Текст для смыслового чтения 9 класс биология (молекулярный уровень)
Оценка 4.8
Карточки-задания +2
docx
биология +1
9 кл—10 кл
19.01.2017
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова). У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения. Предлагаем пример текста с заданиями для формирования умения смысловго чтения.
молекулярный уровень.docx
Внимательно прочитайте текст и составьте кластер, в основе которого должно находиться
понятие «молекулярный уровень».
Молекулярный уровень организации живой материи составляет предмет молекулярной
биологии, изучающей строение и функции входящих в состав живых организмов органических
веществ – белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и АТФ.
Белки являются основными структурными элементами клеток и регулируют протекающие в
них процессы.
Нуклеиновые кислоты участвуют в передаче наследственной информации от клетки к
клетке, от организма к организму.
Углеводы и липиды служат важнейшими источниками энергии, необходимой для
жизнедеятельности организмов, и строительным материалом клетки.
Свойства биологических соединений зависят от строения их молекул. Углеводы состоят из
углерода, водорода и кислорода. Они могут быть простыми (моносахариды) и сложными
(полисахариды).
Липиды – группа жироподобных веществ, нерастворимых в воде. Большинство липидов
состоит из высокомолекулярных жирных кислот и трехатомного спирта глицерина.
Белки, или протеины, биополимеры, мономерами белков являются аминокислоты. Все
разнообразие белков создается различными сочетаниями всего 20 аминокислот.
Молекулы белков могут принимать различную пространственную конфигурацию:
первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры. Такая сложность строения молекул
белков связана с многочисленными функциями, выполняемыми этими биополимерами. Многие
белки являются ферментами, т.е. биокатализаторами.
Нуклеиновые кислоты – биополимеры, состоящие из мономеровнуклеотидов. Различают два
типа нуклеиновых кислот – РНК и ДНК. В состав каждого нуклеотида входит азотистое
основание(аденин, гуанин, тимин, цитозин – ДНК; аденин, гуанин, цитозин, урацил – РНК),
углевод(рибоза или дезоксирибоза) и остаток фосфорной кислоты. Выделяют три типа РНК,
различающихся по структуре, величине молекул, расположению в клетке и выполняемым
функциям:
рибосомные РНК (рРНК) входят в состав рибосом и участвуют в формировании их активных
центров, где происходит биосинтез белка.
транспортные РНК(тРНК) – самые небольшие по размеру – транспортируют аминокислоты к
месту синтеза белка.
информационные, или матричные, РНК(иРНК) синтезируются на участке одной из цепей
молекулы ДНК и передают информацию о структуре белка из ядра клеток к рибосомам.
АТФ является нуклеотидом, состоящим из азотистого основания аденина, углевода рибозы и
трех остатков фосфорной кислоты. АТФ – универсальный источник энергии для всех реакций,
протекающих в клетке.
Вирусы – переходная форма между живой и неживой материей. Они состоят из РНК или
ДНК и белковой оболочки.
Молекулярный уровень
Текст для смыслового чтения 9 класс биология (молекулярный уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.