Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения.
Предлагаем пример текста с заданиями для формирования умения смысловго чтения.
обж 8 класс.doc
Внимательно прочитайте текст (http://www.rasteniyalecarstvennie.ru/15774prostudnyezabolevaniya
vidysimptomyprichinypreparatyprofilaktikalechenie.html) и выполните задания после него.
Простудные заболевания (ОРВИ, ОРЗ) и грипп – это инфекционные заболевания, которые
вызываются вирусами. Они отличаются друг от друга симптомами, а также нарушением функций тех или
иных органов.
При острых респираторных заболеваниях поражаются главным образом верхние дыхательные пути, то
есть нос и глотка. К симптомам этих заболеваний можно отнести насморк, слезящиеся глаза, слабость,
головную боль, боли в горле и иногда легкий кашель. Респираторные заболевания чаще возникают в
холодное время года, но могут наблюдаться и в весеннелетние месяцы. ОРВИ продолжаются в
большинстве случаев от 5 до 10 дней.
Совсем иная картина наблюдается при гриппозных инфекциях, которые развиваются преимущественно в
зимние месяцы. При гриппе поражаются не только дыхательные пути, но и весь организм. Заболевание
возникает внезапно и характеризуется более тяжелыми симптомами. Это, прежде всего, высокая
температура, часто сопровождающаяся ощущением холода вплоть до сильного озноба. Кроме того,
появляются головная боль, боли в суставах, мышцах и спине, чувство разбитости, ломота во всем теле,
сильная слабость. Воспаление горла, охриплость и сухой кашель, заложенность носа отмечаются не всегда.
Грипп ослабляет организм и снижает сопротивляемость к другим болезням. Он особенно опасен для
детей раннего возраста, пожилых людей и лиц, страдающих хроническими заболеваниями сердечно
сосудистой, дыхательной систем, сахарным диабетом и нарушениями иммунитета. Наибольшую опасность
представляют присоединяющиеся бактериальные инфекции, которые могут вызвать воспаление среднего
уха (средний отит), воспаление придаточных пазух носа (синусит) или воспаление легких (пневмонию).
Источником распространения вирусов при ОРВИ и гриппе является больной человек. Основной путь
передачи – воздушнокапельный. Вирусы скапливаются и размножаются на слизистой оболочке
дыхательных путей. Вместе с капельками слюны, мокроты и слизи при кашле, чихании и разговоре больной
выделяет вирус гриппа, который распространяется на расстояние от 1,5 до 3 метров. Вирус гриппа
попадает в организм здорового человека через слизистую оболочку носа, глотки, гортани, бронхов.
Возможен контактный путь заражения, когда человек касается руками загрязненных вирусом предметов
или больного, а затем – своих глаз, носа, рта.
В основе предрасположенности к простудным заболеваниям и гриппу лежит прежде всего
ослабление собственных защитных сил организма.
На предприятиях, в учреждениях основными профилактическими мероприятиями являются:
поддержание нормального температурного режима;
ликвидация сквозняков;
хорошее проветривание (вентиляция);
систематическая влажная уборка;
немедленная изоляция заболевшего гриппом от коллектива.
Средства для лечения и профилактики ОРВИ и гриппа
Плановая вакцинация. Вакцинация проводится не менее чем за 1 месяц до начала эпидемии и
приводит к формированию иммунитета в отношении определенных серотипов вируса. Реакцией на введение
вакцины у некоторых привитых могут быть проходящие легкий насморк и небольшое недомогание, которое
значительно слабее и безопаснее, чем заболевание настоящим гриппом.
Выполните задания:
1. Озаглавьте текст и объясните. Почему вы выбрали такое название.
2. На основании текста составьте схему – симптомы гриппа.
3. Используя информация текста, проиллюстрируйте механизм заражения вирусами гриппа.
4. Придумайте 5 вопросов к тексту.
5. Используя информацию текста, объясните сущность контактного пути заражения вирусом гриппа. 6. Прокоментируйте тезис: В основе предрасположенности к простудным заболеваниям и
гриппу лежит прежде всего ослабление собственных защитных сил организма.
7. Объясните, используя информацию текст, почему самыми уязвимыми являются дети и пожилые люди.
Текст для смыслового чтения 8 класс обж
Текст для смыслового чтения 8 класс обж
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.