая мордочка. Лиса любит мясо.

—          Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

 

• Анализ текста

Докажите, что это текст.

Определите тему текста. (Текст о лисе.)

Определите основную мысль текста. (Описание лисы.)

Определите тип текста. (Текст-описание.) Докажите.

—     Как строится текст-описание? Назовите части текста-описания.

—     Выделены ли в тексте части?

—     Озаглавьте текст. (Лиса.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

 

• Редактирование. Беседа по содержанию. Языковые средства связи

(!Исправления, пометки делает учитель-логопед на доске по ходу редактирования текста.)

—          Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ.

Давайте отредактируем этот текст. Что значит редактировать текст? (Редактировать — значит проверять, исправлять текст.)

Выделите общий признак предмета. Прочитайте первую часть.

Прочитайте, как описывается каждая часть животного? (Тело, ноги, мордочка.)

Найдите речевую ошибку в назывании частей тела. (У лисы не ноги, а лапы.)

Отредактируйте предложение.

Все ли признаки внешнего облика лисы перечислены или что-то существенное пропущено? (Не описывается хвост лисы.)

Составьте предложение. (У лисы большой пушистый хвост.)

После какого предложения уместно вставить это предложение? Почему? (На хвосте тоже рыжая шерсть.)

Значит, предложение будет третьим.

Прочитайте вторую часть рассказа.

Прочитайте последнее предложение. Итогом текста должна быть оценка предмета. Оценивает ли это предложение животное?

Придумайте заключительное предложение. (Лиса — красивое животное.)

—          Прочитайте третью часть.

Прочитайте текст еще раз. Проанализируйте средства связи. (Есть повторяющиеся слова.)

Каким словом можно заменить слово лиса (Ее, лисица, зверек.) (Учитель-логопед записывает синонимы на доске.)

— Устно отредактируйте текст. (Чтение текста 2—3 учениками.)

 

Образец отредактированного текста:

 

ЛИСА

Лиса — небольшой зверь.

Тело ее покрыто густой рыжей шерстью. У лисицы большой пушистый хвост. У зверька короткие лапы и острая хитрая мордочка.

Лиса — красивое животное.

 

• Запись отредактированного текста. Обобщение

—          Сколько частей в тексте. Как обозначить каждую часть?

—          Запишите в тетрадь отредактированный текст. (Индивидуальная помощь учителя-логопеда.)

«Нельзя кое-как, положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки.

Каждое дело "просит" проверки».

                                        (Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика»)

Проверка, чтение записанных текстов. (1—2 ученика.) Учитель-логопед анализирует, редактирует тексты.

Прочитайте первоначальный вариант текста.

Прочитайте окончательный вариант рассказа.

Сравните варианты текста. Какой Вам нравится больше? Объясните свой ответ.

 

4. Физкультминутка

 

У лисицы острый нос,

 

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Скачет зайка косой

 

Под высокой сосной

 

Под другою сосной

 

Скачет зайка второй.

Показываем руками, какой у лисы острый нос,

имитируем ее походку
Движение рук в стороны, назад
«Оглаживаем» воображаемый хвост, бока

 

Указательный и средний пальцы правой руки вверх остальные выпрямить и соединить

Ладонь правой руки вертикально вверх,

пальцы широко расставлены

Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены

Указательный и средний пальцы левой руки верх, остальные выпрямить и соединить

 

5. Редактирование  текста-повествования,   работа   над завершенностью текста

• Знакомство с текстом  (Текст записан на доске.)

 

ЗАЙКА

По лесу гулял Коля. Он увидел под кустом зайку. У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнес зайку домой. Коля лечить стал зайку.

 

—          Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.)

 

• Анализ текста

Докажите, что это текст.

Определите тему текста. (Текст о зайке.)

Определите основную мысль текста. (Как Коля помог зайке.)

Определите тип текста. (Текст-повествование.) Докажите.

Как строится текст-повествование? Назовите части текста-повествования.

—          Выделены ли в тексте части?

—          Запишите заголовок. (Зайка.) (Запись заголовка текста в тетрадь.)

 

• Редактирование. Беседа по содержанию. Языковые средства связи

(!Исправления, пометки делает учитель-логопед на доске по ходу редактирования текста.)

Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ.

Подумайте:

Vсоответствует ли содержание текста заглавию;

Vправильно ли построены предложения;

Vудачно ли выбраны слова для выражения главной мысли;

Vявляется ли текст законченным.

 

—          Давайте отредактируем этот текст. Что значит редактировать текст? (Редактировать — значит проверять, исправлять текст.)

 

Возможные ответы детей:

Содержание соответствует заглавию, так как в тексте говорится о зайке.

Предложения построены неправильно: нарушена очередность слов.

По лесу гулял Коля. — Гулял Коля по лесу.

Он увидел под кустом зайку. — Под кустом он увидел зайку.

Коля лечить стал зайку. — Коля стал зайку лечить.

• Повторение слов. (Коля, зайка.) Предложите слова, заменяющие слова Коля, зайка. (Коля — он, мальчик. Зайка — зайчишка, его, бедняга, заинька.)

Выделите начало рассказа. Прочитайте первую часть.

Прочитайте предложения, в которых сообщается о том, что случилось с зайкой. (У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать.)

Как вы думаете, не допущена ли здесь речевая ошибка? (Болела нога.)

Отредактируйте предложение. (У зайки была сломана лапка. У зайки болела лапка.)

Ясно ли из текста, как мальчик отнесся к зайке, оказавшемуся в беде?

Какое предложение следует вставить, чтобы читателям стало ясно, почему Коля взял зайчика домой? (Коля пожалел зайку.)

Найдите в тексте два соседних предложения, которые можно соединить в одно. (Коля пожалел зайку. Коля отнес его домой.)

Какое предложение получится. (Мальчик пожалел зайку и отнес его домой.)

Каким по счету должно быть это предложение? (Пятым предложением.)

Прочитайте вторую часть отредактированного текста.

Проанализируйте средства связи. (Есть повторяющиеся слова.)

Подберите слова-замены для повторяющихся слов.

Устно отредактируйте текст. (Чтение текста 2—3 учениками.)

 

Образец отредактированного текста:

 

ЗАЙКА

Гулял Коля по лесу.

Под кустом он увидел зайку. У бедняжки была сломана лапка. Он не мог бежать. Мальчик пожалел зайку и отнес его домой. Коля стал лечить зверька.

 

• Запись отредактированного текста. Обобщение

—          Сколько частей в тексте. Как обозначить каждую часть?

—          Запишите в тетрадь отредактированный текст. (Индивидуальная помощь учителя-логопеда.)

Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 ученика.) Учитель-логопед анализирует, редактирует.

 

• Работа над концовкой текста. Обобщение

Прочитайте последнее предложение. Является ли этот текст законченным? Почему? (Нет конца, не понятно, чем закончилась история.)

Предложите конец истории. (Анализ, устное редактирование вариантов учащихся.)

 

Возможные варианты ответов детей:

Когда зайка поправился, мальчик отпустил его в лес.

Заинька быстро поправился. Мальчик отпустил его в лес.

 

Как обозначить конец действия, итог рассказа? (Запись предложений третьей части с красной строки.)

Запишите в тетрадь. (Индивидуальная помощь учителя-логопеда.)

Проверка, чтение записанных предложений. (1—2 ученика.) Учитель-логопед анализирует, редактирует предложения.

 

Прочитайте первоначальный текст на доске.

Прочитайте отредактированный текст в тетради.

—          Сравните варианты текста. Какой нравится больше? Объясните свой ответ.

 

5. Итог занятия

—          Что значит редактировать текст?

 

(Материал для закрепления по теме: «Редактирование текста» дан в приложении 2.)


Занятие 9 – 10. ТЕМА: Текст-описание

Занятие 9 – 10. ТЕМА: Текст-описание

Описание — это рассказ о признаках людей, животных, растений, предметов

Описание — это рассказ о признаках людей, животных, растений, предметов

Описанию помогают сравнения с чем-либо

Описанию помогают сравнения с чем-либо

Теперь вы описывайте листочек, рассказывая, какой он, используя план описания, — а мы отгадаем

Теперь вы описывайте листочек, рассказывая, какой он, используя план описания, — а мы отгадаем

Волк в овечьей шкуре — злой человек, прикидывающийся добрым, прячущийся под маской кротости

Волк в овечьей шкуре — злой человек, прикидывающийся добрым, прячущийся под маской кротости

ОБЩИЙ ПРИЗНАК Мощный зверь

ОБЩИЙ ПРИЗНАК Мощный зверь

Запись числа, темы занятия 4

Запись числа, темы занятия 4

Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку:

Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку:

Предложите название этой части

Предложите название этой части

Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся

Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания учащихся

ТЕЗИС — Продолжите название этой части

ТЕЗИС — Продолжите название этой части

Обобщение — О чем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах-рассуждениях говорится о причинах событий, фактов, явлений

Обобщение — О чем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах-рассуждениях говорится о причинах событий, фактов, явлений

Как строится текст-описание? —

Как строится текст-описание? —

Порядок работы с текстом 1

Порядок работы с текстом 1

Физкультминутка (Учитель-логопед проводит между анализом 1-2-3 текстов

Физкультминутка (Учитель-логопед проводит между анализом 1-2-3 текстов

Занятие 14. ТЕМА: Деление текста на части

Занятие 14. ТЕМА: Деление текста на части

Задание: записать текст, обозначая каждую часть

Задание: записать текст, обозначая каждую часть

Физкультминутка (Учитель-логопед проводит между анализом 1-2—3 текстов

Физкультминутка (Учитель-логопед проводит между анализом 1-2—3 текстов

Определите основную мысль текста

Определите основную мысль текста

Прочитайте окончательный вариант рассказа

Прочитайте окончательный вариант рассказа

По лесу гулял Коля. — Гулял Коля по лесу

По лесу гулял Коля. — Гулял Коля по лесу

Сравните варианты текста. Какой нравится больше?

Сравните варианты текста. Какой нравится больше?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020