Текст выступления на педагогическом совете на тему:
«Развитие мышления у детей с нарушением зрения через развивающие игры »
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Ребёнок не рождается с готовой способностью к мышлению. Его мышление в раннем и дошкольном детстве формируется благодаря общению с взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в разнообразных формах предметной, игровой, предтрудовой бытовой и учебной деятельности.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что любые образовательные и воспитательные цели могут быть достигнуты лишь за счет формирования у детей умения самостоятельно мыслить. Затруднение решения логических заданий, логическое построение всей работы дошкольником ведет к большим трудностям в учебном процессе в школе, а далее во всей жизни. Необходимо с дошкольного возраста развивать операциональные умения ребёнка. Особенно это актуально, для детей с нарушением зрения.
Поэтому особое значение приобретают исследования, направленные на раскрытие возможностей умственного развития детей с нарушениями зрения именно в дошкольном возрасте. Мыслительная деятельность играет важную роль в компенсации неполноценных: зрительного представления и восприятия у детей данной категории нарушений. Дети с нарушениями зрения обладают рядом специфических особенностей, которые вызваны наличием зрительного дефекта и связанных с ним вторичных нарушений психического развития.
Особенностями развития мышления у детей с нарушениями зрения в целом являются:
1. Затруднения развития образного мышления
2. Расширение или сужение объема понятий
3. Недостаточная обоснованность суждений
4. Формальность умозаключений
5. Замедленность анализирующего восприятия
6. Затруднения при формировании целостного образа, в результате чего страдают сравнение и дифференцировка.
7. Страдает конкретность мысли, что затрудняет формирование понятий.
Рассмотрев виды мышления и особенности его развития у детей с нарушениями зрения, основные труды известных тифлопедагогов по данной теме, рассмотрев проблемы мышления в тифлопсихологии. Проанализировав констатирующие факты, основанные на теоретических знаниях о мышлении, а также исследовав особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения можно сделать следующие выводы:
· формирование логических приёмов мышления важно для ребёнка, имеющего зрительную патологию, как с общеразвивающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления;
· сам процесс развития логического мышления дошкольника с нарушением зрения проходит те же этапы, что и у нормально видящего;
· методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно.
Развитию мышления дошкольника могут способствовать все доступные ему виды деятельности. Важно правильно их организовать, использовать в работе с детьми развивающие их методы и приёмы.
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребёнка. Развивающая, является довольно эффективным средством развития логического мышления ребёнка, так как в ней присутствует свобода выбора плана действий, способов действий, выбора собственного решения. Б.П.Никитин называет развивающие игры «играми нового типа, моделирующими творческий процесс и создающими свой микроклимат», где появляются возможности для развития логического мышления ребёнка-дошкольника. Поэтому развивающие игры являются наиболее мощным средством развития логического мышления дошкольников.
В связи с этим мной была определена цель: целенаправленное формирование логических приёмов мышления старших дошкольников с нарушением зрения через развивающие игры.
Задачи по развитию мышления у старших дошкольников
1) накопление и обогащение субъективного и чувственного опыта детей;
2) знакомство детей с разными сферами деятельности, расширение их опыта познавательной активности;
3) развитие доказательной речи детей, умения аргументировать свои высказывания;
4) развитие творческих способностей, самостоятельности и инициативности.
Для реализации поставленных задач решила использовать в работе с детьми развивающие игры.
Нами был создан центр развивающих игр, так называемая «игротека» куда вошли: игры Никитиных «Сложи узор», Воскобовича : «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», палочки Кюизенера, «Танграм», игры и упражнения на сообразительность: «Четвёртый лишний», «Сложи картинку», «Логические цепочки», «Продолжи ряд», «Ассоциации», «Лабиринты», «Головоломки».
Содержание этого центра постоянно пополняется в зависимости от тематики изучаемого материала по всем разделам Программы, от уровня актуального развития детей, их интересов.
Этапы работы:
1. Подготовительный (изучение литературы, обследование детей)
2.Организационный (изготовление и подборка игр и упражнений)
3.Формирующий (практический – работа с использованием развивающих игр и упражнений)
4. Итоговый (проведение обследования)
Вывод: в заключении, можно сказать, роль и значение развивающих игр, используемых на занятиях и в режимных моментах трудно переоценить. Они становятся не только источником активизации познавательной деятельности дошкольников, но и открывают возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создают благоприятные условия для коррекции.
Использование игр воздействует на совершенствование механизмов памяти, внимания, активизации мыслительных операций, на развитие таких психических процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей. В процессе работы выявила, что дети благодаря развивающим играм становятся более раскованными, уверенными в себе, не боятся высказывать свои идеи, мнения. Предлагаемые задания многие стараются решить как-то по-своему, творчески.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.